Влияние законов управления на деятельность по принятию управленческих решений

№ п/п Закон Проявление требований закона Учет требований законов принятия управленческих решений
/. Общие законы управления человеком
Закон едштства биологическою и социального в че­ловеке Индивидуум в своем поведении, привычках запрограммирован ок­ружающей средой, культурными стандар­тами • Действие человека определя­ется не только текущими сти­мулами, но и всем опытом его предшествующей жизни • Учет действия механизма био­социального наследования
г Закон единства социального и бессоз нательного Психическая деятель­ность имеет трехуров­невую структуру (соз­нание, подсознание и сверхсознание), разви­вающуюся во времени и определяющую специ­фику. Действия человека обусловлены не только сознанием, но и неосоз­наваемыми мотивэци-ониыми причинами • Знание степени развития во­левой регуляции психики че­ловека как субъекта и объекта принятия управленческих ре­шений • Человек может быть запро­граммирован на выполнение решения и реализовывать его, не осознавая
ъ Закон резонанс­ного возбужде­ния систем Существует определен­ная область парамет­ров, в зоне которой да­же слабые внешние воздействия оказывают решающее влияние на функционирование и развитие системы • Воздействие на управляющие параметры системы позволяет либо стимулировать функцио­нирование, либо переводить систему в режим бифуркации и разрушать ее • Следует знать "точки воздей­ствия на систему" человека и организационных систем
4 Закон последова­тель] [ости разви­тия В природе и обществе изменение развития происходит после воз­никновения соответ­ствующих предпосылок * В реализации стратегических решений необходима предва­рительная разработка "глу­бинных слоев" управляемого объекта. • За первоначальными успеха­ми, как правило, могут следо­вать срывы, если не учитывать стратегические резервы.

Продолжение табл. 1.1

 

      • Необходима поэтапная реали-
      зация управленческих решений
Закон Изолированные органи- • Увеличение энтропии демон-
  возрастания зационные системы са- стрирует изменение потока
  энтропии мопроизвольно стре- свободной энергии самоорга-
    мятся перейти из менее низующейся биологической
    вероятностного состоя- структуры
    ния в более вероятност- » Отсутствие или ослабление
    ное при отсутствии внимания социального окру-
    проти водейству ющих жения к организации людей
    сил приводит к снижению актив-
      ности и деградации личности
Закон относи- В "механизмах" работы • Поведение человека не под-
  тельности пове- мозга все относительно. чинено линейным законам
  дения В различных условиях • В силу наличия индивидуаль-
    одни и те же раздражи- ных "моделей мира" влияние
    тели воспринимаются на восприятие поведения
    по-разному и вызывают нельзя строго детерминиро-
    различные реакции вать, а можно прогнозировать
      действие человека вероятност-
      ными способами
Закон кумуля- Причиной поведенчес- • Целесообразно учитывать мно-
  тивного ВЛИЯНИЯ ких аасгов является не гомерность и многовероят-
  внешних воздей- одно предшествующее ность социальных И психоло-
  ствий событие, а их ряд гических явлений в различных
      ситуациях жизнедеятельности
      • Действия человека обусловле-
      ны врожденными и приобре-
      тенными качествами, подпро-
      граммами
      • Каждый человек преследует
      свои цели
II. Законы инерционности человеческих систем
Универсальный Начав функциониро- • У каждого человека вырабаты-
  закон инерции вать в определенном ваются навыки (почерк, чтение
    направлении, мозговой текста слева направо и т. п.)
    механизм получает • Привычки позволяют детер-
    склонность работать в минировать поведение, прог-
    том же направлении и нозировать действия
    при иных внешних  
    раздражителях  

 

 

Продолжение табл. 1.1


Закон установки Деятельность человека, • Человек еще до принятия ре-
    (то поступки определя- шения настроен действовать в
    ются в основном уста- окружающей обстановке и
    новками, системами ус- воспринимать ее вполне опре-
    тановок (ценностных деленно
    ориентации, доминиру- • Человек не осознает свои
    кших мотивов), Уста- сформированные установки
    новки предопределяют • Поступки каждого человека в
    состояние готовности, рамках схожих ситуаций часто
    предрас положенное™ совпадают
    личности к видам дея- * Зная комплекс установок,
    тельности, степень ак- Можно прогнозировать дея-
    тивности тельность человека
Закон доминанты Образование в нервной • Действия, состояние человека
    системе человека оча- часто мотивируются прошлы-
    гов повышенной возбу- ми обстоятельствами
    димости, определяю- • Проявляется предрасположен-
    щих его предрасполо- ность к определенному воспри-
    женность к восприя- ятию действительности, образу
    тию, образу мышления, мышления, способам действия
    способам действия и и формам поведения
    формам поведения. • Сложившиеся доминанты не
    Возбуждение связыва- Преодолеваются словами, ло-
    ется не С текущими воз- гикой убеждений
    бужденями, а с прош- • Пока не появился новый опыт
    лым опытом, обстоя- (разрушающий старые доми-
    тельствами нанты), человек будет реаги-
      ровать по-старому
III. Законы связи с внешней средой
Закон соответ- Степень проявления * Для развития качественных
  ствия требовани- личных качеств и реа- характеристик человеку сле-
  ям среды лизация возможностей дует реагировать на развиваю-
    определяются требова- щие требования среды
    ниями окружаюшс-й • Необходимость — наставник и
    среды. Повышение тре- опекун природы
    бований среды обита- • Хорошие условия жизни, тру-
    ния увеличивает сте- да, быта снижают неудовлет-
    пень проявления чело- воренность, но не стимулиру-
    веческих качеств ют способность к развитию
      • Чем больше улучшаются усло-
      вия жизни, тем выше требова-
      ния к человеку
  12 Закон адаптации Все реакции, поступки * Поддерживается постоянная,  
      и действия человека средкняя но времени произво-  
      направлены на устране- дительность Труда  
      ние внешних вредных • Привыкание к внешним воз-  
      воздействий и достиже- действиям  
      ние благоприятных ус- • Наблюдаются эффекты: сни-  
      ловий с целью обеспе- жение (повышение) чувстви-  
      чения своей жизнедея- тельности к раздражителям  
      тельности. Все, что не внешней среды; в объектив-  
      может приспособиться ном психофизиологическом  
      К окружающей среде, свойстве удовлетворение че-  
      вымирает ловеческих потребностей, ког-  
        да очередная порция  
        потребляемого блага дает  
        меньшее эмоциональное удов-  
        летворение  
        * Повышение притязаний  
        • Изменение мнения человека в  
        соответствии с мнением боль-  
        шинства  
        • Подражание без критического  
        осмысления, для уменьшения  
        риска подвергнуться опасности  
  IV. Социалъно-пешояогические законы  
  Закон традиций и Проявляется в наследо- • Традиции меняются со сменой  
    обычаев вании элементов соци- поколения  
      ального механизма уп- • Новая культура может быть  
      равления. Традиции — насаждена и усвоена только в  
      тормоз, консервативная молодом возрасте  
      сила. Обычаи — исто- • Самоуправление на основе  
      рически сложившиеся и традиций  
      передаваемые в процес- • Уничтожение традиций и обы-  
      се эволюции порядки, чаев разрушает организацию  
      правила поведения    
  Закон влияния со- Действующая норма » Норма определяет эталоны,  
    циальных норм выражает типичные со- шаблоны действия человека;  
      циальные связи н отно- наблюдаются стабилизация,  
      шения для большин- упорядочение, уравновешива-  
      ства ние отношений в социуме  
        • Соблюдение норм обязан-  
        ность человека  
Закон ограничен- Установленные фор- Органы управления имеют
  ности норматив- мальные требования полномочия и обязанности, со-
  но-правового ре- имеют ограниченную ответствующие их функциям
  гулирования по- силу Соразмерность ответственнос-
  ведения   ти объекту и характеру полно-
      мочий
      • Невозможность уклонения от
      ответственности
Закон отрицатель- Излишняя регламента- • Отношение свободы и необхо-
  ною действия ция подавляет актив- димости всегда обратно про-
  чрезмерной регла- ность личности, твор- порционально
  ментации ческую самостоятель- • Ограничение правовых норм —
    ность объективная тенденция
      • Основную роль играют мо-
      ральные нормы
      • В процессе принятия управ-
      ленческого решения необхо-
      димо исходить из социальных
      норм общества
      • Необходимо принимать санк-
      ции к недобросовестным людям
      * Нравы без законов мало чего
      стоят
  V. Биопсихические законы
  Закон рефлектор- В основу деятельных • Человек как биосоциальная
    ного характера де- актов человека положе- система, прежде всего, подчи-
    ятельности ны безусловные и услов- нен законам психофизиологии;
      ные рефлексы, обеспе- он автоматически подчиняется
      чивающие биологичес- безусловным рефлексам
      кое и социальное выжи- * Рефлексы (саморазвития, це-
      вание, саморазвитие че- ли, исследовательский, свобо-
      ловека ды, подражательный и игро-
        вой) направлены на освоение
        новых пространственно-вре-
        менных связей
        • Общественный рефлекс гене-
        тически определяет необходи-
        мость борьбы зз место в соци-
        альной иерархии
        • Рефлекс цели — основной фак-
        тор порождения жизненной
                   

 

 

    энергии! формирует системо­образующий фактор — цель жизни; необходимо создавать условия для достижения цели • Формируются механизмы ли­дирования и доминирования, состязательности
Закон экономии сил "Напрягаться только при необходимости. Нет угрозы голода и врагов — отдыхай и рас­слабляйся" (Я. Амосов) • Затраты труда люди стремятся уменьшить, а условия его при­ложения максимально исполь­зовать • Человек изначально запрог­раммирован совершенство­вать, облегчать труд (НОТ) • Закон порождает лень
Закон эгоизма Недостаточно изучен "Осуществляя обмен, человек предполагает обмануть другого и получить больше, чем отдать" (Я. Амосов)
Закон опережаю­щего действия действ ител ьности Окружающая среда от­ражается в мозге в ди­намике, в развитии * В мозге есть механизмы пред­восхищения и прогнозирова­ния будущего во всем его мно­гообразия; мозг принимает ре­шения с определенным вре­менно-пространственным уп­реждением относительно бу­ду ших событий
Закон ожидаемого полезного Эффекта Человек не может при­нять и выполнить ре­шение, не обеспечиваю­щее получение полезно­го эффекта » В ммге работает "служба оценки вероятности". Значи­мость будущего определяется как коэффициент реальности (фактор вероятности) • (фак­тор будущего) • Фактор будущего определяет­ся во многом бессознательно
Закон влияния эмоций "Эмоции — форма пси­хического отражения, связаны с инстинктами, потребностями и моти- < вами. Эмоциональное напряжение Живые системы побуждаются к деятельности положитель­ными ЭМОЦИЯМИ Поведение человека направле­но на минимизацию влияний,

 

  Э = -ЩИннн), вызывающих отрицательные
    где П — сила потреб- эмоции
    ностей; Ии — необходи- • При возниконовении конф-
    мая информация; Ийи ликта между разумом И чув-
    имеющаяся информа- ством чаше побеждает чувство
    ция' • "Ничто вечное в мире не со-
    (Я. Симонов) вершается без страсти"
      (Г. Галилей)
      » Положительные эмоции вы-
      зывают прилив энергии, повы-
      шение тонуса организма
Закон волевой де- Человек способен соз- • Воля — не всегда решающий
  терминации пове- нательно регулировать фактор активности
  дения спои действия и поступ- • Необходимо учитывать сферу
    ки в соответствии с бессознательного
    целью  

 

Принимая управленческое решение, лица, осуществляющие этот сложнейший акт, должны учитывать, что деятельность людей опре­деляется объективными законами, действие которых на жизнедея­тельность и деятельность человека имеет полисистемный, комплекс­ный характер. Игнорирование этих требований отрицательно сказы­вается на эффективности принимаемых управленческих решений.

 

 

МОДУЛЬ 2

ПРИЙНЯТТЯ РІШЕНЬ ПРО ЗАТВЕРДЖЕННЯ СТАТУТУ ПРОЕКТУ, ПЛАНУВАННЯ/ВИКОНАННЯ ПРОЕКТНИХ ДІЙ, ЗДІЙСНЕННЯ ПРОЦЕСІВ ПРОЕКТНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ

Лекція 5

Прийняття рішень про затвердження статуту проекту.

 

Содержание задачи принятия управленческого решения

В самой общей форме любая задача может быть представлена в виде «дано...», «требуется определить...». Руководствуясь этой формой, опишем содержание задачи принятия решений отдель­но для индивидуального и группового ЛПР, используя некото­рые идеи формального представления задачи принятия реше­ния, изложенные в работе [7].

Правило Берке:никогда не ставьте задачу, решение которой вам неизвест­но. Следствие: ставьте задачи, по которым решения есть только у вас.

Одной из особенностей предложенной в данной книге схемы процесса принятия решения, влияющей на формулирование за­дачи принятия решения, является подразделение этапа непос­редственного принятия решения на две операции: выработка рекомендаций со стороны специалистов-системных аналитиков относительно выбора лучшего решения (предварительное реше­ние) и принятие окончательного варианта решения непосред­ственно ЛПР. Системные аналитики (специалисты, осуществля­ющие сбор информации и ее анализ, проведение расчетов) пред­лагают свои рекомендации на основе научных методов, стре­мясь свести к минимуму субъективизм оценок. ЛПР преломляет рекомендации через свое субъективное восприятие, поэтому при­нятое решение не обязательно совпадает с рекомендациями си­стемных аналитиков (см. следующую главу).

При принятии решений учитываются как управляемые, так и неуправляемые переменные (факторы). Первые находятся в рас­поряжении ЛПР и прежде всего характеризуют способы исполь­зования ресурсов для достижения поставленных целей. Вторые характеризуют заданные внешние и внутренние условия, не яв-ляюшиеся инструментом управления при принятии решения (правовые, финансовые и др. ограничения, имеющиеся произ­водственные и кадровые возможности и т.п.), но оказывающие сильное влияние на выбор решения.

С учетом изложенного для индивидуального ЛПР задача при­нятия решений может быть записана в следующем виде:

< С, Т, Р/ С , П, Ц, О, А, К, ƒ ,А*>, (1.1)

где слева от вертикальной черты расположены символы, описы­вающие известные, а справа неизвестные элементы задачи: С — исходная проблемная ситуация;

Т –- время для принятия решения;

Р — потребные для принятия решения ресурсы;

Сддоопределенная проблемная ситуация;

П =(Пр,..., Пn)— множество предположений (гипотез) о раз­витии ситуации в будущем, как частный слу­чай может использоваться одно предположе­ние;

Ц = (Ц1,…. Цk) — множество целей, на достижение которых направлено решение, как частный случай ре­шение может быть направлено на достижение одной цели;

0=(01,..., О,) — множество ограничений;

А = (Ар..., Ат) — множество альтернативных вариантов реше­ния (как минимум, два);

К= (К1, ..., Кр) — множество критериев выбора наилучшего ре­шения, как частный случай может использо­ваться один критерий;

ƒ -- функция предпочтения ЛПР, включающая как объективные критерии из множества К, так и личные субъективные предпочтения ЛПР;

А* -- оптимальное решение.

 

 

Правило Роджерса. Проект примут, только когда никого из членов комиссии нельзя будет обвинить в случае провала, но зато при успехе все смогут претендовать на поощрение.

Критерий

Критерий — это показатель или правило, с помощью которых различные варианты решений располагаются в порядке их жела­тельности и выделяются наиболее предпочтительные из них.

Критерий — это некоторая функция от принятого решения, которая позволяет количественно оценить его целесообразность.

Критерии используются на разных этапах принятия решений: при ранжировании целей, оценке уровня их достижения; выбо­ре и определении эффективности используемых при этом средств; при распределении ресурсов.

Выбор правильного критерия предопределяет результаты оцен­ки различных вариантов решений. По сути дела, здесь можно говорить: «Каков критерий (критерии) — таков и наш выбор». Этот вывод подтверждает следующий пример.

Вовремя Второй мировой войны транспортный флот союзников, действовав­ший в акватории Средиземного моря, нес большие потери от налетов немецкой авиации, В штабе ВМФ Великобритании было проведено совещание с целью оп­ределения путей снижения потерь судов в транспортных конвоях. В итоге рас­сматривались два варианта: включение в транспортные конвои дополнительны); военных судов и установка на транспортных судах дополнительных зенитных ба­тарей. Остановились на втором варианте. Спустя некоторое время решили про­считать его эффективность. Оказалось, что эти зенитные батареи сбивали очень незначительное количество немецких самолетов. Появились предложения исполь­зовать их для других военных целей. Однако один специалист заметил, что был использован неправильный оценочный критерий, ведь главной задачей зенитных батарей являлось не потопление немецких самолетов, а препятствование тому, чтобы немецкие самолеты топили транспортные суда. Выполняя чисто отпугива­ющие функции и не давая возможности немецким пилотам проводить прицель­ное бомбометание, зенитные батареи обеспечили снижение потерь среди транс­портных судов.

Если исходить из того, что критерий — это измеренная цель и она имеет единственный численный измеритель, тогда цель и кри терий полностью совпадают (используется термин «целевой крите­рий»)- Однако тождественность этих понятий имеет место только в самых простых случаях, когда для измерения уровня достижения простой, однозначной цели применяется четко выраженный един­ственный критерий. При системном анализе большинства практи­ческих проблем такие условия выполняются редко.

Используемые в системном анализе критерии можно класси­фицировать на:

1) «оптимизационные» (наилучший вариант решения соот­ветствует максимальному или минимальному значению этого критерия);

2) «ограничительные», вводимые для того, чтобы установить диапазон желаемых значений важнейших характеристик систе­мы и исключить варианты решения, по которым хотя бы одна
характеристика не попадает в требуемый диапазон.

Математическое выражение критерии оптимальности на­зывают также целевой функцией, поскольку экстремум кри­терия является математическим отображением поставленной цели.

Среди оптимизационных критериев, в свою очередь, можно выделить: простые, состоящие из одного показателя, например прибыль, себестоимость; составные, включающие в свой состав несколько показателей, например критерии типа «стоимость-эффективность». Эти критерии основаны на разносторонней оцен­ке затрат и результатов. Они могут включать не только измерение технико-экономических показателей, но и социальные послед­ствия того или иного решения.

Кроме того, лучший вариант решения в ряде случаев, осо­бенно когда задача полностью не формализуется, определя­ется на основе «взвешивающих» критериев, представляющих собой эвристически построенные «веса», «коэффициенты от­носительной важности», которые присваиваются различным важнейшим характеристикам экспертами и позволяют рас­считывать «индексы» сравнительной значимости вариантов решения.

Взвешивающие критерии могут быть построены в виде опре­деляемых экспертно величин предпочтительности сочетаний различных значений отдельных показателей. В этих целях для со­четания значений показателей, характеризующих возможные варианты решений (например, варианты плана), указывается, какое из сочетаний наиболее желательно.

Предпочтение к различным вариантам, характеризующимся совокупностью значений показателей, может быть представлено в виде упорядоченной последовательности этих сочетаний.

В таблице 4.2 приводится условный пример установления пред­почтения сочетаниям трех показателей: степени удовлетворения потребностей населения региона в жилье, в коммунальных ус­лугах и в здравоохранении при разработке целевой программы развития региона. Под степенью удовлетворения потребностей понимается отношение возможных объемов жилищного строи­тельства, оказания коммунальных услуг и услуг в области здра­воохранения к их нормативным значениям. Максимальное зна­чение степени предпочтения равно числу сочетаний различных возможных значений показателей — N.

 

Таблица 4.2