Лекция 8. Государство и право России в период кризиса и падения самодержавия (1905 – февраль 1917 гг.).

Революция 1905 г.привела к превращению неограниченной са­модержавной власти в конституционную монархию. Однако пе­режитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 г. проекта Ос­новных законов Российской империи, в которых был определен характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина «неограниченная».

С 1896 г. в стране увеличивается число забастовокна фабри­ках и заводах (в 1901 г. прошло сто двадцать стачек), в 1903 г. проводится всеобщая забастовка.

Весной 1902 г. учащаются крестьянские бунты. В связи с этим правительство создает Особое совещание о нуждах сельскохозяй­ственной промышленности, которое ставит перед собой следую­щие задачи: облегчение выхода крестьян из общины, поощрение хуторских выделов, предлагает считать подворное землевладение личной собственностью.

В феврале 1903 г. издается Манифест, в котором обещана от­мена круговой порукив деревне. Вместе с тем в нем заявлялось о сохранении общины и неотчуждаемости надельных земель.

Летом 1904 г. был убит министр внутренних дел В.К. Плеве, с осени 1904 г. начинается период «политической весны»(новый министр Святополк-Мирский вернул из ссылки земских оппози­ционных деятелей, разрешил проведение земских совещаний).

Печать начала обсуждение коренных политических реформ. Расстрел демонстрации 9 января 1905 г. и поражения в войне с Японией послужили толчком к углублению революционного кризиса.

Летом 1905 г. образуется большое число профессиональных союзов, часть которых объединилась в «Союз Союзов»,выставив­ший политические требования: демократические преобразования и созыв Учредительного собрания.

В Москве образуется Всероссийский крестьянский союз,нахо­дившийся под сильным влиянием эсеров, по стране прокатыва­ется волна аграрных беспорядков.

В Петербурге создается Совет рабочих депутатовдля руко­водства стачечным движением, переросшим осенью 1905 г. во всеобщую забастовку.

На пути конституционного строительства в России важней­шими вехами стали: Манифест 17 октября 1905 г.,провозгласив­ший введение гражданских свобод и организацию законодатель­ного органа (Государственной Думы), ограничивающего монар­хическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906 г.,опреде­лившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти.

В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Госу­дарственным Советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы.

Государственный Советбыл преобразован вфеврале 1906 г., а в апреле ему был придан государственно-правовой статус вто­рой парламентской палаты.

Функции упраздненного в апреле 1906 г. Комитета министров передавались частично Совету министров, частично Государственному Совету. Министры были ответственны только перед ца­рем и им же назначались, правительство еще не приобрело ха­рактера «буржуазного кабинета».

17 октября 1905 г. принимается Манифест об усовершенство­вании государственного порядка, провозгласивший: 1) дарование свободысовести, слова, собраний и союзов; 2) привлечение к вы­борам широких слоев населения; 3) обязательный порядок утвер­ждения Государственной Думой всех издаваемых законов.

В стране возникают и легализуются многочисленные полити­ческие партии, формулирующие в своих программах требования и пути политического преобразования строя.

В ноябре 1905 г. в Совете министров обсуждался проект из­бирательного закона, большинство высказывалось за сохранение куриальной системы и двухступенчатой системы выборов. Было отклонено предложение об особом представительстве рабочих.

Но уже 11 декабря 1905 г., после разгрома вооруженного вос­стания вМоскве, издается Указ «Об изменении положения о вы­борах в Государственную Думу,которым значительно расширя­ется круг избирателей.

Практически все мужское население страны в возрасте стар­ше двадцати пяти лет, кроме солдат, студентов, поденных рабо­чих и части кочевников, получило избирательные права. Выборы не были прямыми, и для избирателей разных категорий (курий) устанавливалось неравное представительство.

Крестьянские выборыбыли четырехступенными: сначала вы­бирали представителей на волостной сход, затем выбирали уезд­ный съезд уполномоченных от волостей, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.

Рабочие выбиралисъезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупного города.

Представительство от горожан и рабочих было трехступен­чатым.

В Манифесте от 20 февраля 1906 г. «Об изменении учреждения Государственного совета и о пересмотре учреждения Государственной думы»провозглашалось предоставление законодательных прав не только Государственной думе, но и Государственному совету, поло­вина членов которого отныне должна была избираться.

20 февраля 1906 г. было также принято новое «Учреждение Госу­дарственной думы».Согласно данному документу, срок деятельнос­ти Думы устанавливался в 5 лет. Специальным указом царь мог до­срочно распустить ее и назначить выборы и сроки созыва Думы но­вого состава. Продолжительность ежегодных сессий и сроки перерыва в работе Государственной думы устанавливались царски­ми указами.

Помимо общего собрания в Думе была канцелярия, а также от­делы и комиссии. Ежегодно на общем собрании депутаты выбирали председателя и двух его товарищей, через год они могли быть пере­избраны. В число обязанностей председателя входили: наблюдение за порядком, ведение прений, доклад императору о деятельности Думы.

К предметам ведения Государственной думы, в соответствии с данным Учреждением, подлежали следующие вопросы:

«1) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

2) государственная роспись доходов и расходов вместе с финан­совыми сметами министерства и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные, — на основании установленных правил;

3) отчет государственного контроля по исполнению государст­венной росписи;

4) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующие Высочайшего соизволения;

5) дела о постройке железных дорог непосредственным распо­ряжениемказны и за ее счет;

6) дела об учреждении компаний на акциях, когда при семис­прашиваются изъятия из действующих законов;

7) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочай­шим повелениям».

Формально Думе принадлежали законодательные права, право законодательной инициативы по изданию законов, штатов, их из­менений, право обсуждения бюджета государственных и отдельных ведомств, верховный надзор за государственным контролем. Самодержавие стремилось заключить союз с буржуазией проведением через Думу в законодательном по­рядке уставов акционерных обществ, компаний и т.д. Одна из ста­тей «Учреждения» ограничивала права законодательной инициати­вы Думы: «Государственная дума может возбуждать дела об отмене или изменении действующих и издании новых законов за исключе­нием основных государственных законов».

8 марта 1906 г. были изданы бюджетные правила, ограничиваю­щие деятельность Думы в области утверждения бюджета: отказ Думы в утверждении бюджета того или другого ведомства не приос­танавливал приведения его в исполнение.

Согласно новой редакции Основных законов Российской импе­рии от 23 апреля 1906 г.,которые иногда называют первой россий­ской конституцией. Государственная дума наделялась следующими законодательными полномочиями:

1) обсуждать и разрабатывать законопроекты;

2) утверждать бюджет страны.

Статья 86 Основных законов закрепила правило: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственно­го совета и Государственной думы и воспринять силу без утвержде­ния Государя Императора».

Однако по ст. 87 в случае прекращения или перерыва деятель­ности Думы и Государственного совета, «если чрезвычайные обсто­ятельства вызывают необходимость», предписывалось проводить обсуждение законопроектов и в Совете министров с последующим утверждением их императором в форме «Высочайших указов», ко­торые сразу же вступали в силу. Действие каждого «Высочайшего указа» носило временный характер, и он подлежал утверждению в Думе и Государственном совете в течение двух месяцев после во­зобновления их деятельности.

Кроме того, пользуясь неопределенностью в русском государственном праве понятий «закон» и «указ», самодержавие могло про­водить законы и по статье 11 Основных законов в форме единолич­но утверждаемых императором «актов верховного управления».

Основные законы определяли взаимоотношения Государствен­ной думы и Государственного совета, а также этих «палат» с Сове­том министров и центральным аппаратом. Законопроекты, не при­нятые обеими «палатами», считались отклоненными. Законопроек­ты, отклоненные одной из «палат», могли быть снова вынесены на рассмотрение только с разрешения царя.

Заслуживает внимания избирательная система, установленная законодательством. Широкие слои населения: женщины, военные, учащиеся, городская беднота, многие нерусские народы — избира­тельных прав в Государственную думу не имели; лишен был собст­венного представительства в Думу и рабочий класс.

При выборах в Думу была установлена система курии, т. е. рас­пределения избирателей по сословным и имущественным призна­кам. Для каждой курии правительство установило определенные нормы представительства. Были созданы три курии: землевладель­ческая, городская и крестьянская. Для участия в выборах по земле­дельческой курии устанавливался земельный ценз (от 100 до 650 де­сятин земли в зависимости от местности) или имущественный ценз (недвижимая собственность не менее 15 тыс. руб.). Землевладель­цы, не имевшие цензовых участков, выбирали своих уполномочен­ных на предварительном съезде. Уездный избирательный съезд землевладельцев выбирал выборщиков. В городском избиратель­ном съезде принимали участие представители городской буржуа­зии, для которых также требовался значительный имущественный ценз.

Для крестьян (кроме Сибири и Польши) ценз не требовался, но устанавливалась сложная четырехступенная система выборов. Сель­ские сходы выбирали десятидворников, те — на волостных съездах уполномоченных, а последние на уездных съездах — уполномочен­ных от волостей (у казаков — от станиц) выборщиков.

Выборщики губернии, избранные куриями, собирались на гу­бернское избирательное собрание, где каждая курия выбирала уста­новленное законом число членов Государственной думы. Крупные города получили право выбирать членов в Думу от городской бур­жуазии на городских избирательных собраниях.

События осени 1905 г. (стачки, всероссийская политическая за­бастовка в октябре) сорвали выборы и созыв Булыгинской Думы. Правительство подготовило дополнительный избирательный Закон, который был утвержден царем 11 декабря 1905 г., в самый раз­гар декабрьского вооруженного восстания в Москве. Он давал из­бирательные права и рабочим. В каждой губернии создавалась ра­бочая курия. Для рабочих были установлены трехстепенные выборы. Право голосовать получали рабочие (мужчины) от предприятий, насчитывающих от 50 до 1000 человек; они выбирали одного упол­номоченного. Крупные предприятия избирали по одному уполно­моченному на каждую тысячу рабочих. Уполномоченные всей гу­бернии собирали на губернское собрание уполномоченных от рабо­чих, на котором выбирали выборщиков.

Данный Закон расширил и избирательные права мелкой бур­жуазии. По городской курии в число избирателей включались мел­кие ремесленники, квартиронаниматели и чиновники-пенсионеры. Для «проверки правильности выборов и рассмотрения заявле­ний и жалоб по делам о выборах» создавался специальный аппарат: губернские, уездные и городские комиссии по делам о выборах. Эти комиссии состояли из чиновников, представителей дворянских сословных учреждений, городских самоуправлений и земств. Пред­седательствовали в этих комиссиях чиновники Министерства юс­тиции — председатели окружных судов, уездные члены окружных судов и т.д. Деятельностью избирательных комиссий руководило особое делопроизводство по выборам в Думу, созданное в аппарате Министерства внутренних дел.

I Государственная дума начала работу 27 апреля 1906 г. Из 499 избранных депутатов большинство принадлежало к партии каде­тов — 182, трудовиков было 107, беспартийных — 83. Председате­лем Думы был выбран кадет С.А. Муромцев. Депутаты не могли со­стоять на государственной службе, за исключением должностей министра и главноуправляющих отдельными частями. Они получа­ли суточные в размере 10 рублей в день, им оплачивались также пу­тевые издержки. С 1908 г. депутаты вместо суточных стали получать 4200 рублей в год. Одновременно были установлены штрафы за пропуск заседаний без уважительной причины — 25 рублей за одно заседание. Уважительными причинами для пропуска заседания считались болезнь депутата или членов его семьи, занятия, связан­ные с деятельностью Думы, и личные дела, не терпящие отлага­тельства. В Думе запрещалось чтение речей по бумаге.

Дума находилась в открытой оппозиции правительству и 7 июля 1906 г. была распущена, проработав менее 2,5 месяца.

II Государственная дума начала работу в 1907 г., из 518 депута­тов 104 были трудовиками, 98 относились к партии кадетов, 66 — к социал-демократам. Председателем выбрали кадета Ф.А. Головина. Перед Думой выступил премьер-министр П.А. Столыпин, который просил депутатов поддержать намеченный курс реформ и одобрить аграрные законы, но его выступление было проигнорировано. Дума не принимала предлагаемые правительством законопроекты. Вмес­те с тем депутаты рассматривали аграрный вопрос, по которому каждая фракция предложила свой проект, продовольственный вопрос, реформу местного суда, другие вопросы. В мае 1907 г. П.А. Столыпин заявил о заговоре в составе Думы против властей. 3 июня 1907 г. Дума была распущена и одновременно принят новый избирательный Закон, резко ограничивший избирательные права основного населения.

Утвердив этот Закон, правительство фактически произвело го­сударственный переворот, так как по Основным законам Россий­ской империи (ст. 86) этот Закон должен был рассматриваться Ду­мой,

Новый избирательный Закон сводил избирательные права ши­роких масс населения до минимума. Почти на 33% возросло число выборщиков от помещиков, а число выборщиков от крестьян умень­шилось на 56%. Единая городская курия была разделена на две. В первую городскую курию входили представители крупной и сред­ней промышленной и торговой буржуазии, помещики, богатые чи­новники, владельцы значительных недвижимых имуществ в горо­дах, а во вторую — представители мелкой буржуазии, квартирона­ниматели, ремесленники и т.п.

Права избирателей во второй городской курии были урезаны. Только семь городов получили право самостоятельно выбирать чле­нов Думы (по избирательному Закону 6 августа 1905 г. их было 21). Сильно сократилось представительство национальных окраин.

Избирательные права рабочих подверглись еще более жестким ограничениям. Рабочим наиболее промышленно развитых губер­ний: Петербургской, Московской, Костромской, Владимирской, Харьковской и Екатеринославской — было дано право выбирать своих депутатов в Думу. В остальных же губерниях рабочие имели право участвовать в выборах по второй городской курии при усло­вии, если они имели определенный имущественный ценз или сни­мали отдельную квартиру.

Как видим, целью принятия данного Закона явилось желание сформировать более лояльную по отношению к правительству Думу.

3 июня 1907 г. был обнародован манифест и указ о роспуске II Государственной думы и назначении выборов в III Думу, одно­временно был издан текст нового избирательного Закона.

III Государственная дума работала с ноября 1907 г. по июнь 1912 г. Наибольший вес в ней имели октябристы (154 из 442 де­путатов). Трудовиков было 14, социал-демократов — 20. Пост пред­седателя последовательно занимали октябристы Н.А. Хомяков, А.И. Гучков, М.И. Родзянко.

В процессе работы Думы было создано более 30 комиссий, в те­чение 611 заседаний депутаты рассмотрели 2572 законопроекта, в том числе одобрили проведение аграрной реформы Столыпина. Ежегодно Дума утверждала бюджеты государства. Вместе с тем де­путаты III Думы слабо использовали свое право законодательной инициативы, выдвинув лишь 205 законопроектов по второстепен­ным вопросам. В 1912 г., когда истек срок полномочий III Думы, прошли выборы в IV Думу, которая работала до 25 февраля 1917 г. Большинство в Думе получили представители правых и либераль­ных партий, председателем все пять лет был октябрист М.И. Род­зянко.

Таким образом. Государственная дума в Российской империи создавалась на достаточно непрочной правовой основе. Избира­тельное законодательство неоднократно изменялось, что, с одной стороны, позволяло сформировать лояльный к самодержавию и контролируемый правительством состав Думы, с другой — мешало эффективной работе и повышению авторитета российского парламен­та. В целом, не нашли достаточного подтверждения слова С.А. Му­ромцева, сказанные в речи по поводу избрания его Председателем I Думы: «Совершается великое дело: воля народа получает свое вы­ражение в форме правильного, постоянно действующего, на неотъ­емлемых законах основанного, законодательного учреждения».

Анализ деятельности Государственной думы в начале XX в. по­зволяет констатировать, что она не оказала должного влияния на развитие правовой и политической системы страны.

Наиболее существенным оставался аграрный вопрос. В аграр­ной комиссии III Думы, а затем в общем собрании долго обсуж­дался указ 9 ноября 1906 г., предоставлявшей крестьянам право, по их желанию, закрепить свои участки общинной полевой зем­ли в личную собственность.

Аграрная реформа 1906 г. связывалась с именем главы прави­тельства П.А. Столыпина. Ее проведение совпало с началом ре­волюции.

5 апреля 1905 г. принимается Указ «О даровании населению облегчений по уплате долгов». На его основе было проведено осво­бождение от взысканных недоимок по продовольственному сбору, существовавшему до 1866 г., и аннулировались долги по ссудам на продовольствие.

В ноябре 1905 г. опубликован манифест «Об улучшении благо­чинияи облегчении положения крестьянского населения», уменьшивший выкупные платежисо всех категорий крестьян на 50%, а с января 1907 г. вовсе их отменивший.

В сентябре 1906 г. Указом «О передаче кабинетных земель в распоряжение Главного управления земледелия и землеустрой­ства для образования переселенческих участков» начинается пе­реселенческая политикаправительства. В переселенческий фонд включались свободные земли, «оброчные статьи», земельные из­лишки, оставшиеся у Кабинета после поселения старожилов,

В октябре 1906 г. принимается Указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других быв­ших податных сословий». Провозглашались единые права для всех податныхв отношении государственной службы (за исклю­чением «инородцев»).

Крестьяне освобождались от «увольнительных приговоров» для поступления на службу или на учебу.

Отменялись подушная подать, круговая порука и принуди­тельная передача и направление неплательщиков на заработки. Судебная подведомственность крестьян волостному суду ограни­чивалась (отменялось привлечение к общественным работам).

Расширялись имущественные права крестьян: отменялись по­рядок семейных разделов по решению общины, запрещение кре­стьянам, не владевшим недвижимостью, обязываться векселями.

Указ «О дополнении некоторых постановле­ний действующего закона, касающегося крестьянского землевла­дения и землепользования» принятый 9 ноября 1906 г. провозглашал свободный порядок выхода из общиныв любое время, и закреплялись наделыв собственность.

За домохозяином оставлялись все участки общинной земли, находившиеся в его пользовании в течение времени, прошедшего с момента последнего передела. Общинные угодья оставались в пользовании выделявшихся крестьян.

Заявление о выделечерез старосту доводилось до сельского общества, которое простым большинством голосов в месячный срок было обязано определить крестьянину его участок. В про­тивном случае это осуществлял земский начальник. Уездный съезд был апелляционной инстанцией в спорах о выделении. Крестьянин мог требовать сведениевыделяемых ему участков воединоили денежной компенсации.

Аграрные указы были закреплены в законах, принятых III Думой.

Война с Германиейобусловила процесс милитаризации эконо­микиРоссии. Государственное регулирование экономики приоб­рело чрезвычайные формы. Этому способствовало то, что прави­тельство стало осуществлять курс, разделяемый большей частью российской буржуазии, - на победу в войне и мобилизацию ка­питала.

Происходило сокращение посевных площадей и товарооборо­та, финансовые трудностибыли связаны с резким повышением налогов, увеличением эмиссии и государственных займов.

Транспортные затрудненияправительство пыталось регули­ровать путем создания межведомственных комиссий.

Мобилизация капитала вызывала противоречия между раз­личными группами правящего класса, поэтому государство взяло на себя инициативу по созданию новых организационных форм управления промышленностью и финансами, пытаясь согласовы­вать различные социальные интересы.

А. Военно-промышленные комитеты

На съезде представителей промышленности и торговли в мае 1915 г. впервые была сформулирована идея о создании военно-промышленных комитетов, целями которых были и организация экономики, и участие в управлении государственной политикой. В функции военно-промышленных комитетов входит: посред­ничество между казной и промышленностью, распределение воен­ных заказов,регулирование сырьевого рынка и снабжение пред­приятий сырьем, регулирование внешней торговли(закупок), нормирование цен на сырье,т.е. мобилизация торговли, регулиро­вание рынка труда, регулирование транспорта.

При военно-промышленных комитетах создавались рабочие группы, примирительные камеры и биржи труда. Эти органы брали на себя задачи улаживания конфликтов между рабочими и предпринимателями. Для координации работы отдельных ведомств с лета 1916 г. начинают создаваться особые совещания по обороне. Состав этих органов определялся Государственной Думой и утверждался им­ператором.

В задачи новых органов входило: требовать от частных пред­приятий принятия военных заказов(преимущественно перед дру­гими) и отчетов по их выполнению; отстранять директоров и управляющих, государственных и частных предприятий, ревизо­вать торговые и промышленные предприятия всех видов и сек­торов.

Твердые цены устанавливались Особыми совещаниями, вво­дились законодательным путем и во всероссийском масштабе.

В ноябре 1916 г. принимается постановление о введении про­довольственной разверстки,устанавливаемой уполномоченными Особых совещаний или земской управой.

В мае 1915 г. создается Главный продовольственный комитет, в компетенцию которого входили требования сведений о запасах продовольствия от всех учреждений и лиц, установление плана перевозок продовольствия и заготовительная деятельность. На мес­тах создавались отраслевые отделения комитета и местные гу­бернские комитеты. Это были чрезвычайные экономические ор­ганы.

Осенью 1916 г. параллельно с государственно-промышлен­ными органами стали создавать общественные организации, объ­единившиеся в Союз земств и городов (Земгор).

Своей задачей они ставили оказание помощи раненым(орга­низация госпиталей, поставка медикаментов, подготовка медпер­сонала), распределение заказов мелким предприятиями посред­ничество между ними и казной. Юридической основой деятель­ности Союза стали договоры, заключаемые разными земствами между собой.

Действующие в промышленности тресты и синдикатыока­зывали сильное влияние на экономическую политику: ими было отвергнуто предложение Министерства финансов о введении но­вого налога на прибыль, они подчинили себе деятельность Цен­трального военно-промышленного комитета, отдельных военно-промышленных комитетов и Земгора.

В декабре 1916 г. правительство начало наступление на полити­ческую оппозицию: прерывается заседание Государственной Думы, запрещается деятельность Земгора,проводятся аресты рабочих групп военно-промышленных комитетов, члены которых обвиня­лись в саботаже.

В свою очередь, оппозиционная буржуазия начинает все ак­тивнее проникать в военно-промышленные органы, различного рода союзы и общественные организации.

Лекция 9. Формирование демократического государства и права (февраль-октябрь 1917 года).

Вфеврале 1917 г, произошел фактический переход России от монархической к республиканской форме прав­ления. Очевидно, что этот переход не был подготовлен ни истори­чески, ни юридически. В связи с этим он не мог пройти безболез­ненно.

Протесты против войны, голода, эксплуатации достигли такого накала, что обернулись выступлением против самодержавия. Мас­совая забастовка приобрела всеобщий характер, начался переход войск на сторону восставших. Николай II Указом от 27 февраля прервал деятельность Думы, тем самым разрушив последнюю воз­можность урегулирования острейшего кризиса, лишившись всякой опоры в обществе.

В результате революции последний российский император Ни­колай II 2 марта 1917 г. от своего имени и от имени сына отрекся от престола в пользу своего брата Михаила, а тот, в свою очередь, 3 марта отказался стать императором. Власть перешла к Временному комитету членов Государственной думы, который и сформировал первый состав Временного правительства.Председателем его и ми­нистром внутренних дел стал князь Г.Е. Львов, военно-морским министром — октябрист А. И. Гучков, министром иностранных дел — лидер кадетов П.Н. Милюков, министром финансов — крупный са­харозаводчик М.И. Терещенко.

В результате революции в стране возникла ситуация двоевластия: с одной стороны, возникли Советы рабочих, солдат­ских депутатов, а с другой — Временное Правительство.

Двоевластие продолжалось до июльского общенационального кризиса, когда была разогнана демонстрация 4 июля 1917 г. в Петрограде. С этого момента установилось единовластие Временного Пра­вительства.

В Декларации Временного правительства о его составе и задачахот 3 марта 1917 г. провозглашались следующие «основания» его де­ятельности: полная и немедленная амнистия всех политических за­ключенных, свобода слова, печати, собраний, союзов и стачек, от­мена сословных и национальных ограничений, ограничений по ве­роисповеданию, всеобщие, прямые, равные и тайные выборы в органы местного самоуправления, замена полиции народной мили­цией, подготовка к созыву Учредительного собрания. Предполага­лось, что именно Учредительное собрание решит вопрос о форме правления и конституции страны.

Временное правительство продолжало финансовую политику царского правительства. Оно сохранило все ранее существовавшие налоги, пошлины и сборы, а также обещало выполнять все ранее заключенные обязательства государства.

Постановление (август 1917 г.) «О согласовании Свода законов с из­даваемыми Временным Правительством постановлениями»определило критерии для использования в новых условиях законодательства, из­данного в период монархии.

Продолжалось действие судебных уставов 1864 г. и Уголовного уложения 1903 г. В марте 1917 г. было образовано Юридическое со­вещание. Совещание рекомендовало правительству подчинить надзо­ру административного суда деятельность общественных организаций (профсоюзов, земельных комитетов и советов) и сделало ряд других предложений, направленных на сохранение правовой традиции и до­революционной юридической практики. Создание административ­ной юстиции стало одним из значительных нововведений, подготов­ленных в Юридическом совещании.

В положении «О судах по административным делам»(май 1917 г.) административный судья, приравненный к окружному, наделялся пра­вом рассматривать дела: по протестам комиссаров правительства на ме­стные органы, по жалобам правительственных учреждений на земские органы и местных органов на правительственных комиссаров.

В результате революционных событий такие органы, как Госу­дарственная дума, Государственный совет, Совет министров, были упразднены, все их полномочия перешли к Временному правитель­ству. Сенат и Синод остались, но должны были подчиняться Вре­менному правительству. Губернаторы и вице-губернаторы были особым постановлени­ем отстранены от должности, их обязанности возлагались на пред­седателей губернских земских управ, которым присваивалось зва­ние «губернских комиссаров Временного правительства». В осталь­ном было признано целесообразным сохранение существовавшего административного механизма.

Декларацией о равенстве в суде и его независимостиВременное правительство ликвидировало особые суды: Особое присутствие Сената, военно-полевые суды. Верховный уголовный суд. Верхов­ный дисциплинарный суд. Был упразднен Департамент полиции. Но в целом сохранялся судебный аппарат самодержавной России.

Для подготовки нового законодательства в марте 1917 г. было создано Юридическое совещание, которое приступило к рассмот­рению новых законопроектов.

12 марта 1917 г. было опубликовано постановление Временного правительства о повсеместной отмене смертной казни. 17 марта была объявлена общеуголовная амнистия. Различные категории за­ключенных освобождались от отбывания наказания, наполовину сокращался срок для приговоренных к каторге, смертная казнь за­менялась пятнадцатью годами каторги. В результате этой амнистии всего было освобождено около 15 тысяч преступников. Такой не­продуманный шаг правительства, который можно объяснить лишь революционным демократическим порывом масс, оказал негатив­ное влияние на общую криминогенную обстановку в обществе. Участились случаи грабежей, воровства, насилия, других уголовных преступлений. В этой связи, а также в связи с ухудшением военной обстановки на фронте уголовная политика начинает меняться. 30 мая 1917 г. вышло постановление Временного правительства об усиле­нии наказаний за антивоенные выступления на фронте. Виновные в такого рода преступлениях подлежали ссылке на каторгу, а их семьи лишались права на паек и пособие. Постановлением от 12 июля 1917 г. Временное правительство ввело смертную казнь на фронте. Смертная казнь устанавливалась за измену, сдачу в плен без сопротивления, нападение на часового, шпионаж, другие подобные преступления, а также за общеуголов­ные преступления; умышленное убийство, изнасилование, разбой и грабеж, совершенные в войсковом районе армии. Приговор выно­сили учреждаемыми высшим воинским начальством военно-рево­люционные суды. Введение смертной казни подчеркивает всю се­рьезность и криминогенность обстановки на фронте.

Введение смертной казни не остановило массовое дезертирство солдат, измученных бессмысленной войной.

В мае 1917 г. был сформирован новый, коалиционный состав Временного правительства, ряд министерских постов получили представители социалистических партий. В государственном аппа­рате появились новые министерства: продовольствия, вероиспове­даний, общественного призрения, труда, почт и телеграфов.

В июле 1917 г. был сформирован второй коалиционный состав Временного правительства, председателем стал А.Ф. Керенский.

Декретом от 1 сентября 1917 г. Временное правительство про­возгласило Россию республикой. Началась работа над проектом кон­ституции, в соответствии с которым Россия становилась буржуаз­ной республикой во главе с президентом.

Временное правительство не решило одной из самых актуаль­ных проблем, стоявших перед российским обществом, — аграрного вопроса. Земельная реформа была отложена до созыва Учредитель­ного собрания. В постановлении Временного правительства по зе­мельному вопросу от 19 марта 1917 г. говорилось, что земельный вопрос должен быть решен путем закона, принятого народным представительством. Не был и решен вопрос о выходе России из войны. В целом в период действия Временного правительства про­тиворечия государственного развития еще более обострились. Пра­вительство промышленников и интеллигентов, оказалось, неспособ­но эффективно управлять страной в условиях системного кризиса. Уникальная в истории страны попытка реформировать государство парламентским путем на либеральной основе провалилась. В этой ситуации растёт популярность большевиков, которые открыто, готовятся к захвату власти.

25 октября (по старому стилю) 1917 г. Временное правительство было свергнуто, его члены арестованы.