Практикум по истории Отечественного государства и права.

Семинарские занятия и самостоятельная работа студентов являются активными формами учебного процесса. Они призваны способствовать более глубокому изучению сложных и важных разделов учебного курса.

Семинарское занятие по истории отечественного государства и права преследует цель закрепить знания, полученные студентом на лекциях, в ходе самостоятельного изучения рекомендованных источников и научной литературы. Главная задача семинарских занятий – научить студентов логически мыслить, рассуждать, анализировать данные исторических и правовых источников, понимать смысл и содержание эволюции российского права, взаимодействия общественных механизмов.

Составная часть семинаров – закрепление на практике полученных знаний и умений, решение практических историко-правовых казусов, позволяющее углубленно изучать курс истории отечественного государства и права, содержащиеся в различных источниках, развивать умение правового решения конкретной юридической ситуации. При подготовке к семинару студенту рекомендуется: уяснить смысл плана семинара, существо поставленных вопросов; ознакомиться с конспектом лекций и соответствующими главами учебных пособий по истории Отечественного государства и права; изучить правовые источники.

Тема:Возникновение и развитие Древнерусского государства и права (IХ-ХIIвв.)

План:

1. Древнерусское государство: происхождение и основные этапы развития Руси.

2. Теории происхождения государственности у восточных славян.

3. Возникновение и развитие древнерусского права и его источники.

4. Русская Правда как кодекс раннефеодального права Киевской Руси.

Задания для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте этапы расселения славян, возникновение первых славянских союзов в Поднепровье.

2. Дайте оценку норманнской и антинорманской теориям происхождения древнерусского государства.

3. Охарактеризуйте источники древнерусского права, договора Руси с Византией.

4. Проанализируйте содержание Русской Правды и дайте оценку развитию гражданского и уголовного права Киевской Руси.

Тест для самопроверки:

1. Преступление по Русской правде называлось:

а) лихое дело;

б) обида;

в) ябеда:

г) подым.

2. Закуп это:

а) дружинник князя;

б) смерд взявший долг;

в) купец;

г) сборщик дани.

3. Отыскание преступника по «горячим следам»:

а) заклич;

б) свод;

в) гонение следа;

г) «поле».

4. Сборщик судебных пошлин в Древней Руси назывался:

а) мытарь;

б) тиун;

в) вирник;

г) огнищанин.

5. «Продажа»:

а) штраф взимаемый в пользу князя;

б) высшая мера наказания в Киевской Руси;

в) вознаграждение пострадавшей стороны;

г) объём полюдья.

6. Погосты:

а) места сбора дани;

б) место проведения веча;

в) место казни;

г) рыночная площадь.

7. Вервь у славян это:

а) штраф:

б) налог за землю;

в) община;

г) дань.

8. Послухи по Русской правде:

а) служители монастырей;

б) свидетели;

в) дружинники;

г) холопы при дворе князя.

9. Бесправная категория населения по Русской правде:

а) смерды:

б) рядовичи;

в) холопы;

г) закупы.

10. Вира в 40 гривен назначалась за:

а) убийство свободного человека;

б) убийство зависимого человека;

в) убийство князя;

г) убийство княжеского слуги.

 

Задачи:

1. Дружинник К. на княжеском пиру 7 мая 1039 года во время ссоры ударил чашей старшего дружинника М. и рассёк ему лицо. Есть ли в действиях дружинника состав преступления, и понесёт ли он наказание по суду? Если да, то, какое?

2. Смерд С. обвинялся в краже 5 гривен у своего соседа рядовича Я.. В качестве доказательства вины к нему было применено испытание железом. Правомерно ли решение суда?

3. Смерд К. 1 сентября 1042 года сел на привязанного у другого двора коня и поехал по своим делам. К вечеру он вернул коня хозяину. Понесёт ли он наказание за данную обиду? Какое? Каков состав преступления?

 

Тема:Государство и право Руси в период раздробленности (ХП-ХIV вв.)