Чистая монополия.

Классификация рыночных структур.

Ограниченность совершенной конкуренции преодолевается в условиях различных типов рыночных структур.

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной.

Крайним случаем является чистая монополия,когда в отрасли господствует только одна фирма, границы фирмы и отрасли совпадают.

Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возникает ситуация олигополии. Противоположная ситуация складывается тогда, когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией(рис.1).

Рисунок 1. Классификация основных рыночных структур.

Кроме основных типов рыночных структур, существует еще множество других.

Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией. Фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене, называется фирмой, использующей ценовую дискриминацию.

Когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом-продавцом, мы имеем двустороннюю монополию. Если в отрасли функционируют лишь 2 фирмы, то этот частный случай олигополии называется дуополией.

Если перейти к изучению различных вариантов сочетаний форм рыночного предложения и спроса, то количество возможных рыночных структур сильно возрастет (табл.1).

Таблица 1. Классификация форм рынка.

Формы спроса Формы предложения
Конкуренция (полиполия) Олигополия Монополия
Конкуренция (полипсония) Совершенная конкуренция Олигополия Монополия
Олигопсония Олигопсония Олигополия, ограниченная олигопсонией Монополия, ограниченная олигопсонией
Монопсония Монопсония Монопсония, ограниченная олигополией Двусторонняя монополия

Монопсония– это разновидность рынка, на котором выступает только один покупатель товара, услуги или ресурса. Более обобщенно – ситуация, при которой фирма является монополистом на рынке, где она выступает покупателем. В таком случае фирмы сами устанавливают цены. Например, на рынке рабочей силы такая ситуация может возникнуть, когда один наниматель доминирует на рынке конкретной специальности.

Чистая монопсония – редкое явление, как и чистая монополия. Она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Или правительство как единственный покупатель, в частности, ядерного оружия. Оно закупает все его рыночные предложения, поскольку продажа этого товара другим покупателям запрещена.

Олигопсония – это такая структура рынка ресурсов производства, когда небольшое число фирм закупает все рыночное предложение определенного производственного ресурса. Под олигопсонией понимается такой вид рынка, на котором имеется лишь несколько покупателей, которым противостоит большое количество продавцов (производителей). Примером олигопсонии являются профессиональные спортивные лиги. Спортсмены могут продавать свои услуги небольшому числу фирм. Олигопсония схожа с олигополией в том, что конкурирующие фирмы понимают свою взаимозависимость. При олигопсонии несколько фирм обладают властью монопсонии и могут влиять на цену ресурса.

Власть монопсонии – это способность единственного покупателя оказывать влияние на цены тех ресурсов, которые он закупает.

Тестовый вопрос.

7. Примером монопсонии, ограниченной олигополией является:

а) рынок наркотиков;

б) бизнес, которым занимался Чичиков из "Мертвых душ” Н. В. Гоголя;

в) работорговля в XVI—XIX вв.;

г) бизнес, которым занимался Мефистофель в поэме Гёте "Фауст”.

Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия (от греч. «mono» - один, «poleo» - продаю).

В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.

На первый взгляд, такая ситуация малореальна и, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко. Однако, если взять более скромный масштаб, например маленький город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична. В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное предприятие, один книжный магазин и т.д.

Чистая (экономическая) монополия возникает обычно там, где отсутствуют альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален.

Основные черты монополии следующие:

1. На рынке единственная фирма осуществляет весь выпуск. Действия фирмы оказывают влияние на рыночную цену.

2. Монополист осуществляет контроль над ценой и может влиять на нее, изменяя количество товара.

3. Продукт монополии уникален.

4. Высокие барьеры для вступления новых фирм в отрасль. Барьеры являются причиной возникновения монополий.

Барьеры для вступления фирм в отрасль:

1) экономия, обусловленная ростом масштабов производства. Такие отрасли называются естественными монополиями (муниципальные коммунальные хозяйства, газовые и электрические компании, метрополитен, железные дороги). Увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Характерным признаком естественной монополии является снижение средних затрат вплоть до полного насыщения отраслевого спроса;

2) легальные барьеры. Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии, возникает легальная монополия;

Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как "Ксерокс", "Истман Кодак", IBM, Sony и т. д Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР и, тем самым, фактором усиления монопольной власти Вступление в отрасль может быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий. Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации (классический пример - история водочной монополии в России).

В Украине, например, существует государственная монополия по производству спирта. В государственный концерн "Укрспирт" входит 8 областных государственных объединений спиртовой и ликероводочной промышленности, 85 предприятий с государственной формой собственности и 23 ассоциированных члена с разными формами собственности.

Основные виды производимой концерном "Укрспирт" продукции - спирт и водка. Также налажено производство более 30 видов побочных продуктов, в том числе: хлебопекарных и сухих кормовых дрожжей, углекислоты, технического спирта, высокооктановых кислородсодержащих добавок к бензинам, продукции из технического спирта (стеклоочистителей, растворителей, морилок и т.д.), минеральных вод, безалкогольных напитков, кондитерских изделий, майонеза, уксуса, ферментных препаратов, солода ржаного, макаронных изделий, вина, консервов плодоовощных, парфюмерных изделий, яичного порошка и т.д.

3) владение уникальными природными ресурсами (исключительное право на какой-либо ресурс);

Хрестоматийным примером является деятельность компании "Де Бирс", которая уже давно монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов.

4) директивный запрет заниматься некоторыми видами деятельности (например, государственная монополия на производство и продажу оружия);

5) высокий начальный капитал, когда необходимо осуществить большие единовременные вложения в основной капитал, которые в случае выхода из отрасли, нельзя вернуть.

Итак, фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.

Силу монопольной власти отдельной фирмы не стоит преувеличивать. Дажеч и с т а я монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией. Эта конкуренция может обостриться в связи с нововведениями, возможным появлением товаров-заменителей, конкуренцией импортных товаров, а также ''борьбой за доллары потребителя" со стороны других фирм, каждая из которых стремится увеличить долю своих товаров в его бюджете. Чистая монополия возникает на базе рыночной экономики и функционирует по ее законам. Не следует также сбрасывать со счетов широкомасштабное антимонопольное законодательство.

Если в условиях совершенной конкуренции фирма, выбирает только объем производства (цена задается экзогенно - извне), то монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену.

Чтобы максимизировать прибыль, монополист выпускает такой объем продукции, при котором MR = MC (P > MR).

Если в условиях совершенной конкуренции Р = MR, то на монополизированном рынке цена превышает предельный доход: Р > MR.

В случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход всегда ниже ее цены.

Кажется, что обладая такой рыночной властью, монополист может установить сколь угодно высокую цену и спрос на продукты монополии должен быть абсолютно неэластичным. На самом деле так не происходит, потому что есть предел покупательной способности населения и при очень высокой цене население просто перестает покупать продукт.

В чистом виде монополия является такой же абстракцией, как и совершенная конкуренция.

Наихудшим для потребителя случаем является монополия, практикующая ценовую дискриминацию.

Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности. Это происходит при следующих предпосылках:

1) если продавец обладает достаточно высокой степенью монополии, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами;

2) если можно сегментировать рынок – разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене;

3) если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже.

Цены могут различаться в зависимости от:

· качества товара или услуги;

· объема потребления (скидки оптовым покупателям);

· дохода покупателя, если он известен продавцу;

· времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т. д.).

Таким образом, на один и тот же товар существует множество цен, причем различия цен никак не связаны с различием издержек.

На первый взгляд, фирма, практикующая ценовую дискриминацию, кажется нетипичной. Однако в реальной жизни элементы такого поведения встречаются на каждом шагу. Это - билеты в кинотеатр на дневные и вечерние сеансы, плата за электричество для фирм и домохозяйств, билеты в музей для взрослых, детей, студентов, военнослужащих и пенсионеров, индивидуальные и групповые авиабилеты и т.д.

Фирмы, практикующие дискриминацию, присваивают значительную часть потребительского излишка, устанавливая цены выше равновесного уровня. В предельном случае дискриминирующая фирма стремится полностью поглотить потребительский излишек. Монополист получит не только прибыль, обычную для монополиста, но и дополнительную прибыль.

8. Что из следующего не приводит к монополии:

а) лицензии;

б) авторские права;

в) контроль над единственным источником товара;

г) производство и сбыт товара, имеющего много близких суб­ститутов?

9. Примером естественной монополии является:

а) ОПЕК – международный нефтяной картель.

б) компания IBM.

в) банк «Аваль».

г) издательство «Известия».

д) городской метрополитен.

10. Монополист устанавливает цену, равную предельным издержкам.

а) верно;

б) неверно.

11. В отличие от конкурентной фирмы простая монополия стремится:

а) производить продукции меньше, а цену устанавливать выше.

б) максимизировать прибыль.

в) устанавливать цену, соответствующую неэластичному участку кривой

спроса.

г) выбрать такой объем выпуска, при котором MR = P.

д) производить продукции больше, а цену устанавливать выше.

12. Чтобы получить максимум прибыли, монополист должен выбрать такой объем выпуска, при котором:

а) предельные издержки равны цене продукта.

б) предельные издержки равны общим издержкам.

в) предельный доход равен предельным издержкам.

г) предельный доход равен общим издержкам.

д) средние издержки равны цене продукта.

13. Ценовая дискриминация – это:

а) продажа по разным ценам одной и той же продукции покупателям.

б) различия в оплате труда по национальности и полу.

в) эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на

потребительские товары.

г) повышение цены на товар более высокого качества.

д) все предыдущие ответы неверны.

14. Монополия, как и рынок совершенной конкуренции, редко встречается в современной экономике.

а) верно;

б) неверно.

15. Для конкурентной фирмы цена продукта равна предельному доходу.

а) верно;

б) неверно.