Дефекты продукции

Лекция№5

Тема: Качество продукции

1.Дефекты продукции

2. Методы определения показателей качества продукции

Дефект — несоответствие заданному или ожидаемому требованию, а также требованию, относящемуся к безопасности. Классификация дефектов, разработанная М.А. Николаевой, приведена на рис. 1.

 

Рис. 1- Классификация дефектов

 

Основные классификационные признаки дефектов:

- степень значимости

- наличие методов и средств для их обнаружения или устранения

- место возникновения.

По степени значимости различают дефекты: критические, значительные и малозначительные.

Критические дефекты — несоответствие товаров установленным требованиям, которые могут нанести вред жизни, здоровью, имуществу потребителей или окружающей среде.

Продукцию с критическими дефектами нельзя или экономически нецелесообразно использовать по назначению. Например, загнившие яблоки нельзя использовать в пищу или на переработку, так как они содержат вредные для организма вещества (микотоксины), обладающие канцерогенным и мутагенным действием. Даже если менее половины мякоти плода еще не загнила, то отделение здоровых тканей требует таких больших затрат, что обработка невыгодна.

Значительные дефекты — несоответствия, существенно влияющие на использование продукции по назначению и ее сохранность, но не влияющие на безопасность для потребителя и (или) окружающей среды. Так ушибы, проколы, повреждения вредителями ухудшают внешний вид, снижают выход съедобной части и сохраняемость яблок, но плоды все, же могут быть использованы по назначению.

Малозначительные дефекты — несоответствия, которые не оказывают существенного влияния на потребительские свойства продукции, в первую очередь на назначение, надежность и безопасность. Так, при оценке качества яблок к малозначительным дефектам относят небольшие отклонения от формы, размера, окраски.

Продукцию с критическими дефектами относят к неликвидным отходам, непригодным к использованию по назначению; со значительными — к нестандартной, если количество допускаемых дефектов превышает установленные нормы. Продукцию считают стандартной, если значительные дефекты находятся в пределах установленных норм допускаемых отклонений. Малозначительные дефекты могут быть в стандартной продукции без ограничений.

В зависимости от наличия методов и средств обнаружения дефекты подразделяются на:

- явные, для которых предусмотрены методы и средства обнаружения

- скрытые, для которых методы и средства обнаружения не предусмотрены или их применение нецелесообразно. Например, к явным дефектам консервов относится бомбаж в стадии вздутия банки, который определяется визуальным осмотром. Начальные же стадии бомбажа нельзя обнаружить визуально. Для этого необходим микробиологический контроль, для чего банки нужно вскрывать. При выборочном контроле всегда существует опасность, что банки в начальной стадии бомбажа могут не попасть в выборку. Если же вскрыть все банки в товарной партии, то реализовать такую партию нельзя. Поэтому сплошной контроль невозможен, а другие методы неразрушающего контроля отсутствуют.

В зависимости от наличия методов и средств устранения дефекты делят на:

- устранимые

- неустранимые

Устранимые дефекты — дефекты, после устранения которых, продукция может быть использована по назначению. Так, к устранимым дефектам относят загнивание яблок, если поражено менее 50% плода. После удаления загнившей ткани, а также части прилегающей к ней здоровой ткани плоды можно использовать в свежем виде или на переработку.

Неустранимые дефекты — дефекты, которые невозможно или экономически невыгодно устранять. Примером неустранимых дефектов могут служить полностью гнилые плоды и овощи.

В зависимости от места возникновения все дефекты условно подразделяются на:

- технологические

- предреализационные

- послереализационные

Технологические дефекты — дефекты, связанные с несоблюдением или несовершенством производственных процессов. Если технологические дефекты при сдаче-приемке продукции имели скрытый характер, то в течение 4 месяцев продавец может предъявить претензии поставщику. Если при приемке технологические дефекты носили явный характер, но не были обнаружены или зафиксированы, а партия с такими дефектами была принята товароведом или материально-ответственным лицом без уведомления изготовителя и поставщика, то по истечении срока, обусловленного Инструкцией по приемке товаров народного потребления по качеству, предъявить претензии невозможно.

Предреализационные дефекты возникают при транспортировании, хранении, подготовке к продаже или реализации продукции. Примером таких дефектов может служить микробиологическая порча продукции при хранении, утрата товарного вида при подготовке к продаже или реализации вследствие загрязнения, деформации и т.п. Продукция, у которой выявлены недопустимые технологические или предреализационные дефекты, реализации не подлежит.

Послереализационные дефекты возникают при хранении или использовании продукции потребителем. Причинами возникновения этих дефектов могут быть:

ü нарушение потребителем правил эксплуатации, хранения, транспортирования или потребления продукции;

ü проявление скрытых технологических или предреализационных дефектов.

В первом случае потребитель имеет право предъявить претензию, если правила эксплуатации, хранения, транспортирования или потребления не были доведены до него соответствующим образом. При наличии достаточной информации о таких правилах (с помощью информационных документов или маркировки) претензии, вызванные появлением послереализационных дефектов по вине потребителя, не принимаются.

В случае появления скрытых дефектов продукции не по вине потребителя продавец обязан либо устранить дефекты за свой счет, либо заменить дефектный товар на бездефектный, либо вернуть уплаченную сумму денег. При этом потребитель имеет право претендовать на возмещение материального и морального ущерба.