Влияние законов управления на деятельность по принятию управленческих решений
№ п/п | Закон | Проявление требований закона | Учет требований законов принятия управленческих решений |
/. Общие законы управления человеком | |||
Закон едштства биологическою и социального в человеке | Индивидуум в своем поведении, привычках запрограммирован окружающей средой, культурными стандартами | • Действие человека определяется не только текущими стимулами, но и всем опытом его предшествующей жизни • Учет действия механизма биосоциального наследования | |
г | Закон единства социального и бессоз нательного | Психическая деятельность имеет трехуровневую структуру (сознание, подсознание и сверхсознание), развивающуюся во времени и определяющую специфику. Действия человека обусловлены не только сознанием, но и неосознаваемыми мотивэци-ониыми причинами | • Знание степени развития волевой регуляции психики человека как субъекта и объекта принятия управленческих решений • Человек может быть запрограммирован на выполнение решения и реализовывать его, не осознавая |
ъ | Закон резонансного возбуждения систем | Существует определенная область параметров, в зоне которой даже слабые внешние воздействия оказывают решающее влияние на функционирование и развитие системы | • Воздействие на управляющие параметры системы позволяет либо стимулировать функционирование, либо переводить систему в режим бифуркации и разрушать ее • Следует знать "точки воздействия на систему" человека и организационных систем |
4 | Закон последователь] [ости развития | В природе и обществе изменение развития происходит после возникновения соответствующих предпосылок | * В реализации стратегических решений необходима предварительная разработка "глубинных слоев" управляемого объекта. • За первоначальными успехами, как правило, могут следовать срывы, если не учитывать стратегические резервы. |
Продолжение табл. 1.1
• Необходима поэтапная реали- | |||
зация управленческих решений | |||
Закон | Изолированные органи- | • Увеличение энтропии демон- | |
возрастания | зационные системы са- | стрирует изменение потока | |
энтропии | мопроизвольно стре- | свободной энергии самоорга- | |
мятся перейти из менее | низующейся биологической | ||
вероятностного состоя- | структуры | ||
ния в более вероятност- | » Отсутствие или ослабление | ||
ное при отсутствии | внимания социального окру- | ||
проти водейству ющих | жения к организации людей | ||
сил | приводит к снижению актив- | ||
ности и деградации личности | |||
Закон относи- | В "механизмах" работы | • Поведение человека не под- | |
тельности пове- | мозга все относительно. | чинено линейным законам | |
дения | В различных условиях | • В силу наличия индивидуаль- | |
одни и те же раздражи- | ных "моделей мира" влияние | ||
тели воспринимаются | на восприятие поведения | ||
по-разному и вызывают | нельзя строго детерминиро- | ||
различные реакции | вать, а можно прогнозировать | ||
действие человека вероятност- | |||
ными способами | |||
Закон кумуля- | Причиной поведенчес- | • Целесообразно учитывать мно- | |
тивного ВЛИЯНИЯ | ких аасгов является не | гомерность и многовероят- | |
внешних воздей- | одно предшествующее | ность социальных И психоло- | |
ствий | событие, а их ряд | гических явлений в различных | |
ситуациях жизнедеятельности | |||
• Действия человека обусловле- | |||
ны врожденными и приобре- | |||
тенными качествами, подпро- | |||
граммами | |||
• Каждый человек преследует | |||
свои цели | |||
II. Законы инерционности человеческих систем | |||
Универсальный | Начав функциониро- | • У каждого человека вырабаты- | |
закон инерции | вать в определенном | ваются навыки (почерк, чтение | |
направлении, мозговой | текста слева направо и т. п.) | ||
механизм получает | • Привычки позволяют детер- | ||
склонность работать в | минировать поведение, прог- | ||
том же направлении и | нозировать действия | ||
при иных внешних | |||
раздражителях |
Продолжение табл. 1.1
Закон установки | Деятельность человека, | • Человек еще до принятия ре- | |
(то поступки определя- | шения настроен действовать в | ||
ются в основном уста- | окружающей обстановке и | ||
новками, системами ус- | воспринимать ее вполне опре- | ||
тановок (ценностных | деленно | ||
ориентации, доминиру- | • Человек не осознает свои | ||
кших мотивов), Уста- | сформированные установки | ||
новки предопределяют | • Поступки каждого человека в | ||
состояние готовности, | рамках схожих ситуаций часто | ||
предрас положенное™ | совпадают | ||
личности к видам дея- | * Зная комплекс установок, | ||
тельности, степень ак- | Можно прогнозировать дея- | ||
тивности | тельность человека | ||
Закон доминанты | Образование в нервной | • Действия, состояние человека | |
системе человека оча- | часто мотивируются прошлы- | ||
гов повышенной возбу- | ми обстоятельствами | ||
димости, определяю- | • Проявляется предрасположен- | ||
щих его предрасполо- | ность к определенному воспри- | ||
женность к восприя- | ятию действительности, образу | ||
тию, образу мышления, | мышления, способам действия | ||
способам действия и | и формам поведения | ||
формам поведения. | • Сложившиеся доминанты не | ||
Возбуждение связыва- | Преодолеваются словами, ло- | ||
ется не С текущими воз- | гикой убеждений | ||
бужденями, а с прош- | • Пока не появился новый опыт | ||
лым опытом, обстоя- | (разрушающий старые доми- | ||
тельствами | нанты), человек будет реаги- | ||
ровать по-старому | |||
III. Законы связи с внешней средой | |||
Закон соответ- | Степень проявления | * Для развития качественных | |
ствия требовани- | личных качеств и реа- | характеристик человеку сле- | |
ям среды | лизация возможностей | дует реагировать на развиваю- | |
определяются требова- | щие требования среды | ||
ниями окружаюшс-й | • Необходимость — наставник и | ||
среды. Повышение тре- | опекун природы | ||
бований среды обита- | • Хорошие условия жизни, тру- | ||
ния увеличивает сте- | да, быта снижают неудовлет- | ||
пень проявления чело- | воренность, но не стимулиру- | ||
веческих качеств | ют способность к развитию | ||
• Чем больше улучшаются усло- | |||
вия жизни, тем выше требова- | |||
ния к человеку |
12 | Закон адаптации | Все реакции, поступки | * Поддерживается постоянная, | ||||||
и действия человека | средкняя но времени произво- | ||||||||
направлены на устране- | дительность Труда | ||||||||
ние внешних вредных | • Привыкание к внешним воз- | ||||||||
воздействий и достиже- | действиям | ||||||||
ние благоприятных ус- | • Наблюдаются эффекты: сни- | ||||||||
ловий с целью обеспе- | жение (повышение) чувстви- | ||||||||
чения своей жизнедея- | тельности к раздражителям | ||||||||
тельности. Все, что не | внешней среды; в объектив- | ||||||||
может приспособиться | ном психофизиологическом | ||||||||
К окружающей среде, | свойстве удовлетворение че- | ||||||||
вымирает | ловеческих потребностей, ког- | ||||||||
да очередная порция | |||||||||
потребляемого блага дает | |||||||||
меньшее эмоциональное удов- | |||||||||
летворение | |||||||||
* Повышение притязаний | |||||||||
• Изменение мнения человека в | |||||||||
соответствии с мнением боль- | |||||||||
шинства | |||||||||
• Подражание без критического | |||||||||
осмысления, для уменьшения | |||||||||
риска подвергнуться опасности | |||||||||
IV. Социалъно-пешояогические законы | |||||||||
Закон традиций и | Проявляется в наследо- | • Традиции меняются со сменой | |||||||
обычаев | вании элементов соци- | поколения | |||||||
ального механизма уп- | • Новая культура может быть | ||||||||
равления. Традиции — | насаждена и усвоена только в | ||||||||
тормоз, консервативная | молодом возрасте | ||||||||
сила. Обычаи — исто- | • Самоуправление на основе | ||||||||
рически сложившиеся и | традиций | ||||||||
передаваемые в процес- | • Уничтожение традиций и обы- | ||||||||
се эволюции порядки, | чаев разрушает организацию | ||||||||
правила поведения | |||||||||
Закон влияния со- | Действующая норма | » Норма определяет эталоны, | |||||||
циальных норм | выражает типичные со- | шаблоны действия человека; | |||||||
циальные связи н отно- | наблюдаются стабилизация, | ||||||||
шения для большин- | упорядочение, уравновешива- | ||||||||
ства | ние отношений в социуме | ||||||||
• Соблюдение норм — обязан- | |||||||||
ность человека | |||||||||
Закон ограничен- | Установленные фор- | Органы управления имеют | |||||||
ности норматив- | мальные требования | полномочия и обязанности, со- | |||||||
но-правового ре- | имеют ограниченную | ответствующие их функциям | |||||||
гулирования по- | силу | Соразмерность ответственнос- | |||||||
ведения | ти объекту и характеру полно- | ||||||||
мочий | |||||||||
• Невозможность уклонения от | |||||||||
ответственности | |||||||||
Закон отрицатель- | Излишняя регламента- | • Отношение свободы и необхо- | |||||||
ною действия | ция подавляет актив- | димости всегда обратно про- | |||||||
чрезмерной регла- | ность личности, твор- | порционально | |||||||
ментации | ческую самостоятель- | • Ограничение правовых норм — | |||||||
ность | объективная тенденция | ||||||||
• Основную роль играют мо- | |||||||||
ральные нормы | |||||||||
• В процессе принятия управ- | |||||||||
ленческого решения необхо- | |||||||||
димо исходить из социальных | |||||||||
норм общества | |||||||||
• Необходимо принимать санк- | |||||||||
ции к недобросовестным людям | |||||||||
* Нравы без законов мало чего | |||||||||
стоят | |||||||||
V. Биопсихические законы | |||||||||
Закон рефлектор- | В основу деятельных | • Человек как биосоциальная | |||||||
ного характера де- | актов человека положе- | система, прежде всего, подчи- | |||||||
ятельности | ны безусловные и услов- | нен законам психофизиологии; | |||||||
ные рефлексы, обеспе- | он автоматически подчиняется | ||||||||
чивающие биологичес- | безусловным рефлексам | ||||||||
кое и социальное выжи- | * Рефлексы (саморазвития, це- | ||||||||
вание, саморазвитие че- | ли, исследовательский, свобо- | ||||||||
ловека | ды, подражательный и игро- | ||||||||
вой) направлены на освоение | |||||||||
новых пространственно-вре- | |||||||||
менных связей | |||||||||
• Общественный рефлекс гене- | |||||||||
тически определяет необходи- | |||||||||
мость борьбы зз место в соци- | |||||||||
альной иерархии | |||||||||
• Рефлекс цели — основной фак- | |||||||||
тор порождения жизненной | |||||||||
энергии! формирует системообразующий фактор — цель жизни; необходимо создавать условия для достижения цели • Формируются механизмы лидирования и доминирования, состязательности | |||
Закон экономии сил | "Напрягаться только при необходимости. Нет угрозы голода и врагов — отдыхай и расслабляйся" (Я. Амосов) | • Затраты труда люди стремятся уменьшить, а условия его приложения максимально использовать • Человек изначально запрограммирован совершенствовать, облегчать труд (НОТ) • Закон порождает лень | |
Закон эгоизма | Недостаточно изучен | "Осуществляя обмен, человек предполагает обмануть другого и получить больше, чем отдать" (Я. Амосов) | |
Закон опережающего действия действ ител ьности | Окружающая среда отражается в мозге в динамике, в развитии | * В мозге есть механизмы предвосхищения и прогнозирования будущего во всем его многообразия; мозг принимает решения с определенным временно-пространственным упреждением относительно буду ших событий | |
Закон ожидаемого полезного Эффекта | Человек не может принять и выполнить решение, не обеспечивающее получение полезного эффекта | » В ммге работает "служба оценки вероятности". Значимость будущего определяется как коэффициент реальности (фактор вероятности) • (фактор будущего) • Фактор будущего определяется во многом бессознательно | |
Закон влияния эмоций | "Эмоции — форма психического отражения, связаны с инстинктами, потребностями и моти- < вами. Эмоциональное напряжение | Живые системы побуждаются к деятельности положительными ЭМОЦИЯМИ Поведение человека направлено на минимизацию влияний, |
Э = -ЩИн-Инн), | вызывающих отрицательные | ||
где П — сила потреб- | эмоции | ||
ностей; Ии — необходи- | • При возниконовении конф- | ||
мая информация; Ийи — | ликта между разумом И чув- | ||
имеющаяся информа- | ством чаше побеждает чувство | ||
ция' | • "Ничто вечное в мире не со- | ||
(Я. Симонов) | вершается без страсти" | ||
(Г. Галилей) | |||
» Положительные эмоции вы- | |||
зывают прилив энергии, повы- | |||
шение тонуса организма | |||
Закон волевой де- | Человек способен соз- | • Воля — не всегда решающий | |
терминации пове- | нательно регулировать | фактор активности | |
дения | спои действия и поступ- | • Необходимо учитывать сферу | |
ки в соответствии с | бессознательного | ||
целью |
Принимая управленческое решение, лица, осуществляющие этот сложнейший акт, должны учитывать, что деятельность людей определяется объективными законами, действие которых на жизнедеятельность и деятельность человека имеет полисистемный, комплексный характер. Игнорирование этих требований отрицательно сказывается на эффективности принимаемых управленческих решений.
МОДУЛЬ 2
ПРИЙНЯТТЯ РІШЕНЬ ПРО ЗАТВЕРДЖЕННЯ СТАТУТУ ПРОЕКТУ, ПЛАНУВАННЯ/ВИКОНАННЯ ПРОЕКТНИХ ДІЙ, ЗДІЙСНЕННЯ ПРОЦЕСІВ ПРОЕКТНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ
Лекція 5
Прийняття рішень про затвердження статуту проекту.
Содержание задачи принятия управленческого решения
В самой общей форме любая задача может быть представлена в виде «дано...», «требуется определить...». Руководствуясь этой формой, опишем содержание задачи принятия решений отдельно для индивидуального и группового ЛПР, используя некоторые идеи формального представления задачи принятия решения, изложенные в работе [7].
Правило Берке:никогда не ставьте задачу, решение которой вам неизвестно. Следствие: ставьте задачи, по которым решения есть только у вас.
Одной из особенностей предложенной в данной книге схемы процесса принятия решения, влияющей на формулирование задачи принятия решения, является подразделение этапа непосредственного принятия решения на две операции: выработка рекомендаций со стороны специалистов-системных аналитиков относительно выбора лучшего решения (предварительное решение) и принятие окончательного варианта решения непосредственно ЛПР. Системные аналитики (специалисты, осуществляющие сбор информации и ее анализ, проведение расчетов) предлагают свои рекомендации на основе научных методов, стремясь свести к минимуму субъективизм оценок. ЛПР преломляет рекомендации через свое субъективное восприятие, поэтому принятое решение не обязательно совпадает с рекомендациями системных аналитиков (см. следующую главу).
При принятии решений учитываются как управляемые, так и неуправляемые переменные (факторы). Первые находятся в распоряжении ЛПР и прежде всего характеризуют способы использования ресурсов для достижения поставленных целей. Вторые характеризуют заданные внешние и внутренние условия, не яв-ляюшиеся инструментом управления при принятии решения (правовые, финансовые и др. ограничения, имеющиеся производственные и кадровые возможности и т.п.), но оказывающие сильное влияние на выбор решения.
С учетом изложенного для индивидуального ЛПР задача принятия решений может быть записана в следующем виде:
< С, Т, Р/ С , П, Ц, О, А, К, ƒ ,А*>, (1.1)
где слева от вертикальной черты расположены символы, описывающие известные, а справа неизвестные элементы задачи: С — исходная проблемная ситуация;
Т –- время для принятия решения;
Р — потребные для принятия решения ресурсы;
Сд — доопределенная проблемная ситуация;
П =(Пр,..., Пn)— множество предположений (гипотез) о развитии ситуации в будущем, как частный случай может использоваться одно предположение;
Ц = (Ц1,…. Цk) — множество целей, на достижение которых направлено решение, как частный случай решение может быть направлено на достижение одной цели;
0=(01,..., О,) — множество ограничений;
А = (Ар..., Ат) — множество альтернативных вариантов решения (как минимум, два);
К= (К1, ..., Кр) — множество критериев выбора наилучшего решения, как частный случай может использоваться один критерий;
ƒ -- функция предпочтения ЛПР, включающая как объективные критерии из множества К, так и личные субъективные предпочтения ЛПР;
А* -- оптимальное решение.
Правило Роджерса. Проект примут, только когда никого из членов комиссии нельзя будет обвинить в случае провала, но зато при успехе все смогут претендовать на поощрение.
Критерий
Критерий — это показатель или правило, с помощью которых различные варианты решений располагаются в порядке их желательности и выделяются наиболее предпочтительные из них.
Критерий — это некоторая функция от принятого решения, которая позволяет количественно оценить его целесообразность.
Критерии используются на разных этапах принятия решений: при ранжировании целей, оценке уровня их достижения; выборе и определении эффективности используемых при этом средств; при распределении ресурсов.
Выбор правильного критерия предопределяет результаты оценки различных вариантов решений. По сути дела, здесь можно говорить: «Каков критерий (критерии) — таков и наш выбор». Этот вывод подтверждает следующий пример.
Вовремя Второй мировой войны транспортный флот союзников, действовавший в акватории Средиземного моря, нес большие потери от налетов немецкой авиации, В штабе ВМФ Великобритании было проведено совещание с целью определения путей снижения потерь судов в транспортных конвоях. В итоге рассматривались два варианта: включение в транспортные конвои дополнительны); военных судов и установка на транспортных судах дополнительных зенитных батарей. Остановились на втором варианте. Спустя некоторое время решили просчитать его эффективность. Оказалось, что эти зенитные батареи сбивали очень незначительное количество немецких самолетов. Появились предложения использовать их для других военных целей. Однако один специалист заметил, что был использован неправильный оценочный критерий, ведь главной задачей зенитных батарей являлось не потопление немецких самолетов, а препятствование тому, чтобы немецкие самолеты топили транспортные суда. Выполняя чисто отпугивающие функции и не давая возможности немецким пилотам проводить прицельное бомбометание, зенитные батареи обеспечили снижение потерь среди транспортных судов.
Если исходить из того, что критерий — это измеренная цель и она имеет единственный численный измеритель, тогда цель и кри терий полностью совпадают (используется термин «целевой критерий»)- Однако тождественность этих понятий имеет место только в самых простых случаях, когда для измерения уровня достижения простой, однозначной цели применяется четко выраженный единственный критерий. При системном анализе большинства практических проблем такие условия выполняются редко.
Используемые в системном анализе критерии можно классифицировать на:
1) «оптимизационные» (наилучший вариант решения соответствует максимальному или минимальному значению этого критерия);
2) «ограничительные», вводимые для того, чтобы установить диапазон желаемых значений важнейших характеристик системы и исключить варианты решения, по которым хотя бы одна
характеристика не попадает в требуемый диапазон.
Математическое выражение критерии оптимальности называют также целевой функцией, поскольку экстремум критерия является математическим отображением поставленной цели.
Среди оптимизационных критериев, в свою очередь, можно выделить: простые, состоящие из одного показателя, например прибыль, себестоимость; составные, включающие в свой состав несколько показателей, например критерии типа «стоимость-эффективность». Эти критерии основаны на разносторонней оценке затрат и результатов. Они могут включать не только измерение технико-экономических показателей, но и социальные последствия того или иного решения.
Кроме того, лучший вариант решения в ряде случаев, особенно когда задача полностью не формализуется, определяется на основе «взвешивающих» критериев, представляющих собой эвристически построенные «веса», «коэффициенты относительной важности», которые присваиваются различным важнейшим характеристикам экспертами и позволяют рассчитывать «индексы» сравнительной значимости вариантов решения.
Взвешивающие критерии могут быть построены в виде определяемых экспертно величин предпочтительности сочетаний различных значений отдельных показателей. В этих целях для сочетания значений показателей, характеризующих возможные варианты решений (например, варианты плана), указывается, какое из сочетаний наиболее желательно.
Предпочтение к различным вариантам, характеризующимся совокупностью значений показателей, может быть представлено в виде упорядоченной последовательности этих сочетаний.
В таблице 4.2 приводится условный пример установления предпочтения сочетаниям трех показателей: степени удовлетворения потребностей населения региона в жилье, в коммунальных услугах и в здравоохранении при разработке целевой программы развития региона. Под степенью удовлетворения потребностей понимается отношение возможных объемов жилищного строительства, оказания коммунальных услуг и услуг в области здравоохранения к их нормативным значениям. Максимальное значение степени предпочтения равно числу сочетаний различных возможных значений показателей — N.
Таблица 4.2