Монополистическая конкуренция.

Основные черты монополистической конкуренции:

1. На рынке действует множество фирм. Каждая фирма на рынке настолько мала, что ни одна из них не находится в существенной зависимости от действий других. Тайный сговор между фирмами практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику.

  1. Барьеры для входа фирм в отрасль сравнительно невелики. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала своего дела, невелик.

Легкое вступление в отрасльне означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. Однако, в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты.

3. Товар дифференцированный, то есть товар одной фирмы несколько отличается от товара конкурентов. Поэтому каждая фирма может незначительно поднять цены, не потеряв при этом своих покупателей. Некоторые покупатели придают большое значение особым характеристикам товара, предлагаемым фирмой.

Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта,где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления. Легкая и пищевая промышленность, сфера услуг дают нам многочисленные примеры: платья, блузы, костюмы, пальто, меховые изделия, шоколадные наборы, кафе, театры, эстрада и т. д.

Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Это в полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, химчисткам, бензозаправочным станциям и т. д.

Отличия могут быть реально существующими, а могут существовать лишь в сознании потребителя. Разное освещение товаров, улыбающийся продавец, оформление витрины и другое – могут повлиять на восприятие потребителя. Представьте, например, несколько стоящих рядом киосков. Товары в них в общем-то одинаковые, но покупатели могут их воспринимать как различающиеся и приобретать в разных киосках.

Отсюда и возникло название данного вида конкурентной структуры – монополистическая конкуренция – каждый маленький продавец (производитель) считает себя монополией, а свой товар – уникальным и старается создать такое впечатление у потребителей.

В условиях дифференциации экономических благ трудно найти две фирмы, которые производили бы один и тот же продукт или услугу. Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль бывает довольно трудно, а иногда и невозможно, так как наблюдается нечто вроде континуума продуктов и услуг.

Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы:реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.

По поводу рекламы существуют разные точки зрения. Сторонники рекламной деятельности считают ее необходимой, поскольку она:

· стимулирует изменение продукта,

· усиливает конкуренцию, ослабляет монопольную власть,

· помогает потребителям познакомиться с новой продукцией,

· финансирует национальные системы связи - печать, радио, телевидение.

Противники рекламы справедливо отмечают ее негативные стороны:

  • необъективность (скорее дезинформирует, чем просвещает);
  • высокие расходы, которые отражаются на цене, уплачиваемой потребителем;
  • создание финансовых барьеров для вступления в отрасль;
  • "засорение" средств массовой информации.

19. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

а) выпускаются дифференцированные товары.

б) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов.

в) каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой

продукт.

г) выпускаются однородные товары.

д) рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее

конкурентов.

20. Большинство рынков в экономике Украины представляют собой:

а) совершенную конкуренцию.

б) нерегулируемые монополии.

в) совокупность конкурентных и монополистических элементов.

г) регулируемые монополии.

д) естественные монополии.

21. На рынке совершенной конкуренции фирмы предлагают более разнообразные товары, чем при монополистической конкуренции.

а) верно;

б) неверно.

22. В монополистически конкурентных и олигополистических отраслях объемы выпуска продукции ниже, а цены выше, чем в условиях совершенной конкуренции.

а) верно;

б) неверно.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие критерии рыночной структуры являются необходимыми и достаточными для классификации рынка как рынка совершенной конкуренции?

2. Назовите рынки, приближающиеся к совершенной конкуренции.

3. Дайте классификацию основных типов рыночных структур.

4. Назовите основные черты чистой монополии.

5. Препятствуют ли патенты, лицензии и авторские права конкуренции? И если да, должны ли такие ограничения конкуренции иметь место в экономике?

6. Какие еще барьеры существуют для вступления в ту или иную отпасль?

7. Приведите примеры естественной монополии.

8. Является ли монополия "злом " или "благом" для общества? Кто выигрывает и кто проигрывает в результате установления монополии?

9. Какие рыночные структуры в наибольшей степени присущи современной развитой экономике?

10. На рынках каких товаров преобладает монополистическая конкуренция? Почему?

11. Характеризуется ли монополистическая конкуренция ограничением конкуренции?