Тема 3.5. Международное взаимодействие народов и государств в современном мире. Проблемы нового миропорядка на рубеже тысячелетий.

Международное влияние ШОС

По итогам 10-летнего существования ШОС, можно утверждать, что Организация выдержала испытание временем. В настоящее время внутри Шанхайской организации сотрудничества нет таких центробежных сил, которые, допустим, наблюдаются в СНГ. Можно сказать больше, - на постсоветском пространстве ШОС явилась наиболее мощной и перспективной организацией международного сотрудничества. Серьезным вызовом ШОС в эти годы явились российско-грузинский конфликт августа 2008 года и массовые беспорядки в Киргизии летом 2010 года.

Однако, организация с ними справилась. На данный момент, всё говорит о том, что хорошие российско-китайские отношения в Центральной Азии сохранятся. Они являются фактором стабильности, фактором сдерживания угроз безопасности в регионе. Сегодня ни Китай, ни Соединенные Штаты, ни Россия самостоятельно не могут единолично играть ключевую роль в Центральной Азии.

На Китай и Россию приходится 98% населения и 97% суммарного ВВП интеграционного объединения, однако, несмотря на мировой финансовый кризис конца 2000-х. взаимный товарооборот стран-членов ШОС характеризуется высокой динамикой роста. Положительный внешнеторговый баланс из стран ШОС имеют Китай (196 млрд. долл.), Россия (134,3 млрд. долл.), Казахстан (14,8 млрд. долл.) и Узбекистан (2,4 млрд. долл.). И пусть относительное влияние России в ШОС меньше, чем в СНГ. ШОС играет важную для России роль по подключению Китая к многостороннему сотрудничеству в Центральной Азии, а в перспективе и других крупных стран региона, таких как Индия Иран. Пакистан и Монголия.

Вопросы для самопроверки:

1.Каковы причины и цели возникновения СНГ?

2.Какие договоры и соглашения между странами заключались еще в рамках СНГ?

3.Каково назначение создания Организации договора о коллективной безопасности для России и стран-участниц?

4.Причины неустойчивости договоров между Россией и некоторыми странами СНГ?

5.В чем отличие ШОС от остальных договоров России и стран СНГ?

6.В чем новизна и особенность договора о создании Союза России и Белоруссии, подписанного 2 апреля 1997 года?

Краткое содержание: Однополярный или многополюсный мир. Активизация сотрудничества стран и регионализация как реакция на утверждение США в роли единственной сверхдержавы. Глобализация и рост взаимозависимости стран мира. Новые субъекты международного общения. Перспективы становления нового миропорядка. Глобальные угрозы в XXI веке. Неравномерность развития стран Севера и Юга как причина возможных конфликтов. Проблема международного терроризма и пути борьбы с ним.

Требования к знаниям и умениям:

Иметь представление: об основных проблемах и глобальных угрозах XXI века, перспективах становления нового миропорядка.

Знать: что означают понятия - однополярный, биполярный и многополярный мир, основные глобальные проблемы современности.

Уметь: ориентироваться в оценках международных событий начала XXI века.

Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти. Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав - СССР и США. Разрушилась старая система международных отношений, которая получила название биполярной - двухполюсной. В пестрой картине ломки старых и строительства новых международных отношений все же можно выделить несколько просматривающихся тенденций развития. И главные из них - формирование однополярного и многополярного мира. С точки зрения большинства стран многополюсный мир устраивает их тем, что он является и исходной гранью, и основной нормой состояния международных отношений, так как отвечает формационным и общецивилизационным процессам современности, интересам всего мирового сообщества в противовес однополярному миру.

Реальным воплощением этой точки зрения становится регионализация - тенденция, являющаяся реальной альтернативой глобализации. Регионализация характеризуется:

1) многополярностью - возникновением нескольких мировых центров, объединяющих вокруг себя страны и народы мира (ими могут стать: Россия, США, Европейское сообщество. Япония или Китай);

2) наличием региональных экономических, зон (Европейский Союз зона большой китайской экономики ареал японской интеграции, АСЕАН);

3) географической близостью, которая оказывает прямое и косвенное влияние на характер течения экономических процессов в регионах;

4) этноцивилизационной (культурной) общностью, которая сплачивает каждую глобальную экономическую зону (экономические объединения гораздо менее долговечны);

5) транспортными, электронными и информационными коммуникациями, скрепляющими единую многополярную систему экономические зоны и объединения;

6) геополитическим кодом - геополитической картиной мира, в которой интегрированы исторические традиции, оценки, стереотипы мышления.

Убедительным подтверждением стремления народов многих стран к совместному решению назревших проблем являются региональные организации, провозглашающие своей целью поддержание мира и стабильности в определенных районах планеты. К ним относятся Африканский союз (АС), Организация американских государств (ОАГ), Организация «Исламская конференция» (ОИК) и другие. Результатом развития интеграционных процессов стало появление Европейского союза (ЕС), Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Южноамериканского союза, Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Деятельность международных организаций не всегда гарантирует успехи в решении проблем мирового развития.

Ожидалось, что после завершения «холодной войны» и прекращения противостояния СССР и США число «горячих точек» в мире снизится, а авторитет и роль международных организаций возрастут. Но эти надежды не оправдались. Количество внутригосударственных, межэтнических, межрелигиозных конфликтов резко увеличилось, началось расползание по планете ядерного оружия. Сложившуюся ситуацию иногда называют «новым мировым беспорядком». В новых условиях американские правящие круги сформулировали идею американского мирового лидерства - особой ответственности США за установление и сохранение мировой стабильности. Опираясь на огромную военную, экономическую мощь и разветвленную систему союзов, считая себя победителем в «холодной войне», США надеялись играть роль единственной глобальной сверхдержавы.

Распад СССР и роспуск Организации Варшавского договора позволили США значительно усилить свои позиции в мире. Это не только не устранило противоречил, присущие двухполюсному миру, но и породило новые.

Американские политики стремились навязать всему миру некие «универсальные», по их мнению, либерально-демократические ценности, которые зачастую не отвечали историческим, экономическим и политическим особенностям различ­ных стран и народов. Защита странами Запада принципов «ми­ра без границ», гарантирующего свободу перемещения идей, людей и капиталов рассматривается во многих странах как угроза их национальной безопасности и культурным тради­циям. Поднялась новая волна антиамериканизма, выразив­шаяся в росте числа террористических актов, направленных против развитых стран, их дипломатических представительств и военных объектов. Ее жертвами чаще всего становятся рядо­вые граждане.

Военные и экономические возможности Соединенных Штатов оказались недостаточными для того, чтобы поддержи­вать международную стабильность в глобальном масштабе.

Обширные территории в Азии и Африке, ранее кон­тролировавшиеся СССР и союзными ему режимами, оказались охвачены хаосом и противоборством различ­ных политических и религиозных группировок и кланов.

Методы, которые правящие круги Соединенных Штатов избрали для защиты национальных интересов и борьбы с меж­дународным терроризмом, часто еще более осложняют между­народную обстановку. Страны, охваченные внутренними кон­фликтами или объявленные центрами международного терроризма, могут стать объектом военного вмешательства. При этом США сочли себя вправе применять силу без санкции Совета Безопасности ООН. Так, были проведены операции против Югославии (1999) и Ирака (2003). С точки зрения меж­дународного права они являлись агрессией.

Чтобы оправдать свою политику, лидеры США говорили о недостаточной эффективности ООН, о сложности достиже­ния единства в Совете Безопасности. В 2002 г. президент Дж. Буш-младший сформулировал стратегию борьбы с между­народным терроризмом и странами-«изгоями», к которым причислялись государства, поддерживающие террористов или стремящиеся приобрести ядерное оружие. Согласно новой доктрине, при необходимости США могут прибегать к силе без санкции ООН.

Предпринятая в 2003 г. в соответствии с новой стратегией военная операция против Ирака встретила осуждение даже со стороны таких дружественных США стран, как Франция и Гер­мания, не говоря уже о России и Китае. Ряд политиков счита­ет, что США захватили Ирак, чтобы установить контроль над его нефтяными богатствами, а не ради распространения демократии. То же самое можно сказать и о событиях, охвативших страны Ближнего Востока, арабских революциях 2011 года. Война в Ливии красноречивое тому подтверждение.

Мировой порядок - это довольно стабильное построение, сохраняющее свою базовую структуру в течение длительного времени. Он обязан своей стабильностью приблизительному балансу между различными державами. Развал старого миропорядка означает, что старое равновесие было нарушено. Переходный период - это просто период, в ходе которого мир стремится достигнуть нового равновесия. После того как новое равновесие достигнуто, формируется новый порядок. События нашего времени показывают, что мы живем в переходный период, когда равновесие еще не наступило. И когда оно наступит, пока неизвестно.

Между тем, к началу XXI в. стало очевидно, что перед человечеством встали проблемы, от решения которых зависит само существование земной цивилизации. Поэтому их часто именуют глобальными. Они тесно взаимосвязаны друг с другим. Их решение может быть найдено только совместными усилиями всего мирового сообщества. Нельзя считать полностью устраненной военную угрозу в условиях роста локальных конфликтов, расползания ядерного оружия.

Серьезной глобальной проблемой современности является международный терроризм. К методам террора относятся похи­щения и убийства политических деятелей, захват заложников и предъявление требований в обмен на их освобождение, попыт­ки запугать власти и население той или иной страны уничтоже­нием гражданских и военных объектов. В век информацион­ных технологий и оружия массового поражения терроризм стал еще более опасен. Террористические и криминальные группировки приобрели возможность согласовывать свои дей­ствия, поддерживать друг друга, тайно получать финансовую помощь от сочувствующих им правительств и отдельных лиц. Особую опасность представляют попытки лидеров террористических движений и организаций придать своей деятельности характер национально-освободительной борьбы. В этом случае опасность состоит в том, что часть общества воспринимает эту деятельность именно в такой благородной окраске, чему во многом способствует нерешенность острых политических, национальных и социально-экономических проблем, углубляющихся разрывом в уровнях благосостояния между высокоразвитыми странами и "третьим миром".

Рост масштабов международного терроризма в целом и наметившаяся тенденция использования террористами внушительного арсенала средств, включая возможность радиационного, химического и бактериологического поражения, создает реальную угрозу мировому сообществу, для всех стран без исключения, независимо от их финансового состояния и экономического развития, политического устройства и отношения к религии Генеральная Ассамблея ООН, обеспокоенная эскалацией в мире актов международного терроризма во всех его формах и проявлениях, а также исходя из того, что терроризм угрожает миру и стабильности всех государств, безопасности и благосостоянию всех граждан, 9 декабря 1994 года приняла Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма. Необходимую юридическую базу для борьбы с терроризмом на территории стран СНГ создают Договор от 4 июня 1999 г. и Решение о создании Антитеррористического центра от 1 декабря 2000 г., принятыми в рамках СНГ.

Все более острыми становятся экологические проблемы. Специалисты бьют тревогу по поводу разрушения озонового слоя, защищающего поверхность планеты от солнечной радиации. Значительное увеличение выбросов в атмосферу углекислого газа, образующегося в результате сгорания различных видов топлива, является одной из причин начавшегося глобального потепления климата. Способность растительного покрова Земли поглощать избыточную углекислоту уже исчерпана. Более того в наши дни ежегодно уничтожается 20 млн. гектаров тропических лесов. Немыслимо высокими темпами идет уничтожение российских лесов. Многие ученые предупреждают об опасности таяния полярных льдов и ледяного покрова Гренландии и Антарктиды, повышении уровня Мирового океана, затоплении сотен прибрежных городов и плодородных земель.

Из-за изменений климата, истощения плодородия почвы и ее ветровой эрозии во многих районах мира идет наступление пустынь. Только в Африке за последние 50 лет ежегодно пустыни поглощали 1,3 млн. гектаров продуктивных земель.

Продолжается загрязнение воздуха, воды, почвы токсичными, в том числе радиоактивными, отходами производства, химическими веществами и ядохимикатами, использующимися в сельском хозяйстве.

Увеличение государственных расходов на охрану окружающей среды в отдельных странах, международные меры (конференция 1992 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия), принявшая концепцию устойчиво-безопасного развития человечества), вступление в силу в 2005 году Киотского (Япония) протокола пока остаются лишь добрыми пожеланиями. Тем более, что, к примеру, Киотский протокол, определяющий предельно допустимые нормы выброса углекислого газа в атмосферу, не подписали такие страны как США, Китай, Индия, Австралия, на долю которых приходится более 50 % урона, наносимого окружающей среде.

Решение многих экологических проблем, успех борьбы с терроризмом и распространением ОМП зависят от преодоления неравномерности в развитии различных регионов мира, или, как еще принято называть, между Севером и Югом. Именно развивающиеся страны стали источником демографических проблем, вызванных стремительным увеличением численности населения Земли. Голод, нищета, болезни стали неизменными спутниками беднейших государств Африки и Азии. Численность их населения - около 2 млрд. человек, а доход граждан составляет менее 1 доллара в день. В этих государствах не решена проблема снабжения населения продовольствием, водой, медикаментами, полыхают внутренние конфликты.

Существующие международные программы помощи бедным государствам не способны решить все возникающие проблемы. Высокоразвитые страны тратят на нее лишь 0,1 % своего ВВП (наибольшую помощь оказывает Швеция - 0,44 %, наименьшую США-0,04 %.)• На встрече лидеров восьми ведущих государств мира, состоявшейся в Лондоне в 2005 г., было принято решение о списании части долгов наименее развитым странам мира. Но и этого оказалось недостаточно.

Некоторые ученые говорят о кризисе цивилизации, имея в виду неизбежность ее гибели, если проблемы безопасности, экологии и неравномерности развития не найдут в XXI в. качественно нового решения. Возможно, это будет связано с переводом транспорта на экологически чистое водородное топливо, овладением энергией термоядерного синтеза, а может быть, - за счет освоения других планет Солнечной системы. Нельзя исключить и того, что осознание человечеством наступления кризиса цивилизации приведет к смене критериев прогресса, сложившихся на заре индустриальной эпохи. Согласно этим критериям, постоянный рост уровня жизни и потребления выступает высшей ценностью. Поворот к постматериальным ценностям означает особое внимание к качеству жизни. Важнейшим показателем в данном случае выступит безопасное для человека состояние среды его обитания и возможность питания экологически чистыми продуктами. Для достижения нового качества жизни необходимо, помимо охраны природы, разумное самоограничение потребления в развитых странах, принятие мер планетарного масштаба для решения проблем бывших колоний и зависимых стран.

 

Вопросы для самопроверки:

1.В чем Вы видите различия однополюсного и многополюсного мира?

2.Завершен ли процесс формирования нового мирового порядка после падения СССР и на какой стадии он находится?

3.Почему на Ваш взгляд число локальных конфликтов в мире после 1991 года возросло?

4.В чем заключается опасность международного терроризма?

5.Какие из мировых проблем модно назвать в качестве проблем, грозящих человеческой цивилизации?