Тормозная сила

Для обеспечения высокой эффективности торможения все колеса АТС, как пра­вило, работают в тормозном режиме.

Тормозной режим – режим, при котором к колесу подводится тор­мозной момент.

На колесо в этом случае действуют тормозной мо­мент Mt, момент сопротивле­ния качению Mf = Rz aш, инер­ционный мо­мент Mкj.

Отрицательная продольная реакция

Rxt = (Mt + Mf + Mкj) / rд

является внешней по отношению к колесу силой, управ­ляемой в некоторых пределах водителем и представляет собой тормоз­ную силу.

При экстренном торможении тормозная сила равна силе сцепления колеса с доро­гой:

Rxt max = Rz jх.

Тогда для всего АТС можно записать:

S Pt max » S Mt / rд = SRz jх = Ga jх сos a,

где S Mtсуммарный тормозной момент на всех колесах.

При этом предполагается, что при экстренном торможении колеса блокированы (SMt = åMkj = 0), сила сопротивления воздуха мала и ей можно пренебречь.

При таком торможении важно, чтобы силы Pt достигали максималь­ных значений всех колесах одновременно, что позволит сохранить устойчи­вость АТС при торможе­нии и полностью использовать силы сцепления.

С учетом принятых допущений при экстренном торможении на гори­зонтальной дороге максимальная тормозная сила АТС:

SPt max = (Rz1 + Rz2) j = Ma g jх = Ma jt max,

где jt max – максимальное установившееся замедление при экстренном тор­можении, м/с2.

Оптимальное распределение тормозных сил между мостами при од­новременном достижении одинаковой степени скольжения правых и ле­вых колес и при j1 = j2 = jх будет равно:

Pt1 max / Pt2 max = (b + jх hg) / (a – jх hg).

Величины a, b, hg и jх в процессе эксплуатации АТС изменяются, поэтому рас­пределение тормозных сил на передних и задних колесах не должно оставаться посто­янным. С целью снижения потерь эффективности торможения, а также улучшения управ­ляемости и устойчивости у многих современных автомо­билей предусматривается ре­гулирование распределения тормозных сил с помощью регуляторов или применения АБС.