Гл. Ш. - О свидетелех

Гл. П.- О признании

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ПРОЦЕСУ Гл. I. - О доказании

1. Вторая часть судебного процесу начинается от доказов, чрез которые че­лобитчик и ответчик доношения своя так уверяют, что правда из оных позна-вается. "Чрез которые... уверяют" - посредством которых удостоверяют, подтверждают.

2. Паче всего надлежит челобитчику жалобы свои исправно доказать, ибо ежели челобитчик оного, о чем он жалобу приносит, доказать не может, то может потом ответчик от суда освобожден быть. Буде ж оное дело тяжкого есть обвинения, и челобитчик оное доказать не мог, тогда надлежит ево против уложения наказать.

3. Напротив же, должен ответчик невинность свою основательным доказа-нием, когда потребно будет, оправдать, и учиненное на него доношение прав­дою опровергнуть.

4. Ежели челобитчик оного доказу на свое челобитье не имеет, и того ради похощет правду свою утвердить присягою, то сие принято быть не может, по­неже в таком случае ответчиково отрицание таково ж, как и челобитчиково признание. А буде они принуждены будут оба присягать, и тогда более на сто­роне ответчиковой, нежели челобитчиковой правда быть имеет.

5. И буде же челобитчик имеет некоторые доказы на ответчика, яко, на пример, свидетеля, или видимое какое основание, тогда челобитчиково призна­ние лутчее, нежели ответчиково отрицание, и тогда надлежит ответчику дока-зами своими от того осбодитися; буде сего учинить невозможно, о том, что ему за то учинить надлежит, во главе о присяге и пристрастного роспросу, и о пыт­ке помянутой, пространнее объявлено будет.

6. Впротчем на четыре образа бывают доказы.

1) Чрез своеволное признание;

2) Чрез свидетелей;

3) Чрез письмянные доводы;

4) Чрез присягу.

1. Когда кто признает, чем он винен есть, тогда далняго доказу не требует, понеже собственное признание есть лутчее свидетелство всего света.

2. Но оное признание такое быть имеет:

(1) чтоб признанное в действо всеконечно было;

(2) чтоб оное признание водное было;

(3) и в суде пред судьею учинен, ибо вне суда учиненное признание не име­ет за действително признано быть;

(4) чтоб притом доказать такия обстоятелства, которые б могли быть достоверны, и о правде б не сумневатся.

3. И ежели обстоятелство таким образом изобретено будет, тогда судья но опасается более пристойной на оное дело приговор учинить.

1. Другой образ доказания бывает чрез свидетелей, и хотя свидетели мужеска и женска полу принимаютца, однако ж надлежит оным быть добрым и безпорочным людем, которым бы мочно поверить, кроме тех, кои чести и дс инства лишены.

2. Негодные и презираемые свидетели, которых в суде принять не мс суть сии:

1) клятвопреступники, о которых явно доказуемо есть, что напредь того суде фалшивую чинили присягу, понеже чин свидетеля есть явный чин. И ради к сему токмо безпорочные люди (а не достоинства лишенные) употре­бляются;

2) которые банизированы или прокляты, понеже оные из христианского со­брания выключены и за бусурманов признаваютца; и тако никакого чину не­достойны суть;

3) которые еще у святаго причастия не бывали, и сии также не могут свиде-телствовать. И никто не может за достойного свидетеля прежде признан быть, пока не учинил присяги;

4) которые межевые признаки тайно портят. Понеже и сие, ежели оным до-кажется, за нечестных людей содержаны суть;

5) изгнанные из государства или у которых преступления их ради, уши и нос резаны, или знак на щеке положен;

6) которые в суде объявлены нечестными людми;

7) разбойники и воры;

8) смертноубивцы;

9) явные прелюбодеи, понеже когда он клятву самому богу учиненную пре­зрит, то и еще того хужее в сей притчине учинит;

10) которые единаго из сих вражды ради обижают, ибо от них правды ожи­дать туне будет. Однако ж юристы и оных свидетелей, которые прежде того вражду меж собою имели, а потом хотя и помирились, опровергают, предлагая, что будто оные еще в сердце своем ненависть имеют, которая оных сущую признать правду не допущает;

11) которые с челобитчиком кровным или ближним обязаны суть свойст­вом, понеже как права объявляют, против свойственников своих, сущей правды не признают;

12) оные, которые в доме челобитчикове или ответчикове хлеб ядят или в службе его суть; буде же иных свидетелей получить не мочно, или иных при том не было, тогда и сии приемлютца;

13) которые свидетельства ради, дарами подкуплены суть. Юристы сие ут­верждают, что ежели свидетель принужден свидетельствования ради из того места, где живет, приехать, то надлежит оному учиненные протори в пути за­платить, и его за умедление дел удовольствовать;

14) младенцы или которые еще 15 лет не имеют;

15) также в собственном своем деле никто не может свидетельствовать, по­неже который сам делу причастен, оный не может в преосуждение себе проти-ву свидетельствовать;

16) иностранные, о которых справедливом житии подлинного известия не имеют;

17) которые по доношению других свидетельствуют, сказывая, что будто тот и тот мне сказывал, ибо кто свидетельствовать хощет, или принужден есть, оному не надлежит доносить то, что слышал, но должен о том, что он сам ви­дел, или толко слышал, свидетельствовать.

3. Когда челобитчик или ответчик к очной ставке свидетелем приведен бу­дет, и понеже тогда познать не мочно, не имеет ли оный свидетель какого по­року, тогда надлежит оному, не допущая свидетеля к присяге, порок его объ­явить и притом просить о испровержении того свидетельства. А ежели он сего не учинит и тогда промолчит, и допустит до того, что оный свидетель без вся­кого противления принят будет, то уже потом его более опровергнуть не может. Буде же вышепомянутой челобитчик или ответчик после того времяни уведает какой порок за свидетелем, то может челобитье ево принято быть, токмо преж-

161де надлежит ему на то присягать, что он прежде о пороке свидетеля не извес­тен был, но вкратце о том уведал.

4. Буде же челобитчик или ответчик тем, о чем во 2 помянуто, свидетелю попрекнет, а свидетель в том запрется, тогда надлежит ему вскоре доказать. А ежели несколко времени к доказанию потребно имеет, тогда мочно ему на по­требное время и позволить. А свидетеля между тем, дабы в суде не было по­мешки, без присяги допрашивать.

5. Кто к свидетельству призван будет, тому не надлежит от того отрицаться. А ежели свидетельство добром принесть не похощет, то может от судьи к тому принужден и наказан быть, понеже, как выше сего помянуто, чин свидетеля есть чин явный, а от явного чину никто не может отрицаться, под наказанием.

6. Прежде свидетельствования или допросу от судей надлежит свидетелю присягу о свидетелстве в присудствии челобитчика и ответчика учинить, поне­же когда он присягал, тогда уже присяги своей, разве забыв свою совесть, не нарушит, но толь паче правду донесет. Буде же свидетель прежде к свидетелст-ву допущен будет, а потом велят оному присягать, то яко права подтверждают, когда он сначала сущей правды не донесет, потом стыда ради, что прежде лож­но доносил, скаски своей не переменит и прежде лживую учинит присягу, не­жели лгачем остатся похочет. Однако ж некоторые юристы поставляют, что ежели свидетель, учиня свидетельство, вскоре присягу учинит, то за равное, яко бы о свидетельстве присягал, держать мочно, токмо чтоб ему в тот же день присягать неотложно.

7. Всем свидетелем надлежит, хотя б оные вышняго достоинства и знатней­шие были, присягать, понеже свидетелю, который присяги не учинил, верить не мочно, хотя б оный и архиепископ был. Однако ж могут челобитчик и от­ветчик с согласия судейскаго свидетеля от присяги отрешить, и когда ево от того уволят, и судья тем доволен явится, тогда от свидетеля все, яко бы на то присягал, принято будет, токмо судья собою един не может его отрешить от присяги.

12. Ежели случится что ответчик скаску челобитчиковых свидетелей чрез иных свидетелей уличить похощет, то ему не мочно возбранить своих предста­вить свидетелей, и тогда обои свидетели в равном имеются порядке, и кто из них лутчих и более свидетелей на своей стороне имеет, которые правду сущую обстоятелствами доказать могут, тому и поверится.

13. Сие слово лутчие свидетели, разумеется, что свидетель мужеска полу паче женска, и знатный паче худого, ученый неученого и духовный светского человека почтен бывает.

14. Когда челобитчик и ответчик доказание свое в одно время объявить по-хотят, тогда надлежит судье прежде доказание и основание челобитчиково, а потом ответчиково принять.

15. Так же может судья, смотря по обстоятелству дела, свидетелей вместе свесть, чтоб они меж собою о тех причинах, которые ко известию подлинной правды потребны суть, переговоря, друг друга уличить могли.

16. Буде же свидетели от суда удалены так, что без великой трудности оным в суд придти не мочно, тогда может судья некоторые пункты послать к ним, и в суд от оных по обыкновению свидетельство взять. Однако ж надлежит челобитчику и ответчику при присяге либо самим, или полномочным их при-судственным быть.

17. Кто из свидетелей фалшивую учинит присягу, и потом доказано будет, то оный отсечением пальцов, которыми он присягал, публичным покаянием в церкви, изгнанием из земли или посыпанием на каторгу наказан бывает, и ни­когда более свидетелем предстать не может, ниже к какому другому явному чину допущен будет, а кто свидетеля к ложному свидетелству склонит, оный равным образом либо денежным тяжким штрафом, или телесным наказанием, или публичным церковным покаянием накажется и в свидетели более допущен не будет.

18. Письмянные свидетельства прежде не признаются, пока представитель оных в суде за правдивые объявит и на то присягу учинит.