Мировой уровень техники
Международные стандарты ИСО -
В нынешний период реструктуризации российской промышленности и изменения идеологии жизни встаёт вопрос, что и как менять на предприятии, чтобы прежде всего выжить и обеспечить предприятию хорошую будущность. Россия издавна кого-то догоняла, чтобы жить лучше. Но мировой уровень жизни не давался нам в полном объёме. В чём-то мы догоняли и даже перегоняли многие страны. Но в среднем по уровню жизни держались ниже середины.
Теперь нам опять надо «рвануть» вперёд. Так под каким же знаменем (не политическим конечно !) ? Мировое общество в очередной раз поднимает планку стандартов, зафиксировав новые требования не только к промышленным предприятиям, но и в других сферах деятельности общества, в стандартах ИСО серии 9000. Вот это и есть путеводный маяк в первую очередь для российской промышленности !
Если предприятие поставит перед собой такие цели как:
- обеспечение способности предприятия осваивать стабильное производство продукции, потребительские свойства которой соответствуют прежде всего требованиям заказчика (потребителя);
- сформировать и поддерживать имидж предприятия как надёжного поставщика продукции, качество, цена и сроки поставки которой полностью устраивают зарубежных и отечественных партнёров;
то дальнейшие действия этого предприятия должны обеспечить создание системы качества. Что для этого нужно сделать ?
За последние 5 – 6 лет десятки предприятий уже проделали такую работу, поделившись в специальной литературе её результатами.
Эту работу нужно вести поэтапно [ 8 ]:
1) Формирование заинтересованности руководителей и персонала в создании и функционировании системы качества.
2) Оценка имеющейся системы управления производством и качеством продукции.
3) Определение целей развития предприятия в области управления качеством продукции. Разработка политики в области качества.
4) Разработка рабочего плана построения системы качества и создание рабочей группы по его реализации.
5) Внедрение системы качества.
6) Оценка созданной системы качества. Проведение внутреннего аудит-контроля.
7) Сертификация системы качества.
Тем самым знаменем, под которым в этом случае придётся идти к лучшей жизни, являются международные стандарты ИСО серии 9000, в которых обобщён международный опыт управления качеством.
Первая редакция стандарта ISO-9000 принята в марте 1987. Процедурой ISO предусмотрено периодическое редактирование стандарта.
Вторая редакция этого стандарта, вышедшая в 1994 г., представляла собой серию из 24 стандартов. Это было вызвано потребностью уточнения базовых стандартов в таких областях как сервис, программное обеспечение, подготовка и обучение персонала и т.д.
В третьей редакции стандартов этой серии 2000 г. добавлено пять стандартов, а вся серия теперь включает в себя:
Все международные стандарты с номерами ISO 9000-9004, в том числе все разделы стандарта ISO 9000 и стандарта ISO 9004;
Все международные стандарты с номерами ISO 10001-10020, в том числе все их части;
ISO 8402 и в некоторых случаях стандарты, учитывающие специфику деятельности организаций.
Стандарт ISO 9000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2:1993) «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества». Стандарт ISO 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001:1994) касается вопросов проектирования, разработки, производства, монтажа, обслуживания. Стандарт ISO 9002 (ГОСТ Р ИСО 9002:1994) относится к сфере производства. Стандарт ISO 9003 (ГОСТ Р ИСО 9003:1994) посвящён контролю и испытаниям продукции. Стандарт ISO 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества» содержит информацию и предложения по реализации (разработке, установке и запуску) Системы TQM – Всеобщего управления качеством, которая возникает после установки и (возможно) сертификации Системы качества.