Решение

Типовые варианты повышения квалификации

 

Для создания благоприятных условий включения работы в жизненные планы целесообразно создавать типовые пакеты информации, содержащие комплексные сведения о типичных формах должностного и профессионального продвижения. Такого рода пакеты информации позволят каждому выбирать один из приемлемых вариантов жизненного плана, действительно реальных и гарантированных социальными и профессиональными нормами и традициями.

Типовые трудовые путимогут быть представлены в трех вариантах: горизонтальном, ступенчатом и вертикальном. Названия условные и служат, скорее, для обозначения типа, чем для раскрытия его сущности.

При горизонтальном типе трудового пути продвижение работника основывается на постепенном повышении квалификации по одной специальности. В качестве этапов рабочего пути выступают квалификационные отличия: разряды, категории. Помощник машиниста становится машинистом и т.д.

При вертикальном типе трудового пути продвижение работника строится по должностному признаку. Перемещение с должности на другую также основывается на приросте знаний, умений и навыков, необходимых для трудовой деятельности. Но отличия в мастерстве, в профессионализме (при горизонтальном и вертикальном путях) состоят в том, что в первом случае наращивается операционное мастерство, а во втором - профессионализм связан с глубоким владением объектами труда, познанием их существенных свойств и признаков, т.е. в первом случае повышение мастерства формируется на овладении технологиями, во втором - на овладении свойствами объектов. Конечно, преобладание той или иной ориентации в наращивании мастерства имеет относительный характер. И на горизонтальном, и на вертикальном пути приходится овладевать и новыми объектами, и новыми технологиями.

Ступенчатый тип трудового пути объединяет горизонтальное и вертикальное продвижение. В ряде случаев ступенчатое продвижение связано с изменением и объектов, и содержания труда. Довольно часто движение по этому типу трудового пути вызвано невозможностью движения по горизонтальному пути, вследствие узкой градации профессиональных разрядов и категорий.

Материалы и планы трудового пути каждого из трех типов по своей структуре(расположение и связь частей, составляющих целое) идентичны. Целесообразно выделить в структурных элементах планирования трудового пути, следующие блоки:

- блок описания профессии (категорий, разрядов, должностей);

- блок требований к личности;

- блок программ образования (обучения и воспитания);

- блок оценки личностного соответствия профессиональному разряду, категории или должности.

Блок описания профессии (категорий, разрядов, должностей) - в этом блоке представлена информация о профессии в целом и ее представленности на данном предприятии. Характеристика профессии и ее категорий, разрядов, должностей дается по следующим направлениям.

Краткое описание социальной, экономической и производственной значимости профессии в целом и, по возможности, каждой из ее градаций. Последнее (в большей степени) должно основываться на производственной и технологической значимости профессии для предприятия.

Содержание труда соответствующей категории, разряда, должности. Здесь характеризуются основные объекты труда с точки зрения социальных, психологических, квалификационных качеств (если данные относятся к управленческим профессиям) и с точки зрения физических и других свойств (если данные относятся к рабочим и инженерно-техническим профессиям). Приводятся данные о методах, способах, операциях и технологиях, которыми должен владеть работник соответствующей категории.

Потребности предприятия в работниках соответствующей категории, разряда, должности и средний темп продвижения от одной профессиональной градации к другой. Этот раздел блока описания профессии требует особенно ответственного и действительно творческого подхода к разработке. Основное условие, определяющее стимулирующую силу этого варианта рабочего пути, – его реализм, наличие суммы обстоятельств, ситуаций, которые делают осуществление планов обязательным, неотвратимым.

Темп продвижения по категориям и должностям, отражаемый в планах, должен основываться на постоянном удлинении сроков пребывания на каждой последующей категории или должности. В этом есть и психологическая, и производственная необходимость. Психологическая необходимость состоит в том, что сам факт профессионального роста удовлетворяет потребность личности в самоутверждении, в признании ее значимости со стороны коллектива. Другими словами, продвижение выполняет большую оценочную роль. В подобной оценке личность особенно нуждается в начале трудового пути: в тот период, когда происходит профессиональное становление (не просто обучение, а именно развитие качеств личности, профессионализма).
В последующем, примерно через 5-7 лет, диапазон оценки в удовлетворении потребности в признании становится более узким. У личности вырабатываются другие средства определения своего профессионализма. Более совершенной становится самооценка, развиваются умения сравнивать свою деятельность с деятельностью других, ориентация в оценке на узкую группу специалистов и т.п. Конечно, сохраняет значение и оценка самим фактом продвижения. Более того, если допускается рассогласование в оценках от различных источников, то становятся напряженными отношения с руководством, с действиями которого обычно связывается продвижение, возникает неудовлетворенность положением на предприятии и его морально-психологическим климатом.

Между тем, в исследованиях, посвященных движению по разрядам и категориям, установлено, что наиболее интенсивно продвигаются работники со стажем работы на предприятии более пяти лет. Это, конечно, резко снижает стимулирующее воздействие повышения разряда или должности.

Первое продвижение должно осуществляться примерно через два года работы на предприятии. К этому времени обычно заканчиваются сложные адаптационные процессы. Во всех отношениях - и психологическом, и профессиональном - работник чувствует себя уверенно, что способствует повышению его самооценки и, вместе с этим, активизации работы по жизненному плану. Именно в этот период он особенно нуждается в положительном подкреплении своих действий, своих намерений. Повышение тарифного разряда как раз и должно играть эту роль.

Наиболее сложно разработать темп продвижения по горизонтальному трудовому пути. Связано это с тем, что для многих профессий и должностей предусмотрены лишь три градации мастерства. Обычно специалист проходит их к 35-37 годам. В последующем этот важный стимул перестает действовать.

В беседах с инженерно-техническими работниками, занимающими должности в конструкторских бюро или проектных институтах, настойчиво проводилась мысль, что многие из них вынуждены перейти к реализации ступенчатого типа трудового пути именно вследствие отсутствия перспективы продвижения по горизонтальному пути.

При планировании горизонтального трудового пути предпочтительнее, чтобы последняя, высшая градация мастерства достигалась к 45-48 годам.

Блок требований к личностивключает знания, умения и навыки, профессионально значимые личностные качества.

Знания, навыки и умения целесообразно подразделить на две категории:

- непосредственно связанные с профессиональным уровнем выполнения работы;

- знания, умения и навыки, обеспечивающие широкий профессиональный кругозор, благодаря которому создается системное видение производственного процесса. Широкий профессиональный кругозор необходим и для овладения смежными профессиями, и как база для следующей профессиональной градации.

Особо следует отметить экономическую подготовку как часть профессиональной подготовки на каждом профессиональном уровне.

Профессионально значимые личностные качества - необходимое условие реализации знаний, умений и навыков. Например, такое личностное качество, как наблюдательность, лежит в основе выполнения многочисленных операций как рабочим, так и инженером. Конечно, для каждой профессии и для каждой ее градации набор этих качеств и уровень их развития будут различными. Но тенденция заключается в постепенном нарастании положительного проявления личностных качеств на каждом последующем уровне овладения профессиональным мастерством.

В блоке программ образования (обучения и воспитания)описываются виды учебы, содержание образования, темпы обучения, порядок усвоения программного материала, которые необходимо выдержать, чтобы приобрести требуемые знания, умения и навыки. По существу эта часть плана должна оказать методическую помощь в выборе путей и средств обеспечения успешного профессионального роста.

Выполнение программ образования и самообразования должно способствовать утверждению работника в мнении, что его профессиональный рост зависит в первую очередь от уровня его трудовой и познавательной активности.

В блоке оценки личностного соответствия разряду, категории, должностипредусматриваются различного рода аттестации и испытания, которые должны подтвердить необходимость приобретения знаний, умений, навыков и профессионально значимых личностных качеств.

Для повышения стимулирующей роли планов трудового пути целесообразно ориентироваться на многоступенчатые испытания. Например, в качестве одного из этапов можно рекомендовать получение призового места в соревновании или конкурсе мастеров. Для получения низкого разряда достаточно занятия одного из призовых мест в соревновании в своей бригаде, цехе, на конкурсе молодых рабочих, специалистов. Получению самых высоких разрядов должно предшествовать признание успехов на конкурсе мастеров предприятия, региона, республики.

С рекомендациями по планированию трудового пути работник должен познакомиться в самые первые дни своего пребывания на предприятии. Но не следует полагать, что каждый воспримет предлагаемые варианты сразу же как приемлемые, как жизненно важные. Напротив, устойчивый интерес к ним проявят на этом этапе лишь немногие. Необходимо, чтобы перспектива трудового пути действительно стала устойчивым мотивом в жизни и деятельности; к ее рассмотрению необходимо возвращаться многократно. Наиболее благоприятные периоды активной работы по выбору трудового пути связаны с первыми трудовыми успехами, с завершением периода профессиональной и социально-психологической адаптации, с получением в первый раз повышения в разряде или должности. Важно, чтобы был благоприятный эмоциональный фон, повышающий у человека уверенность в своих силах и возможностях.

 

 

ГЛОССАРИЙ раздела II

№ п/п Новое понятие Содержание
Анализ кадрового потенциала организационный фактор удовлетворения социальных потребнос­тей как личности, так и коллектива, условие стимулирования ка­чества труда и особенно профессионального развития личности
Аттестационная характеристика объективная оценка результатов деятельности, поступков, стиля работы личности
Аттестация кадров особый вид оценивания, основывающийся на коллективной под­готовке материалов, на основании которых производится оценка деятельности личности
Вертикальный тип трудового пути продвижение работника строится по должностному признаку
Горизонтальный тип трудового пути продвижение работника основывается на постепенном повышении квалификации по одной специальности
Деловая карьера поступательное продвижение личности в определенной сфере дея­тельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения. Деловая карьера отра­жает роль занятий
Единица анализа при подборе кадров черты личности как целостные образования, как ее системы свойства
Индивидуальная подготовка психологическая подготовка, включающая элементы профессио­нальной подготовки
Индивидуальная работа с резервом работа по изучению личности; формирование у нее профессионально необходимых качеств, готовности выполнять функцию руководителя
Коллективное мнение общее для конкретной группы мнение, сформировавшееся на ос­нове консенсуса
Критерии признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация чего-либо
Критика отрицательное суждение, указание недостатков в работе и пове­дении человека
Методы воспитания личный пример руководителя, наставника группы; информирова­ние и инструктирование членов коллектива; соревнование; крити­ка и самокритика; поощрение и наказание
Объекты планирования будущего образование, место жительства, образ жизни, общественное поло­жение, социальные роли, успех профессиональной деятельное^, семейная жизнь, спортивные достижения
Подготовка резерва сочетание обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания
Показатели уровня подготовленности работника к выдвижению интенсивность профессионального совершенствования, проявле­ние инициативы, положительные изменения в работе, возрастание общественной активности
Признаки самостоятельности установление отношений сотрудничества, ответственности и ин­дивидуальной специализации, основывающейся на способностях и интересах личности
№ п/п Новое понятие Содержание
Причины расхождения в оценках различия в приоритетах, которые придаются той или иной стороне деятельности, различия в образе, в представлениях деятельности
Профессиональная ориентация система мероприятий, помогающая профессионально самоопреде­литься в первую очередь молодому человеку, а также людям, ко­торые в силу тех или иных обстоятельств вынуждены вновь выби­рать профессию
Профессиональная переориентация смена профессионального выбора, возникшая в связи с разочарова­нием в профессии или в связи с изменениями в содержании труда, следующего за обновлением техники и технологии, а также различ­ного рода естественными изменениями физических возможностей человека
Профессиональная пригодность совокупность знаний, умений и навыков, а также личностных свойств и качеств, которыми необходимо обладать человеку для успеш­ного выполнения определенных профессиональных обязанностей
Профессиональное самоопределение результат длительного процесса развития личности, познавательных психических процессов, психомоторных функций, речи, способ­ности к волевым усилиям и самооценке; усвоения правил пове­дения и моральных норм, формирования определенной иерархии целей, действий и операций
Психограмма описание психологических характеристик, соблюдение которых необходимо для выполнения профессиональных обязанностей
Психологические аспекты подбора и расстановки кадров учет специфических особенностей трудовой деятельности, для вы­полнения которой осуществляется подбор кадров; формирование образа личности на основе системы свойств и качеств, которые не­обходимы для выполнения деятельности; выбор методов и средств изучения личностных свойств и качеств
Психологические трудности формирования резерва выбор опорных свойств и качеств личности; определение процедур формирования резерва; психологическое стимулирование работы по самовоспитанию личности в структуре резерва на выдвижение
Самокритика выявление собственных недостатков с целью их преодоления
Средства достижения цели существующие в природе и обществе предметы или действия, включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспе­чивающее получение определенного результата
Стажировка производственная деятельность для приобретения опыта работы или повышения квалификации по специальности
Структура расположение и связь частей, составляющих целое
№ п/п Новое понятие Содержание
Структурные элементы планирования трудового пути описание профессии (категории, разряда, должности); требования к личности; программа образования обучения и воспитания), оценка личностного соответствия профессиональному разряду, категории или должности
Ступенчатый тип трудового пути объединяет горизонтальное и вертикальное продвижение
Тревожный симптом при освоении управленческой деятельности обострение имевшихся в коллективе конфликтных ситуаций или возникновение новых конфликтов
Управленческий диапазон (зона успешности) руководителя проявление склонности работать с людьми, решать вопросы не са­молично, а оказывая влияние на других, убеждая их в значимости поставленных задач
Учреждения повышения квалификации курсы, институты, специальные факультеты, корпоративные учеб­ные центры
Факторы планирования деловой карьеры возраст, образование, место жительства, жизненный опыт, актив­ность жизненной позиции, характер
Факторы психологического обеспечения работы с кадровым резервом проектирование деятельности, формирование целостного образа личности как субъекта деятельности, выбор методов и средств изучения личностных свойств
Центральное звено процессов подбора и расстановки кадров кропотливое, длительное, компетентное изучение людей, способных выполнять управленческую или требующую специальной профес­сиональной подготовки работу; информирование коллектива о всех сотрудниках, которые проявляют способности, достигают замет­ных успехов в своей деятельности
Эмпирические данные данные, полученные в процессе самонаблюдения

 

 

Перечень заданий раздела II

№ п/п Задания Условия алгоритма
Оценка деятельности аттес­туемого
  1. Какую работу выполнил аттестуемый.
  2. Улучшилось ли качество его работы за оцениваемый период.
  3. Соблюдение технологической дисциплины.
  4. Проявление активности в выполнении работы.
  5. Сотрудничество с другими и оказание помощи в работе.
  6. Проявление активности в общественной работе.
  7. Соблюдение трудовой дисциплины.
  8. Отношения с товарищами по работе.
  9. Поведение вне коллектива.
  10. Рекомендации по совершенствованию личной работы, по­вышению общественной активности, преодолению недостат­ков в контактах, общении и поведении.
  11. Оценка личного вклада работника в результаты деятель­ности коллектива
Оценка деловой карьеры ра­ботника
  1. Отношение работника к образованию и самообразованию.
  2. Место жительства.
  3. Образ жизни личности.
  4. Активность жизненной позиции.
  5. Характер.
  6. Общественное положение и социальные роли.
  7. Семейная жизнь.
  8. Достижения в профессиональной деятельности.
  9. Реалистичность и действенность жизненных планов
Написание характеристики де­ловых и личностных качеств работника
  1. Фамилия, имя, отчество и возраст характеризуемого.
  2. Образование, общий стаж работы, стаж работы на данном предприятии и в данной должности.
  3. С какими видами должностных обязанностей справляется хорошо, какие вызывают затруднения.
  4. Выполнение работы в сложных ситуациях.
  5. Отношение к новому и внедрению нововведений.
  6. Отношение к критике со стороны руководства и подчинен­ных.
  7. Стиль личной работы.
  8. Отношения с подчиненными. Умение поддержать в коллек­тиве благоприятный морально-психологический климат.
  9. Выполняемая общественная работа.
  10. Верность данному слову.
  11. Скромность в личных потребностях.
  12. Кто участвовал в разработке характеристики.
  13. Подписи руководителей, утвердивших характеристику
  № п/п Изучение личности человека при подборе кадров   Задания  
  1. Изучение жизненного пути личности.
  2. Изучение мнения коллектива, в котором личность работает.
  3. Изучение ближайшего окружения личности.
  4. Специальное помещение личности в ситуации, наиболее под­ходящие для проявления профессионально важных качеств и свойств.
  5. Изучение высказываний личности о собственной роли в
делах, которые выполнялись коллективом. Условия алгоритма
    6. Выводы о реальной профессиональной пригодности лич­ности
Построение психограммы профессии (описание челове­ка труда в конкретной про­фессии)
  1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, ценностные ориентации человека, психологические позиции.
  2. Профессиональные притязания, профессиональная само­оценка, самоосознание себя как профессионала.
  3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.
  4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и ре­зультатом.
  5. Психологические знания о труде и профессии.
  6. Психологические действия, способы, приемы, умения, тех­ники (в их влиянии на себя и на других людей).
  7. Профессиональные способности, профессиональная обучае­мость, открытость к профессиональному росту.
  8. Профессиональное мышление.
  9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста.
  10. Психологические противопоказания.
  11. Линии профессионального роста и линии распада про­фессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации

 

 

Задания для самостоятельной работы после изучения раздела ІІ

Пример выполнения упражнений, задание № 1

Задание

 

На предприятии, где вы работаете начальником инструментального цеха моторовагонного депо, проходит аттестационное собрание. В данный момент аттестуется слесарь 4-го разряда В.Н. Попов, который является вашим подчиненным. В роли начальника цеха выступите с оценкой производственной деятельности аттестуемого.

 

 

Исходя из предложенных условий задания № 1 раздела II, примерное выступление начальника цеха может быть следующее:

“Уважаемые товарищи! За прошедший год слесарь 4-го разряда Попов Валентин Николаевич изготовил 2500 деталей различной степени сложности, причем качество его работы существенно повысилось. Если в 2012 году бракованная продукция составляла у него 8 % от общего числа деталей, то в 2013 году брак в работе Попова не превысил и 2 %. Это говорит о том, что он стал серьезнее относиться к соблюдению технологической дисциплины, хотя, на мой взгляд, тов. Попов может работать еще лучше.

Приятно, что Валентин Николаевич проявляет разумную инициативу и активность в работе. Так, по его предложению, был внедрен новый метод разметки заготовок, что позволило цеху добиться экономии сырья на 6,5 %. В 2013 году он стал призером деповских соревнований слесарей. В коллективе его уважают за готовность помочь как словом, так и делом. Сейчас он взял шефство над выпускником ПТУ и старается передать ему свой опыт.

Многие знают слесаря Попова и по активной работе в профкоме депо, членом которого он является уже три года. К соблюдению трудовой дисциплины подходит ответственно. За год не совершил ни одного административного проступка. В семье выдержан, заботливый отец.

Хочется пожелать Валентину Николаевичу полностью исключить брак в своей производственной деятельности и быть терпимее к критике.

Личный вклад слесаря Попова в деятельность цеха оцениваю как положительный. Считаю возможным повысить ему тарифный разряд с присвоением квалификации слесарь 5-го разряда”.

 

 

Решите самостоятельно следующие задания:

Задание 1.1

 

В локомотивном депо “Зауралье”, проходит аттестация сотрудников. Вам, как ведущему специалисту депо, поручили дать экспертную оценку деятельности одного из менеджеров отдела ремонта. Выступите на заседании аттестационной комиссии депо с экспертной оценкой деятельности данного менеджера.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1.2

 

В коммерческом банке “Транскредит банк” освободилась должность начальника отдела валютных операций. На замещение вакантной должности претендуют два человека: заместитель начальника отдела валютных операций тов. Рублев и старший менеджер отдела пластиковых карт тов. Пронин. Руководство банка решило провести заседание аттестационной комиссии, в ходе которого предусматривается принять решение о назначении начальника отдела валютных операций. В роли менеджера по персоналу этого банка и члена аттестационной комиссии выступите с оценкой деятельности каждого из претендентов и предложением по замещению вакантной должности.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Пример выполнения упражнений задание № 2

Задание

 

У вас в отделе ремонта год работает в должности менеджера А.Н. Рябов. Возраст - 22 года. Образование среднее техническое. В Кургане живет у родителей. Холост. По темпераменту холерик. Активный, напористый. Руководство предприятия, в состав которой входит и ваш отдел, попросило Вас дать оценку вероятностному развитию деловой карьеры тов. Рябова, с целью возможного его включения в резерв на выдвижение. Депо специализируется на ремонте электровозов.

В роли начальника рекламного отдела выступите на совещании у директора депо с оценкой перспектив деловой карьеры техника Рябова.