Тема 2.1. Сущность и типология международных конфликтов после распада СССР

Прогноз экономического развития России

По итогам 2010 г. Рост ВВП России составил 4%. Россия вышла на 6-е место среди стран мира по объему ВВП. В перспективе до 2015 года можно ожидать достаточно нормального и качественно улучшенного роста ВВП и промышленного производства. При этом среднегодовой темп роста ВВП до 2015-го составит, скорее всего, порядка 5%, промышленного производства - несколько меньше (4%). Некоторое отставание темпа роста промышленности от темпов роста ВВП характерно для стран, находящихся на постиндустриальной Сталин развития экономики. Есть основания полагать, что в экономике России уже начался процесс. Помимо роста капиталовложений, который сейчас опережает рост ВВП, со временем должны заработать такие факторы, как ускорение научно-технического прогресса, широкомасштабная предпринимательская инициатива, форсированный экспорт готовых изделий, прежде всего продукции машиностроения

Вопросы для самопроверки:

1.Каковы основные правила международной торговли?

2.Назовите основные черты и тенденции развития мирового хозяйства

3.Какова новая геополитическая обстановка в мире на начало XXI века?

4.Определите место России в мировой экономике

Раздел II. Сущность и причины локальных, региональных и межгосударственных конфликтов на рубеже XX-XXI веков

Краткое содержание:Сущность и типология международных конфликтов в условиях противоборства США и СССР, их изменение после распада Советского Союза. Конфликты на постсоциалистическом пространстве: распад Югославии, конфликты в сербском крае Косово, участие в нем НАТО. Гражданские конфликты в Македонии и Афганистане.

Требованияк знаниям и умениям:

Иметь представление: о характере и геополитической сущности локальных конфликтов, развернувшихся в Европе после распада и саморазрушения СССР

Знать:сущность, причины и особенности локальных, региональных и межгосударственных конфликтов Уметь: определять интересы участников конфликтов, подтверждать теоретические положения примерами из истории конфликтов конца XX - начала XXI в.

Особенности конфликтов после окончания «холодной войны»

Распад Советского Союза в 1991 г., ознаменовавший окончание «холодной войны» и конец биполярной системы международных отношений привел к колоссальным сдвигам в соотношении сил на мировой арене. Жесткое идеологическое и военное противостояние между двумя сверхдержавами и их лагерями ушло в прошлое. Но возникшие в начале 1990-х годов мифы о грядущей бесконфликтности оказались заблуждением. Тем не менее, характер конфликтов изменился. Если «холодная война» тормозила возникновение некоторых этнических, религиозных и расовых конфликтов, то после ее завершения они проявились с нарастающей силой. После окончания «холодной войны», великие державы ушли из сфер своего влияния, бросив своих прежних союзников на произвол судьбы. Далеко не везде последние сумели взять ситуацию под контроль, и трагическая судьба таких стран, как Руанда, Сомали, Судан, Югославия, Таджикистан, Афганистан наглядно подтверждает этот тезис. Появление так называемых неудавшихся государств (Косово, Палестина) дестабилизировало международную обстановку.

По данным ЦРУ, в мире насчитывается более 20 государств, близких к распаду. Всемирный банк реконструкции и развития выделил порядка 30 государств с низкими доходами, находящихся под угрозой дестабилизации. Наконец, авторитетный американский журнал Foreign Policy указывает, что около двух миллиардов людей живут в странах, стоящих перед угрозой распада. К числу вышеназванных стран можно отнести еще такие «падающие» государства, как Сьерра-Леоне, Либерия, Руанда, Йемен, Чад, Гаити и некоторые другие. В них заметно слабеет государственное начало, наблюдается разложение и деградация государственного управления: массовая коррупция, неээфективность и цинизм госаппарата, неспособность правоохранительных органов обеспечить безопасность и правопорядок.

В современном мире можно выделить два наиболее распространенных вида конфликта. С одной стороны, это внутригосударственные конфликты за контроль над ресурсами, в борьбе за власть, экономические дивиденды, с другой - асимметричные войны крупных государств против государств-изгоев или транснациональных угроз.

В оценках устойчивости складывающейся системы международных отношений среди ученых нет единого взгляда, поскольку характер новой системы международных отношений (СМО) по-прежнему не определен. Большинство авторов подчеркивают доминирующее положение США в мире (обеспеченное военным превосходством, экономическим и идеологическим влиянием) на сегодняшний момент. В то же время в условиях бурного роста экономики Китая исследователи ставят под сомнение долгосрочность сохранения сложившейся ситуации.