Практикум по истории Отечественного государства и права.
Семинарские занятия и самостоятельная работа студентов являются активными формами учебного процесса. Они призваны способствовать более глубокому изучению сложных и важных разделов учебного курса.
Семинарское занятие по истории отечественного государства и права преследует цель закрепить знания, полученные студентом на лекциях, в ходе самостоятельного изучения рекомендованных источников и научной литературы. Главная задача семинарских занятий – научить студентов логически мыслить, рассуждать, анализировать данные исторических и правовых источников, понимать смысл и содержание эволюции российского права, взаимодействия общественных механизмов.
Составная часть семинаров – закрепление на практике полученных знаний и умений, решение практических историко-правовых казусов, позволяющее углубленно изучать курс истории отечественного государства и права, содержащиеся в различных источниках, развивать умение правового решения конкретной юридической ситуации. При подготовке к семинару студенту рекомендуется: уяснить смысл плана семинара, существо поставленных вопросов; ознакомиться с конспектом лекций и соответствующими главами учебных пособий по истории Отечественного государства и права; изучить правовые источники.
Тема:Возникновение и развитие Древнерусского государства и права (IХ-ХIIвв.)
План:
1. Древнерусское государство: происхождение и основные этапы развития Руси.
2. Теории происхождения государственности у восточных славян.
3. Возникновение и развитие древнерусского права и его источники.
4. Русская Правда как кодекс раннефеодального права Киевской Руси.
Задания для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте этапы расселения славян, возникновение первых славянских союзов в Поднепровье.
2. Дайте оценку норманнской и антинорманской теориям происхождения древнерусского государства.
3. Охарактеризуйте источники древнерусского права, договора Руси с Византией.
4. Проанализируйте содержание Русской Правды и дайте оценку развитию гражданского и уголовного права Киевской Руси.
Тест для самопроверки:
1. Преступление по Русской правде называлось:
а) лихое дело;
б) обида;
в) ябеда:
г) подым.
2. Закуп это:
а) дружинник князя;
б) смерд взявший долг;
в) купец;
г) сборщик дани.
3. Отыскание преступника по «горячим следам»:
а) заклич;
б) свод;
в) гонение следа;
г) «поле».
4. Сборщик судебных пошлин в Древней Руси назывался:
а) мытарь;
б) тиун;
в) вирник;
г) огнищанин.
5. «Продажа»:
а) штраф взимаемый в пользу князя;
б) высшая мера наказания в Киевской Руси;
в) вознаграждение пострадавшей стороны;
г) объём полюдья.
6. Погосты:
а) места сбора дани;
б) место проведения веча;
в) место казни;
г) рыночная площадь.
7. Вервь у славян это:
а) штраф:
б) налог за землю;
в) община;
г) дань.
8. Послухи по Русской правде:
а) служители монастырей;
б) свидетели;
в) дружинники;
г) холопы при дворе князя.
9. Бесправная категория населения по Русской правде:
а) смерды:
б) рядовичи;
в) холопы;
г) закупы.
10. Вира в 40 гривен назначалась за:
а) убийство свободного человека;
б) убийство зависимого человека;
в) убийство князя;
г) убийство княжеского слуги.
Задачи:
1. Дружинник К. на княжеском пиру 7 мая 1039 года во время ссоры ударил чашей старшего дружинника М. и рассёк ему лицо. Есть ли в действиях дружинника состав преступления, и понесёт ли он наказание по суду? Если да, то, какое?
2. Смерд С. обвинялся в краже 5 гривен у своего соседа рядовича Я.. В качестве доказательства вины к нему было применено испытание железом. Правомерно ли решение суда?
3. Смерд К. 1 сентября 1042 года сел на привязанного у другого двора коня и поехал по своим делам. К вечеру он вернул коня хозяину. Понесёт ли он наказание за данную обиду? Какое? Каков состав преступления?
Тема:Государство и право Руси в период раздробленности (ХП-ХIV вв.)