МЫШЛЕНИЕ
Мышление (по А.В. Брушлинскому) – форма творческого отражения действительности, порождающая такой результат, которого в самой действительности или у самого субъекта на данный момент не существует.
Мышление (по С.Л. Рубинштейну) – процесс обобщенного и опосредствованного речью отражения действительности. Формы мышления:
· понятие – форма мышления, которая содержит существенные признаки какой-либо группы предметов. Понятие характеризуется объемом и содержанием. Объем – количество предметов, которые входят в данное понятие. Содержание – совокупность существенных признаков группы предметов, входящих в данное понятие;
· суждение – форма мышления, которая отражает связи между понятиями;
· умозаключение – форма мышления, которая связывает суждения между собой; это вывод на основе правил логических заключений или следствия из нескольких суждений.
Детерминация мышления как процесса творческого отражения действительности связана с понятием проблемной ситуации.
Проблемная ситуация – это ситуация, которая:
· предполагает такие цели субъекта, которые невозможно достичь, используя старые приемы и способы;
· содержит противоречия и не имеет однозначного решения;
· содержит некоторое несоответствие элементов в целостности или отсутствие каких-то элементов.
Выделяют следующие виды проблемных ситуаций:
· познавательная проблемная ситуация – ситуация, для решения которой не хватает нужных знаний или невозможно их использовать;
· инструментальная проблемная ситуация – ситуация с нехваткой знаний о способе решения;
· вероятностная – содержит несколько равнозначных альтернатив.
Задача – результат осознания проблемной ситуации, когда субъект четко осознает все элементы проблемной ситуации, есть представления о причинах, условиях, способах решения проблемной ситуации, а также зарождается первоначальное смутное представление о способе решения. Гипотеза – возможный способ или вариант решения задачи. Проблемная ситуация, которую субъект не в состоянии перевести в проблемную ситуацию, преобразуется в проблему (при этом неясно, что дано, и не возникает гипотез о возможном разрешении проблемной ситуации).
А.Р. Лурия предложил схему решения задачи, выделив 4 этапа:
1) изучение условий задачи;
2) разработка стратегии, создание общего плана предполагаемых действий;
3) тактика решения, выбор конкретного метода решения задачи;
4) найденное решение сопоставляется с исходными данными.
Схема этапов мыслительного процесса:
проблемная ситуация (осознание)
проблема задача
знания из долговременной памяти
осознание вопроса
появление ассоциаций
отсев ассоциаций
выдвижение гипотез
проверка гипотезы
(не подтвердилась)
выдвижение новой гипотезы
проверка (подтвердилась)
решение задачи
Стратегии мышления (классификация Дж. Брунера и К. Левина):
· случайный перебор, метод проб и ошибок: гипотеза формулируется случайно, если она не приводит к решению, выдвигается новая, и так до тех пор, пока не будет найдено решение. Эта стратегия непродуктивна, поиск гипотез случаен;
· рациональный перебор – круг поиска постепенно суживается, отсекая неверные направления поиска;
· систематический перебор: субъект охватывает всю совокупность возможных гипотез и систематически оценивает одну за другой. Эта стратегия сложная, длительная, но позволяет решить сложные проблемные ситуации.
В психологии выделяют следующие операции мышления:
· анализ – процесс мыслительного расчленения целого на части;
· синтез – процесс практического или мыслительного воссоединения целого из частей или соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое;
· абстракция – одна из основных операций мышления, выделение определенных признаков изучаемого объекта и отвлечение от остальных;
· сравнение – та конкретная форма взаимосвязи анализа и синтеза, посредством которой осуществляется эмпирическое обобщение и классификация явлений, посредством сравнения производится сопоставление объектов с целью нахождения сходства и различий;
· обобщение – отражение общих признаков и качеств явлений действительности, объединение сходных явлений в группы.
Индукция – движение значения от единичных утверждений к общим положениям.
Дедукция – движение значения от более общего к менее общему, частному, выведение следствия из посылок.
Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.