Недостатки совершенной конкуренции

1. Совершенная конкуренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются. Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю в отдельности (поштучно). Это относится к таким общественным благам, как противопожарная безопасность, национальная оборона и т. д.

2. Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса. Это, прежде всего, касается фундаментальных исследований (которые, как правило, бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей.

3. Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора. Между тем в современном обществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются разнообразные вкусы. Потребители все больше не только учитывают утилитарное назначение вещи, но и обращают внимание на ее оформление, дизайн, возможность приспособить ее к индивидуальным особенностям каждого человека. Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повышением издержек их производства.

Тестовый вопрос.

1. Ситуация, приближающаяся к совершенной конкуренции, скорее всего, будет характерна для:

а) рынка зерна;

б) рынка легковых автомобилей;

в) рынка услуг преподавателей;

г) рынка карандашей.

2. К недостаткам рынка совершенной конкуренции относится:

а) низкий объем производства;

б) высокий уровень расходов на рекламу;

в) нестабильность цен;

г) низкий уровень расходов на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки).

3. Какой из следующих рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции?

а) стали;

б) услуг парикмахерских;

в) автомобилей;

г) акций и облигаций фирм;

д) бензина.

4. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:

а) значительное число фирм, оперирующих в отрасли, выпускают

стандартные товары.

б) имеется много покупателей, приобретающих этот товар по текущей цене.

в) все продавцы и покупатели имеют полную информацию о рынке.

г) имеет место свободный вход на этот рынок и выход из него.

д) все предыдущие ответы верны.

5. В отрасли функционируют 1000 фирм. У каждой фирмы предельные издержки при производстве 5 единиц продукта в месяц составляют 2 дол., 6 единиц – 3 дол., 7 единиц – 5 дол. Если рыночная цена единицы продукта равна 3 дол., то отраслевой выпуск в месяц составит:

а) не более 5000 единиц.

б) 5000 единиц.

в) 6000 единиц.

г) 7000 единиц.

д) более 7000 единиц.

6. В отрасли функционируют 1000 фирм. У каждой фирмы предельные издержки при производстве 5 единиц продукта в месяц составляют 2 дол., 6 единиц – 3 дол., 7 единиц – 5 дол. Если рыночная цена единицы продукта поднимется до 6 дол., то отраслевой выпуск в месяц составит:

а) Не более 5000 единиц.

б) 5000 единиц.

в) 6000 единиц.

г) 7000 единиц.

д) не менее 7000 единиц.