АРТИКУЛ ВОИНСКИЙ 1715 ГОДА

(извлечение)

Арт. 130. Кто от неприятеля патенты или манифесты добровольно примет, и во обретающейся земле розсеет, оный по состоянию дела, на теле или животом наказан будет.

Арт. 131. Равное же наказание приимет, кто фалшивые и изменнические ведомости, чрез которыя робость салдатам причинена быть может, хотя сам или чрез других розсеет.

Арт. 132. Все ведомости, которыя о неприятеле получася, всяк тайно со­держать, и токмо своему офицеру или генералу о том известить имеет, а другим под наказанием о том ничего необъявлять.

Арт. 133. Все непристойные, подозрительные сходбища и собрания воин­ских людей, хотя для советов каких нибудь (хотя и не для зла) или для челоби­тья, чтоб общую челобитную писать, чрез что возмущение или бунт может со-чинитца, чрез сей артикул имеют быть весьма запрещены. Ежели из рядовых кто в сем деле преступит, то зачинщиков без всякого милосердия, не смотря на тое хотя они к тому какую и притчину имели или нет, повесить, а с досталны-ми поступать, как о беглецах упомянуто. А ежели какая кому нужда бить че­лом, то позволяется каждому о себе и о своих обидах бить челом, а не обще.

Арт. 134. А офицеров, которые к сему повод дали, или таким непристой­ным сходбищам позволили, или рядовых каким нибудь образом к тому допус­тили, оных наказать лишением чести, имения и живота.

Арт. 135. Никто б ниже словом или делом или писмами, сам собою, или чрез других к бунту и возмущению, или иное что учинить, притчины не давал, из чего бы мог бунт произойти. Ежели кто против сего поступит, оный по ро­зыску дела, живота лишитца или на теле наказан будет.

Арт. 136. Таким же образом имеют быть наказаны и те, которые такия сло­ва слышали, или таковыя письма читали, в которых о бунте и возмущении упомянуто, а в надлежащем месте или офицерам своим вскоре не донесли.

Арт. 137. Всякой бунт, возмущение или упрямство, без всякой милости имеет быть виселицею наказано.

Толк. В возмущении надлежит винных на месте и в деле самом наказать И умертвить. А особливо, ежели опасность в медлении есть, дабы чрез то другим страх подать, и оных от таких непристойностей удержать, (пока не разширитца) и более б не умножилось.

Арт. 138. Ежели учинится ссора, брань или драка между рядовыми, чтоб никто не дерзал товарищей своих или других на помощь призывать таким обра­зом, чтоб чрез то збор, возмущения, или иной какой непристойной случай про­изойти мог; а ежели кто сие учинит, оного и с помогателями повесить.

Арт. 139. Все вызовы, драки и поединки чрез сие наижесточайше запрещаются таким образом, чтоб никто, хотя бы кто он ни был, высокаго или низкаго чина, прирожденный здешний или иноземец, хотя другий кто, словами, делом,

 

знаками или иным чем к тому побужден и раззадорен был, отнюдь не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединок с ним на пистолетах, или на шпагах битца. Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен, или хотя оба не ранены от того отойдут. И ежели случитца, что оба или один из них в таком поединке останетца, то их и по смерти за ноги повесить.

Арт. 140. Ежели кто с кем поссоритца и упросит секунданта (или посредст-венника), онаго купно с секундантом, ежели пойдут, и захотят на поединке битца, таким же образом, как и в прежнем артикуле упомянуто, наказать над­лежит.

Арт. 141. Ежели учинитца драка при питье в пиру без вызову, хотя никто умерщвлен или поранен не будет, то рядового за то чрез полк гонять шпицру­тен. А офицера жестоким караулом профосу отдав наказать, и сверх того имеет виноватый у обиженнаго просить о прощении пред судом.

Толк. Вышеупомянутый артикул значит о зачинщике драки, а не о том, ко­торый побит и принужден будет себя оборонять. Того ради судье в таком деле весьма крепко допрашивать надлежит, кто именно зачинщиком ссоры был.

Арт. 142. Дня остерегания всякаго случая надлежит при зачатии таких драк посторонним ссорящихся приятельски помирить искать, и ежели того не могут учинить, то немедленно по караул послать или самим сходить, и о таком деле объявить, дабы караул их развести или в нужном случае за арест взять мог. Кто сего не учинит, оный також, яко и виноватый, накажетца.

Арт. 143. Ежели кто с кем ножами порежетца, онаго надлежит взяв под ви­селицу, пробить ему руки гвоздем, или тем ножем на единый час, а потом го­нять шпицрутен.

Арт. 144. Кто пистолет или шпагу на кого подымет в сердцах, в намерении чтоб кого тем повредить, оному рука отсечена будет.

Арт. 145. Ежели кто кого ударит по щеке, оного пред всею ротою профос имеет тако ж ударить, и к тому еще по разсмотрению наказан быть имеет.

Арт. 146. Кто с сердцов и злости кого тростию или иным чем ударит и по­бьет, оный руки своея лишитца.

Арт. 147. И дабы озлобленный и обруганный свою надлежащую сатисфак­цию или удоволствие имел, когда он сам не захотел самоволне отмщение учи­нить, тогда должен он командиру оного места жалобу принесть, который дол­жен оное дело приняв выслушать, и обиженному пристойное удоволствие учи­нить. Ежели кто сие пренебрежет, оный сам имеет быть наказан.

Арт. 148. Челобитчик имеет челобитье свое право доносить и остерегать се­бя, чтоб ничего не прибавлять, чего доказать не может, что подлинно учинено, а ежели неправое челобитье учинит, то и он наказан будет, равно как и другий.

Арт. 149. Кто пасквили, или ругателныя письма тайно сочинит, прибьет и распространит, и тако кому непристойным образом какую страсть или зло при­чтет, чрез что его доброму имени некакой стыд причинен быть может, онаго надлежит наказать таким наказанием каковою страстию он обруганного хотел обвинить. Сверх того палач такое письмо имеет зжечь под виселицею.

Толк: например, ежели кто кого в пасквиле бранил изменником, или иным злым делом, то оный пасквилотворец, яко изменник или каких дел делатель, о которых описал, наказан будет.

Пасквиль есть сие, когда кто писмо изготовит, напишет или напечатает, и в том кого в каком деле обвинит, и оное явно прибьет или прибить велит, а име­ни своего и прозвища в оном не изобразит.

Ежели же дело, в котором будет в пасквиле обруганный обвинен, весьма о том будет доказано, то правда, хотя обыкновенное наказание не произведено будет, но однакож пасквилант по разсмотрению судейскому, тюрмою, сослали-ем на катаргу, шпицрутеном и протчим наказан быть имеет, понеже он истин­ным путем не пошел, дабы другаго погрешение объявить.

Ежели кто советом, помощию и делом к таким ругателным писмам вспомо-жет, оныя тайно прибьет, кому в дом или на улице подбросит и протчая: онаго не инако, яко пасквиланта самого, наказать, однакож по разсмотрению об­стоятельств против оных иногда наказание легче чинитца.

Арт. 150. Ежели невозможно у ведать пасквиланта, однакож надлежит паск­виль от палача сожжен быть под виселицею, а сочинителя онаго за безчестнаго объявить.

Арт. 151. Ежели офицер о другом, чести касающияся или поносныя слова будет говорить, дабы тем его честное имя обругать и уничтожить, оный имеет пред обиженным и пред судом обличать свои слова и сказать, что он солгал, и сверх того посажен быть на полгода в заключение.

Толк. Ежели оный поупрямитца, который приговорен себя обличить, то мо­жет он денежным наказанием и заключением к тому принужден быть, и ему иной срок ко исполнению приговора положить. И ежели сему учинитца проти­вен, то тюрмою крепчае, а дачею денежною в двое прибавить и иный срок на­значен будет. И ежели уже и в сем учинитца противен, то может профос в при­сутствии упорнаго, именем его отзыв учинить, и последующее наказание над винным исполнить.

Арт. 152. Ежели кто другаго не одумавшись с сердца, или не опамятовась бранными словами выбранит, оный пред судом у обиженнаго христианское прощение имеет чинить и просить о прощении. И ежели гораздо жестоко бра­нил, то сверх того наказанием денежным и сносным заключением наказан бу­дет.

Толк. Ежели оный, который имеет просить о прощении, в том поупрямитца, то можно оного чрез потребные способы к тому принудить.

Арт. 153. А ежели кто против бранных слов, боем или иным своевольством отмщать будет, оный право свое тем потерял, и сверх того с соперником своим в равном наказании будет. Також и оный право свое потерял, кто противно бранит, когда он от другаго бранен будет.

Арт. 154. Кто кого волею и нарочно без нужды и без смертного страху умертвит, или убьет его тако, что от того умрет, онаго кровь паки отмстить, и без всякой милости оному голову отсечь.

Толк. Но надлежит подлинно ведать, что смерть всеконечно ли от битья приключилась. А ежели сыщется, что убиенной был бит, а не от тех побоев, но от других случаев, которые к тому присовокупились, умре, то надлежит убийцу не животом, но по разсмотрению и по разсуждению судейскому наказать, или тюрмою, или денежным штрафом, шпицрутеном и протчая. Того ради зело по­требно есть, чтоб сколь скоро кто умрет, который в драке был и бит, поколот, или порублен будет, лекарей определить, которые бы тело мертвое взрезали, и подлинно розыскали, что какая притчина к смерти его была, и о том имеют свидетельство в суде на писме подать, и оное присягою своею подтвердить.

Между другим последующая раны за смертельныя почитаютца: (1) Раны мозговыя, когда главная жила повреждена будет, или когда кровь или иная ка­кая мокрота вход в главную жилу запрет, или по исхождении некоторых ско­рых дней и по запечении крови лихорадка, безумие и от того смерть приклю-читца. Крови запеченной надлежит между тонкою и толстою мозговою кожи­цею лежать, или между тонкою и мозгом; понеже оное, что между толстою и черепом лежит, можно снять трепаном и болной излечен быть. (2). Раны заты­лочного мозгу, которые у шеи или близко головы, а которые пониже, не имеют великого страху. (3). Раны у легкого, когда медиан или сучек горла тронут будет. (4). А особливо раны сердечные, хотя и 15 дней при том жил. (5). Раны гортанные, а имянно: если глотка повреждена; буде же кожица около глотки уязвлена, то можно исцелить. (6). Раны перепонки, а имянно: есть ли часть главных жил повреждена будет. (7). Раны желудка, когда верховное желудковое устье и от онаго разделенные главный жилы повреждены будут. (8). Раны тон­ких кишек гораздо редко исцелимы бывают. (9). Раны печени и селезенки, когда их жилки повреждены. (10). Раны медиана наичастее смертоносны быва­ют. Но понеже лекарь рану лутче, нежели другой кто затворить умеет, того ради притчину смерти не всегда убийце причитать надобно. (11). Раны, которыя чрез отравныя вещи или звери учинятца, всегда едва не суть смертоносны.

Також судье надлежит гораздо смотреть, каким оружием убитый убит или поврежден был. Тем ли бит, от чего мог легко умереть, яко топором, кольями, дубиною и протчим, или иным чем, яко малыми палочками и протчим, чем не­легко смертно убить возможно, в котором последнем случае обыкновенное наказание произвести невозможно, но на разсмотрение судейское предается.

Ежели случитца, что некоторый главный подчиненных своих за некоторые притчины захочет наказать, а такое в достойной и в должной ево чиновной ревности зло учинитца, что наказанной от того наказания умрет, то ведати над­лежит, что оный главный по мнению правоучителей не животом, но жестоко имеет быть наказан, либо отставлением чина на время и службою рядовым, денежным штрафом, или заключением или вербованьем (набором) иных салдат. Арт. 155. Властно яко убийца сам, тако и протчие имеют быть наказаны, которые подлинно к смертному убийству вспомогали или советом или делом вступались.

Арт. 156. Кто прямое оборонительное супротивление для обороны живота своего учинит, и онаго, кто его к сему принудил, убьет, оный от всякого нака­зания свободен.

Арт. 157. Оный, который предлагает, что он обороняя себя, оного убил, имеет доказать, что он не зачинщик драки был, но от убитого нападен и зацеп­лен, и что он без опасения смертного уступить или уйти не мог.

Толк. Не надлежит в нужном оборонении правила оных преступать. (1) В умерении, что оборонение со обижением равно есть, а именно, чтоб таким же образом оборонятися, каким образом от кого кто нападен будет. Ежели нападе­ние учинитца оружием, то мочно оружием оборонятися; ежели же без оружия, то и противитися без оружия надлежит. Притом же надобно смотреть, когда кто кого ударит рукою, и того сильнее кого бьет, тогда обиженный может оружием оборонятися. Ибо есть все равно, как и чем смертный страх угрожен будет.

Арт. 168. Кто честную жену, вдову или девицу тайно уведет, и изнасилни-чает, а оная вскоре или потом хотя в том позволила, онаго казнить смертию, отсечь голову.

Толк. Сие обыкновенное наказание силы не имеет, ежели уведенная увод-чикова была невеста зарученная, а отеческой ниже душеприкащиковой воле подвержена не была.

Арт. 169. Ежели муж женатый с женою замужнею телесно смешаетца, и прелюбодеяние учинят, оные оба наказаны да будут, по делу и вине смотря.

Арт. 170. Одинакое прелюбодеяние, когда едина особа в супружеству обре­тается, а другая холостая есть, оная, по состоянию особ и обстоятельству, имеет жестоким заключением, шпицрутеном и отставлением от полку, или посылкою на каторгу на время наказана быть.

Толк. Ежели невинной супруг за прелюбодеющую супругу просить будет, и с нею помиритца, или прелюбодеющая сторона может доказать, что в супруже­стве способу не может получить телесную охоту утолить, то мочно наказание умалить.

Единакое прелюбодейство також чинится, естьли холостой с девкою, а за другаго сговоренною невестою смешаетца.

Арт. 171. Кто при живой жене своей на другой браком сочетается, и тако две жены разом иметь будет, онаго судить церковным правилом.

Арт. 172. А ежели супруг или хотя супруга к тому обмануты, в супружест­во вступит с тем, кто уже женат, оный от всякаго наказания уволен, и в преж­ней чести и достоинстве подержан будет.

Арт. 173. Блуд, ежели двое из ближних свойственников (которым по правам в супружество вступить невозможно для свойства) телесно смешаютца, и правда в восходящей и нисходящей линии смертию казнен бывает.

Арт. 174. Ежели же учинитца в побочной линии и между ближними своя­ками, то по разсуждению судейскому наказаны, и виновные явно церковное покаяние принести имеют.

Арт. 175. Никакия блудницы при полках терпимы не будут, но ежели оные найдутца, имеют оныя без разсмотрения особ, чрез профоса раздеты и явно выгнаны быть.

Арт. 176. Ежели холостый человек пребудет с девкою, и она от него родит, то оный для содержания матери и младенца, по состоянию его, и платы нечто имеет дать, и сверх того тюрьмою и церковным покаяниям имеет быть наказан, разве что он потом на ней женитца, и возмет ее за сущую жену, и в таком случае их не штрафовать.

Толк. Ежели кто с девкою пребудет, или очреватит ее, под уговором, чтоб на ней женитца, то он сие содержать и на чреватой женитца весьма обязан.

Ежели ж отговоритца, что будто ей не обещал о женитьбе, а признает при сем, что он ее обеременил, к тому же иные свидетелства явятца, из чего мочно будет видеть, что он всеконечно о супружестве обещал: то надлежит его с при­сягою спросить, что он с нею ни в какия супружеския дела не вступал, ниже оной обещал. А хотя она и чревата, а других доказаний нет, то не потребно его к присяге приводить.

Ежели ж оный не захочет, и не возможет присяги учинить, то должен он на чреватой женитца: також, когда доказательства и признаки, что он обещал же­нитца, велики и сильны суть, а опасаясь нарушения присяги, то более надлежит оного к супружеству принуждать, нежели присягою поступать.

Арт. 177. От позорных речей и блядских песней достойно и надобно всяко­му под наказанием удержатись.

Арт. 178. Кто из офицеров или рядовых самоволством или нарочно без ука­зу в маршу город, село и деревню или церкви, школы, шпитали и мельницы зажжет, печи или некоторые дворы сломает, також крестьянскую рухледь и прочее что потратит оный купно с теми, которые помогали, яко зажигатель 'и преступитель уложения смертию имеет быть казнен и сожжен.

Арт. 179. А ежели каким небрежением и неосторожностью, или виною офицеров или салдат, такие подобные пожары в квартирах или инде где учи-нятца, то оные, которые в том виновны, убыток по судейскому приговору на­градить. И сверх того, по изобретению вины и неосторожности, наказаны име­ют быть.

Арт. 180. Також и с теми таким же образом поступать надлежит, когда у подданных дворы, бревна, заборы и протчее сломаны и сожжены, или хлеб на поле стравлен, или потрачен будет, разве по необходимой нужде востребуется и на то позволится.

Арт. 181. Також в земле неприятельской никто б не дерзал без указу, на котором бы месте ни было, зажигать или огонь вбросить. Кто против того учи­нит, оный по приговору военнаго суда, как для убытку и ущербу чрез что вой­ско его величества понесет, так и для прибытку, чрез что неприятель получит, жестоким заключением, отставлением от службы, шпицрутеном наказан будет. А ежели сожжет квартиры началных своих или и других, умыслом для какого зла, той весьма смертию казнен имеет быть.

Арт. 182. Никто бы, ниже офицер, рейтар или солдат не дерзал никакогоб человека, его величества подданного или нет, грабить и насилить, или что у него силою отнимать, хотя на улице, в походе чрез землю, или в обозе, городех, крепостях и деревнях, под наказанием на теле и смертию.

Арт. 183. Також бы никто у тех, которые сквозь караул пойдут, денег, или иного чего насильно брать не дерзал, под смертною казнию.

Толк. Вышеозначенные оба артикула разумеются, ежели с невооруженною рукою чинится.

Арт. 184. Ежели кто подарков, прибыли или ползы себе ради, чрез караул кого пропустит, где не надлежит пропускать, оного надлежит повесить.