Модель формирования оптимального состава инновационных проектов СИТ
Классификация инноваций СИТ
Рассмотрим две группы инноваций:
- объектно-ориентированные инновации — представляют собой всю совокупность новых решений в области инновационной продукции и(или) услуг, которые необходимы рынку в данный момент времени;
- процессно-ориентированные инновации — представляют собой всю совокупность новых решений в области организационно-технологического процесса производства того или иного вида инновационной продукции и(или) услуги.
Объектно-ориентированные и процессно-ориентированные инновации рассматривают на трех уровнях. Под инновацией I уровня предлагается понимать качественный скачок в существующих представлениях, т. е. такой род творчества, который приводит к появлению совершенно новой, революционной технологии или продукта: инновация II уровня — новый поворот в использовании уже известной идеи; инновация III уровня — объединение уже существующих продукции, технологий или процессов.
Каждая группа инноваций делится, в свою очередь, на классы, характеризующие инновацию по составу, структуре и предметной области. Моноинновация представляет собой отдельную инновацию в разрезе основных сфер деятельности (технической, технологической, организационной, экономической, маркетинговой и т. д.) н конкретный период времени. Мулътиинновация представляет собой комплексную инновацию, состоящую из ряда моноинноваций и требующую при внедрении многопроектного управления. Мегаинновация представляет собой целевую инновацию, разрабатываемую для конкретно заданного объекта или региона и включающую в свой состав ряд моно- и мультиинноваций.
Каждый класс инноваций делится, в свою очередь, на типы инноваций, которые определяются основными сферами деятельности. Здесь выделяют следующие типы инноваций: социальные, экономи ческие, организационные, технические, финансовые, управленческие и т.д.
Типы инноваций разделяют на виды инноваций, выделение которых осуществляется в соответствии с прогнозируемой длитель ностью жизненного цикла (ДЖЦ) инновационного объекта. Здесь выделяют краткосрочные инновации, ДЖЦ которых не превышаем 1-2 года; среднесрочные инновации, ДЖЦ которых находится в пределах от 3 до 5 лет; долгосрочные инновации, ДЖЦ которых превышает 5 лет.
На рисунке 2.12 приведена классификация инноваций.
Рыночные экономические условия требуют от СИТ постоянного реагирования на изменения спроса, поэтому необходимо рассматривать взаимосвязанную цепь этапов инновационного проекта (или процесса) от момента зарождения идеи до момента ее морального старения. Эта совокупность представляет собой ЖЦ инновационного проекта, этапами которого являются:
- формирование цели инновации;
- генерирование и оценка инновационной идеи;
- НИОКР;
Рисунок 2.12 – Классификация инноваций
- реализация инновации (первые четыре этапа соответствуют первой фазе ЖЦ продукции — зарождению);
- выведение на рынок (соответствует второй фазе ЖЦ продукции — росту);
- упрочение позиций на рынке (соответствует третьей фазе ЖЦ продукции — зрелости);
- удовлетворение потребности (соответствует четвертой фазе ЖЦ продукции — насыщению рынка);
- моральное старение инновационного продукта (соответствует пятой фазе ЖЦ продукции — спаду).
Инновационный проект, как любой другой объект деятельности, имеет ЖЦ, поэтому по мере его развития происходит изменение финансовых показателей Фi, показателей неопределенности цели/результата N(Ji) и риска R(Ji) внедрения Ji инновационного проекта. Динамика этих показателей представлена на рисунке 2.13.
Рисунок 2.13 – Динамика финансовых показателей Фi, показателей неопределенности цели/результата N(Ji) и риска R(Ji) внедрения Ji инновационного проекта
Формирование оптимального состава инновационных проектов должно базироваться на целевой ориентации СИТ на достижения конкурентных преимуществ. Организации добиваются конкурентного преимущества, находя новые способы конкуренции в своей отрасли и выходя с ними на рынок.
Возможности появления новых способов конкуренции обычно обусловлены каким-либо изменением в структуре отрасли. К наиболее типичным причинам изменений, дающим конкурентное преимущество относятся:
- новые технологии;
- новые или изменившиеся запросы покупателей;
- появление нового сегмента рынка;
- изменение стоимости или наличия компонентов производства;
- изменение правительственного регулирования.
Основным инструментом координации всех служб, занятых разработкой новых видов продукции, является ежегодный план, в котором определяют деятельность по созданию новшества и намечают мероприятия по управлению основными этапами его разработки: исследованием, анализом, оценкой и планированием. При этом организация должна решить задачу по формированию оптимального состава инновационных проектов. Схема экономико-математической модели решения этой задачи представлена приложении А.
На рисунке 2.14 изображена система ролевых функций отдельных подразделений подразделений СИТ по разработке инновационных объектов.
Важнейшим фактором успеха СИТ является научно-техническая база. Уникальные технические разработки и методы представляют конкурентное преимущество. Особое значение приобретает быстрая передача технологии и интенсивность инновационного процесса.
Выделяют девять групп инновационных стратегий, каждая из которых представляет собой совокупность инновационных стратегических решений:
1. Продуктовая – определяет номенклатуру, объем и качество выпускаемой продукции.
2. Рыночная – определяет способы поведения организации на товарном рынке.
3. Ресурсная – определяет метод управления ресурсами организации.
4. Стратегия на рынке ресурсов – определяет поведение организации на рынке производственно-финансовых ресурсов.
5. Технологическая – определяет динамику развития технологии организации.
6. Интеграционная – определяет структуру функционально-управленческого взаимодействия с другими организациями.
7. Инвестиционно-финансовая – определяет способы привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов.
8. Социальная – определяет тип и структуру коллектива работников организации, а также характер взаимодействия с ее акционерами.
9. Стратегия управления – определяет характер управления организацией при реализации выбранной инновационной стратегии.
Рисунок 2.14 - Система ролевых функций отдельных подразделений подразделений СИТ по разработке инновационных объектов
При определении состава и глубины инновационной стратегии анализируют результаты профиля среды, которые позволяют руководству организации своевременно реагировать на негативные тенденции и эффективно использовать позитивные тенденции.
Каждая инновационная стратегия характеризуется двумя показателями:
- стоимостью внедрения Si(t) i-й стратегии, где n – число стратегий в рассматриваемой совокупности;
- значением критерия эффективности производственно-хозяйственного процесса, организованного в соответствии с выбранной стратегией.
Схема системы планов выбранной инновационной стратегии приведена на рисунке 2.15.
Рисунок 2.15 - Схема системы планов выбранной инновационной стратегии