Номенклатура потребительских свойств и показателей качества продукции

Номенклатура потребительских свойств и показателей — совокупность свойств и показателей, определяющих качественные характеристики потребительских товаров. Номенклатура показателей качества зависит от назначения продукции. В ее пределах потребительские свойства и показатели подразделяются на различные группы: назначения, надежности, эргономические, эстетические, экологические, безопасности (рис. 2).

 

Рис. 2 Номенклатура потребительских свойств и показателей качества продукции

1)Показатели назначения - одно из определяющих свойств товаров и характеризует способность товаров (продукции) удовлетворять физиологические и социальные потребности. Если товар не удовлетворяет потребителя по назначению, то остальные свойства утрачивают для него привлекательность (яблоки красивые, но кислые).

В зависимости от удовлетворяемых потребностей показатели назначения подразделяют на подгруппы: функционального, социального, классификационного и универсального назначения.

-Свойства функционального назначения отражают способность товаров выполнять их основные функции или физиологические потребности. Так, для всех продуктов питания определяющими свойствами функционального назначения являются энергетическая и биологическая ценность.

- Свойства социального назначения — способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности. Показателями социального назначения зачастую выступают внешний вид товаров, состав и содержание отдельных компонентов (например, драгоценных металлов, камней, ароматических веществ и т.п.). Часто эти показатели могут быть измерены лишь качественно и связаны с психолого-физиологическим восприятием товара потребителем. К таким показателям относятся имидж товара, внешний вид (например, модный в этом сезоне цвет), иногда аромат (для духов, кремов и т.п.) или звук (для аудиотехники).

В отличие от показателей функционального назначения, которые характеризуются относительной стабильностью в течение длительного времени, показатели социального назначения (мода, стиль, имидж товаров) подвержены значительным изменениям, порой в течение сравнительно небольших периодов.

-Свойства и показатели классификационного назначения — это свойства и показатели, которые способны выступать в качестве классификационных признаков. Так, содержание жира является классификационным признаком для жиросодержащих пищевых продуктов: творог бывает нежирный и жирный; молоко — 1,5-, 2,5-, 3,2-, 6,0%- ной жирности, рыба — особо жирная, жирная, средне жирная и тощая.

- Свойства и показатели универсального назначения — это свойства и показатели, удовлетворяющие разнообразные потребности. Содержание жира в пищевых продуктах обусловливает энергетическую ценность, а незаменимых жирных кислот — биологическую эффективность, т.е. определяет функциональное назначение жиросодержащих пищевых продуктов. В то же время пропаганда здорового образа жизни, частью которой является разъяснение рациональных подходов к питанию за счет уменьшения калорийности пищевых продуктов, сформировала спрос на традиционные продукты питания пониженной калорийности. В результате показатель содержания жира стал выполнять и социальное назначение вместо классификационного признака.

2. Показатели надежности — это показатели, характеризующие способность продукции сохранять функциональное назначение в процессе хранения и/или потребления (эксплуатации) в течение заранее оговоренных сроков.

Понимание надёжности в «узком» смысле — свойство объекта сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки. Иначе говоря, надёжность объекта заключается в отсутствии непредвиденных недопустимых изменений его качества в процессе эксплуатации и хранения. Надёжность в «широком» смысле — комплексное свойство, которое в зависимости от назначения объекта и условий его эксплуатации может включать в себя свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости, а также определённое сочетание этих свойств. Применительно к растениеводческой продукции показатели надежности и долговечности характеризуют ее сохраняемость.

-Сохраняемость — это свойство продукции сохранять исходные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течение определенного промежутка времени. Сохраняемость присуща всем потребительским товарам, так как хранение — неизбежный этап любого товародвижения. Сохраняемость продукции обусловлена ее структурой или строением, химическим составом и свойствами веществ, наличием защиты от неблагоприятных внешних воздействий (упаковка, защитные покрытия), зависит от условий и сроков хранения. Этап хранения условно можно разделить на два периода:

-складского хранения у изготовителя, в оптовой и розничной торговле;

-домашнего хранения у потребителя.

Во время первого периода хранения товароведы, материально ответственные лица осуществляют контроль за своевременным установлением и поддержанием заданного режима хранения, соблюдением сроков хранения, что позволяет сохранить товары с наименьшими потерями. Во втором периоде хранения товаров до их потребления или во время эксплуатации потребитель не всегда знает, как правильно и как долго можно хранить приобретенные товары. Поэтому потребителя необходимо информировать об условиях и сроках хранения с помо­щью маркировки или эксплуатационных документов.

Показателями сохраняемости потребительских товаров являются потери, выход товарной (стандартной) продукции, сроки хранения.

3. Эргономические свойства и показатели характеризуют способность товаров создавать ощущения удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, психологическими и психолого-физиологическими характеристиками человека, проявляющимися в производственных и бытовых условиях.

-Антропометрические свойства — способность товаров при потреблении (эксплуатации) соответствовать в наибольшей степени измеряемым характеристикам потребителя. Наибольшее значение они имеют при оценке качества непродовольственных товаров, особенно одежно-обувных. Поэтому при проектировании и разработке продукции используются данные об антропометрических замерах населения, на основании которых устанавливаются размеры одежды, обуви, головных уборов. Показателями антропометрических свойств служат и размеры рабочих деталей оргтехники, бытовой техники, канцелярских товаров. Диаметры ручек, карандашей, фломастеров отражают антропологические характеристики руки человека и обеспечивают удобство при их использовании. При больших или меньших их размерах наступает быстрое утомление, возникает ощущение неудобства.

- Психологические свойства — способность товаров обеспечивать при потреблении (эксплуатации) душевную комфортность потребителю. Душевный комфорт — состояние внутреннего спокойствия, отсутствия разлада с собой и окружающим миром. Душевный комфорт одним потребителям могут создавать любимые, привычные вещи, а другим необходимо постоянное обновление их. Психологические требования могут выражаться через восприятие вкуса, цвета, громкости и тембра звучания, яркости изображения и т.п. Например, восприятие отдельных пищевых продуктов в определенных регионах земного шара определяется национальными, религиозными, семейными и другими обычаями. Мясо лягушек, которое французы считают деликатесом, не принято употреблять в пищу в славянских странах. Мусульмане не едят свинину, а индусы — говядину, так как корова в Индии — священное животное.

Покупатели отдают предпочтение красиво и со вкусом оформленным, ярким, нарядным изделиям и неохотно покупают товары, имеющие невзрачный, блеклый товарный вид или упакованные в малопривлекательную тару.

- Психолого-физиологические свойства — эти свойства комплексно удовлетворяют психологические и физиологические потребности человека. Одной из разновидностей этих свойств являются органолептические свойства, основу которых составляет психолого-физиологическое восприятие человеком отдельных свойств товаров с помощью органов чувств (цвет, вкус, запах). Органолептические ощущения зависят от физиологического и психологического состояния конкретного человека, что и предопределяет его потребности. Одни и те же пищевые продукты у разных людей вызывают неодинаковое восприятие, а главное — чувство удовлетворения. Так, любители чая наибольшее удовлетворение (ощущение комфорта) получают от чашки чая, а кофеманы — от чашки кофе.

4.Эстетические свойства — способность товаров удовлетворять эстетические потребности человека. Большинству потребителей присуще стремление к красоте, гармонии, однако представления о них у разных людей, проживающих в различных регионах земного шара и в разные эпохи, неодинаково. Неодинаковы эти представления и у людей одной страны, местности, даже одной семьи. Эстетические потребности очень индивидуальны, что предопределяет сложность обеспечения эстетических свойств товаров.

Показателями эстетических свойств товаров могут служить внешний (товарный) вид, целостность композиции, информационная выразительность, стабильность товарного вида, дизайн, стиль, мода.

-Внешний вид — комплексный показатель, включающий форму, цвет, состояние поверхности, иногда целостность.

-Целостность композиции отражает рациональную взаимосвязь внешних признаков с внутренней структурой и предполагает подчиненность главным элементам второстепенных, единство стилевого решения всех частей изделий. Наряду с целостностью композиции при эстетическом восприятии оценивают и целостность товаров, которая характеризуется отсутствием у них повреждений.

-Информационная выразительность характеризует способность изделия отражать сложившиеся в обществе эстетические представления. Она проявляется в художественно-образном выражении информации. К примеру, подбор цвета упаковки для тех или иных изделий, в частности зеленый цвет, может характеризовать плодоовощную продукцию.

-Стабильность товарного вида — показатель, отражающий особенности эстетического восприятия в зависимости от традиционно сложившегося оформления изделия. Например, фирменные продукты питания (Тульские, Московские пряники, восточные сладости и др.)

-Дизайн, стиль, мода являются показателями эстетических свойств в основном непродовольственных товаров.

5.Экологические свойства — способность товаров не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при их эксплуатации или потреблении. Для многих пищевых продуктов экологические свойства могут быть выражены через возможность утилизации отходов, упаковки или товаров, опасных для пищевых целей.

6.Показатели безопасности потребления характеризуют особенности товаров, обеспечивающие их безвредность и безопасность для человека в процессе потребления. Например, допустимые уровни содержания солей тяжелых металлов, пестицидов, нитратов и других вредных веществ в продуктах питания.

 

Задание: Привести по 2-3 примера каждого показателя качества (см. учебник Личко Стандартизация и сертификация с/х продукции).