Картель – это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, если бы они слились в чистую монополию.

Олигополия.

Олигополия (греч. «oligos» - несколько, «poleo» - продаю)– это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами.

Характерные черты олигополии:

1. Немногочисленность фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти (сталелитейная и автомобильная промышленность, производство стройматериалов и др.).

Наряду с классической (жесткой) олигополией, в которой главную роль играют 3-4 фирмы, существует еще и мягкая (аморфная) олигополия, когда основную долю продукции выпускают 6-8 фирм.

Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы).

2. Высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны с эффектом масштаба. Кроме эффекта масштаба, олигополистическая концентрация порождается патентной монополией, монополией контроля над редкими источниками сырья, запредельно высокими расходами на рекламу (как, например, в производстве сигарет, прохладительных напитков, шоу-бизнесе и др.).

3. Всеобщая взаимозависимость. Каждая из фирм при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Специфическим фактором ценообразования в условиях олигополии является стратегический план реакции олигополиста на ожидаемые действия конкурентов.

Возможны 2 основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное, кооперативное.

В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции.

Кооперативное поведение означает, что фирмы договариваются об объемах выпуска и ценах. Стремление олигополистов к кооперативному поведению способствует образованию картелей.

Образование картеля требует выработки совместной стратегии (по поводу цен, объемов производства), установления квот для каждого участника и создания механизма контроля за выполнением принятых решений. Установление единых монопольных цен повышает выручку всех участников, но рост цен достигается путем обязательного снижения объема продаж. В результате у каждого участника возникает соблазн получить двойной выигрыш, продавать свою продукцию по высокой картельной цене, но с превышением низких картельных квот. Если подобного рода оппортунистическое поведение станет всеобщим, то картель развалится.

Потенциальную угрозу картелю несет также объединение аутсайдеров в контркартель.

Временем расцвета картелей был период с конца XIX и до конца 30-х гг. XX в., когда они имели легальную форму и были широко распространены. Если господство одной-единственной фирмы в отрасли представляет собой редкое и, как правило, кратковременное явление, то картели названного периода смогли создать монополистическую структуру рынка в целом ряде ведущих отраслей (электротехника, химия, металлургия, нефтяная промышленность), причем создать ее на длительное время.

Особенно сильное негативное воздействие на экономику картели оказали в период тяжелых кризисов перепроизводства в 30-е гг. В большинстве стран они законодательно запрещены. В настоящее время картели существуют (и преследуются властями) как тайные сговоры.

Тайный сговор– это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.

Легально они допускаются лишь в некоторых особых сферах экономики (например, в старых, умирающих отраслях или в экспортной деятельности) под контролем государства.

Картель международный - соглашение (союз) монополий или фирм, принадлежащих разным странам (но действующих чаще всего в одной отрасли), о разделе рынков сбыта, источников сырья, об установлении монопольных цен, использовании патентов и других мероприятиях в целях получения максимальной прибыли. В международные картели объединяются также национальные картели и иные формы национальных монополистических союзов.

Среди крупных международных картелей наиболее известны следующие.

1. Картели в судоходстве существуют чаще всего в форме конференций и пулов. Конференция — это соглашение судовладельцев, в котором его участники договариваются об общих условиях перевозок, о распределении районов работы, о ценах морских перевозок. Пул — более высокая форма картеля. В пуле участники договариваются о распределении перевозок грузов или пассажиров, доходов и т.п.

Судоходные картели имеют различные названия. Обычно в названиях указывается район обслуживания (например, United Kingdom — Australia conference, Association of West India Transatlantic Steamship Lines).

Преобладающая часть судоходных картелей осуществляет перевозки в международных сообщениях. Одна и та же судовладельческая компания может быть участником нескольких международных картелей, действующих на различных направлениях.

Возникновение судоходных картелей относится к последней четверти 19 в. Первым картельным соглашением в области линейных перевозок была Калькуттская конференция, созданная в 1875 для перевозки грузов между Индией и Великобританией. В период между двумя мировыми войнами стали возникать соглашения между отдельными картелями, охватывающие различные районы перевозок. Перед мировым экономическим кризисом 1929-33 международные судоходные картели контролировали свыше 50% пассажирских и около 80% грузовых морских перевозок.

После 2-й мировой войны увеличилось число картельных соглашений в линейном судоходстве. В связи с развитием перевозок контейнерными судами в конце 60 — начале 70-х гг. появились соглашения в форме консорциумов, имеющие целью монополизировать эти перевозки. Монополизируя перевозки на определённых направлениях, устанавливая повышенные ставки на перевозки грузов и пассажиров, судоходные картели получают высокие прибыли.

2. Картели по машинам и оборудованию. Характерны главным образом для электротехнической промышленности и транспортного машиностроения, т. е. отраслей с высокой степенью концентрации производства.

Например, в 1969 заключено картельное соглашение между двумя крупными автомобильными монополиями — американским Chrysler и японским Mitsubishi Heavy Industries, предусматривающее сотрудничество в производстве и сборке автомобилей, а также в технических, торговых и финансовых областях. В 1968 соглашение, имеющее аналогичные картельные черты, было заключено между двумя другими автомобильными монополиями - итальянским FIAT и французским Citroёn.

3. Картели по удобрениям.

4. Картели по химическим товарам.

5. Картели по цветным металлам. Наиболее известны алюминиевые и медные.

6. Картели по чёрным металлам.

7. Картель нефтяной объединяет 7 крупнейших нефтяных трестов США, Великобритании, Нидерландов. Так называемые, «Семь сестёр» - термин, введённый в 1950 году бизнесменом Энрико Маттеи, тогдашним главой итальянской государственной нефтяной компании Eni, чтобы описать семь нефтяных компаний, которые преобладали в мировой нефтяной промышленности с середины 1940-х до 1970-х годов. В состав группы входили: British Petroleum, Exxon, Gulf Oil, Mobil, Royal Dutch Shell, Chevron и Texaco.

В качестве примера объединения олигополистов можно привести организацию стран-экспортеров нефти ОПЕК (OPEC – Organization of Petroleum Exporting Countries) - международная межправительственная организация (также называемая картелем), созданная нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть. В состав ОПЕК входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Штаб-квартира расположена в Вене.

Выделяют 5 видов объединений олигополистов.

1) Картель– объединяются однородные предприятия, в правовом отношении они остаются самостоятельными, но в тоже время отказываются от части своей хозяйственной самостоятельности. Цель образования картеля – ограничить или исключить конкуренцию – достигается тем лучше, чем больше поставщиков одной и той же отрасли вступают в этот картель. Картели можно разделить в зависимости от содержания договоренности между участниками картеля:

· Ценовой картель – договорное назначение цен или соглашение о минимальных ценах;

· Контингентированный картель – соглашение об объемах производства или продаж;

· Региональный картель – распределение региональных рынков сбыта.

2) Синдикат– разновидность картеля, характеризующаяся единой сбытовой организацией.

3) Объединение по общности интересов– это объединение предприятий с целью соблюдения и содействия общим интересам. В соответствующих областях своих интересов отдельные предприятия уступают свою хозяйственную самостоятельность, оставаясь независимыми в правовом отношении. К числу общих интересов можно отнести:

  • единое управление и совместная приемка поставок;
  • согласование производственных программ и патентный анализ;
  • совместные действия в области рационализации, исследований и разработок;
  • распределение прибылей по определенному критерию (объединенный фонд прибыли).

4) Концерн– это концентрация предприятий по горизонтали, вертикали или диагонали, деятельность которых осуществляется под единым руководством. Предприятия в составе концерна теряют свою хозяйственную самостоятельность в пользу материнской (головной) компании, но в правовом смысле остаются самостоятельными.

5)Трест– слияние предприятий, при котором они теряют не только правовую, но и хозяйственную самостоятельность и объединяются в одно предприятие. Существует две формы слияния:

· Слияние посредством взятия под контроль и управление – сохранившаяся компания берет под свой контроль все имущество слившихся с ней компаний.

· Слияние посредством образования новой компании – вновь созданная компания берет под свой контроль все имущество интегрированных компаний.

16. Олигополия – это рыночная структура, где оперирует:

а) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный

продукт.

б) большое количество конкурирующих фирм, производящих

дифференцированный продукт.

в) небольшое количество конкурирующих фирм.

г) только одна крупная фирма.

д) только один крупный покупатель.

17. Какой из перечисленных продуктов никогда не производился в рамках картельного соглашения производителей?

а) нефть.

б) бананы.

в) сахар.

г) пшеница.

д) кофе.

18. Наиболее вероятно, что участник картеля мог бы увеличить свою прибыль:

а) продавая свои товары по более низкой цене, чем у других участников

картеля.

б) устанавливая более высокую цену, чем у других участников картеля.

в) проводя активную неценовую конкуренцию.

г) ограничивая выпуск своей продукции ниже установленной квоты, чтобы

повысить цену.

д) настаивая на том, чтобы картель постоянно повышал согласованную цену.