Лекция №3

Тема: 3. Государственная система стандартизации РК

1. Общая характеристика системы

2. Органы и службы стандартизации РК

3. Порядок принятия, обновления, пересмотра и отмены стандарта;

1. Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик, как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Объектом стандартизации может быть продукция, работа (процесс), услуга, имеющие перспективу многократного воспроизведения и (или) использования, подлежащие или подвергшиеся стандартизации.

Закон Республики Казахстан "О стандартизации" от 16 июля 1999 г. N 433-1

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области стандартизации, определяет правовые основы государственной системы стандартизации и меры защиты интересов государства и потребителей в вопросах качества продукции, процессов (работ) и услуг посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

Государственная система стандартизации (ГСС) Республики Казахстан представляет собой совокупность органов государственного управления, физических и юридических лиц, осуществляющих работы в области стандартизации в пределах их компетенции, нормативных документов, устанавливающих работы проведения работ по стандартизации в Республике Казахстан.

Государственная система стандартизации обеспечивает проведение единой научно-технической политики в области стандартизации и предусматривает создание, применение различных категорий нормативных документов, порядок их разработки, согласования, утверждение, государственную регистрацию, государственный надзор за соблюдением требований стандартов и технических условий.

Государственные стандарты Республики Казахстан разрабатываются техническими комитетами и (или) органами управления по закрепленной номенклатуре продукции (сфере деятельности) на основе достижений отечественной, зарубежной науки и техники, передового опыта.

Требования государственных стандартов и технических условий обязательны для всех юридических и физических лиц, разрабатывающих, изготовляющих, поставляющих (реализующих), хранящих, транспортирующих, использующих (эксплуатирующих), ремонтирующих продукцию (изделия) и выполняющих услуги.

2. Согласно Руководству 2 ИСО/МЭК деятельность по стандартизации осуществляют уполномоченный орган по стандартизации, метрологии и сертификации. Орган рассматривается как юридическая или административная еди­ница, имеющая конкретные задачи и структуру. Это могут быть органы власти, фирмы, учреждения.

Под органом, занимающимся стандартизацией, подразу­мевается орган, деятельность которого в области стандартиза­ции общепризнанна на национальном, региональном или меж­дународном уровнях.

Основные функции такого органа — раз­работка и утверждение нормативных документов, доступных широкому кругу потребителей. Однако он может выполнять немало других функций, что особенно характерно для нацио­нального органа по стандартизации.

3. Работа технического комитета (ТК) начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государ­ственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предпри­ниматели, которые направляют заявки в ТК согласно закреп­ленным за ними объектам стандартизации. В заявке обязательно должна быть обоснована необходи­мость разработки нормативного документа, не исключено также приложение к ней уже разработанного заявителем проекта стандарта.

На основании заявок Госстандарт РК фор­мирует годовой план государственной стандартизации Казахстана.

Дальнейшая работа проводится на основе договоров на раз­работку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и включает следующие, этапы: составление технического задания (организацией-разработчиком или ТК), разработку проекта стандарта, представление окончательного варианта проекта в Госстандарт РК для принятия, обновление стандарта, пересмотр и отмену Стандарта. Проект стандарта должен быть направлен в Госстан­дарт РК, а также и заказчику нормативного до­кумента.

Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РК. Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству Казахстана, метрологическим правилам и нормам, терминологиче­ским стандартам. Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется. Далее принятый стандарт подлежит регистрации, информа­ция о нем публикуется в ежемесячном Информационном ука­зателе.

Стандарт не должен быть тормозом для развития экономи­ки в соответствии с достижениями научно-технического про­гресса. Но поскольку срок действия его не устанавливается, не­обходима постоянная работа всех членов ТК и заинтересованных сторон, направленная на своевременное обновление норматив­ного документа. Согласно ГСС РК обновление стандарта про­водится с целью поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны. Резуль­татом анализа действующего стандарта может быть внесение изменений в его содержание, либо пересмотр, либо отмена нормативного документа.

С целью получения информации для актуализации стандар­тов технические комитеты ведут постоянную работу по под­держанию обратной связи с предприятиями и организациями, принимающими стандарты, а также анализируют предложения, поступающие от членов ТК по внесению изменения в дейст­вующие нормативные документы. При необходимости об­новления стандарта ТК разрабатывает проект изменения, проект пересмотренного стандарта или предложения по отмене действующего нормативного документа и вносит предложение в Госстандарт РК. Изменение, вносимое в стан­дарт на продукцию, обычно касается более прогрессивных тре­бований к ней

Пересмотр государственного стандарта по существу явля­ется разработкой нового взамен действующего. Необходимость пе­ресмотра возникает в том случае, если вносимые изменения свя­заны со значительной корректировкой основных показателей ка­чества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаме­няемость.

Отмена стандарта может осуществляться, как с заме­ной его новым, так и без замены. Причиной слу­жит прекращение выпуска продукции (оказания услуг), которая производилась по данному нормативному документу, либо принятие нового стандарта.

Принятие окончательных решений о внесении изменений, пе­ресмотре и отмене государственных стандартов, а также соответ­ствующая публикация в Информационном указателе стандартов находятся в ведении Госстандарта-РК.

Решение о внесении изменений, пересмотре или отмене стан­дарта отрасли принимает орган государственного управления, утвердивший данный нормативный документ. Отмена стандарта отрасли обычно связана либо со снятием продукции с производ­ства, либо с введением в действие государственного стандарта на тот же объект стандартизации с такими же или более высоки­ми требованиями и нормами.

Обновление или отмена стандарта предприятия осуществля­ется по решению руководства самого субъекта хозяйственной деятельности, принявшего этот стандарт.

Стандарты научно-технических обществ, общественных объединений пересматривают с целью внесения в них новых результатов научных исследований или производственных дос­тижений, связанных с внедрением изобретений и научных от­крытий. Отмена этой категории нормативных документов свя­зана с моральным устареванием объекта стандартизации.

Все субъекты хозяйственной деятельности, которым предос­тавлено право разработки, обновления и отмены стандартов, обязаны информировать о проделанной работе и ее результатах Госстандарт РК.