Оценка инновационной активности

Организация и управление СИТ. Структура ИД и классификация инноваций СИТ

Классификация структур инновационного типа (СИТ)

Классификация и особенности организации и управления деятельностью структур инновационного типа

Общая схема оценки эффективности

В большинстве случаев процесс оценки эффективности проекта осуществляется в два этапа:

- общая оценка проекта в целом и определение целесообразности его дальнейшей разработки;

- конкретная оценка эффективности участия в проекте каждого из участников.

На первом этапе организационно-экономический механизм реали­зации проекта неизвестен или известен только в самых общих чертах; состав участников проекта также не определен. В этих условиях о "привлекательности" проекта можно судить только по показателям общественной и коммерческой эффективности проекта в целом. Какому из этих показателей отдать приоритет, зависит от общественной значимости (масштаба) проекта, от того, оказывает ли реализация проекта (или отказ от него) существен­ное или, по крайней мере, заметное влияние на социально-экономичес­кие параметры внешней среды. Для ло­кальных проектов оценивается только их коммерческая эффективность (если она оказывается приемлемой, можно переходить ко второму эта­пу оценки). Для крупномасштабных, народнохозяйственных и глобаль­ных проектов в первую очередь оценивается их общественная эффек­тивность. Если она неудовлетворительна, то проект не рекомендуется к реализации и не может претендовать на государственную поддержку. Если общественная эффективность положительна, то оценивается ком­мерческая эффективность. Здесь также возможны два случая. Если ком­мерческий эффект положителен, то проект остается для дальнейшего рассмотрения на втором этапе. Но как поступить, если коммерческая эффективность такого проекта оказалась отрицательной? В "нормаль­ных" условиях такой проект невыгоден для коммерческих инвестиций. Однако поскольку в данном случае речь идет о крупных проектах, их можно "превратить в выгодные" за счет государственной поддержки в разумных пределах и в рациональной форме. В этой связи на данном этапе рекомендуется рассмотреть некоторые меры государственной поддержки, применяемые обычно для подобных проектов. Если хотя бы некоторые из таких мер обеспечивают положительную коммерческую эффективность проекта, то он может быть оставлен для рассмотрения на втором этапе и для более тщательного обоснования размеров и форм государственной поддержки. Если же проект остается коммерчески не­эффективным при всех рассмотренных мерах государственной поддер­жки, то он должен быть отвергнут как нецелесообразный.


К субъектам инновационной деятельности (ИД отно­сятся предприятия и организации государственного и предпри­нимательского секторов, общественные организации, отдельные научные работники и специалисты, целесообразно по институци­ональным секторам. Такие предприятия и организации относятся к государственному, предпринимательскому секторам, сфере высшего образования или к частному бесприбыль­ному (некоммерческому) сектору.

Особенность СИТ, относящихся к государственному сектору, в том, что они в основном финансируются и контролируются го­сударственными органами власти и в основном осуществляют дея­тельность, связанную с реализацией общественных и администра­тивных функций.

СИТ, охватываемые предпринимательским сектором, связаны с производством инновационной продукции в целях продажи, а так­же предоставлением частных некоммерческих услуг по обслужива­нию субъектов предпринимательской деятельности, к которым могут относиться и учреждения образования, находящиеся в государственной собственности.

Сфера высшего образования охватывает университеты и другие вузы, научно-исследовательские институты (НИИ), экспериментальные станции, а также находящиеся под контролем вузов научно-исследовательские центры, предприятии и др. Частные индивидуальные организации, не ставящие целью извлечение прибыли, общественные, благотворительные организации и фонды входят в частный бесприбыльный (некоммерческому) сектор.

По признаку уровня новизны инновации субъекты ИД могут разрабатывать (внедрять) радикальные или ординарные новшества. Они могут специализироваться на отдельной стадии жизненного цикла (ЖЦ) продукции (или нововведения), на отдельной проблеме или комплексно охватывать несколько стадий ЖЦ продукции, N числу которых относятся:

- стратегический маркетинг;

- фундаментальные исследования (ФИ);

- прикладные исследования (ИИ);

- опытно-конструкторские работы (ОКР);

- технологическая подготовка производства (ТИП);

- освоение, производство, тактический маркетинг;

- сервисное обслуживание инновации;

- ремонт продукции, инновации.

Таким образом, к СИТ относятся научно-исследовательские организации по маркетингу, научно-исследовательские организации, проектно-технологические организации, специальные конструкторские бюро, фирмы, предприятия, корпорации, концерны, сервисные и ремонтные организации.

Деятельность маркетинговых организаций связана с сегмента­цией рынка, разработкой нормативов конкурентоспособности, ре­ализацией концепции маркетинга в подразделениях предприятий, разработкой их стратегии, системы сбыта, рекламы и условий, стимулирующих ускорение реализации продукции.

К СИТ относятся научно-исследовательские организации и исследовательские центры, выполняющие фундаментальные и прикладные исследования, научную и экспериментальную проверку возможности материализации полученных результатов, разработку новшеств, их апробацию и распространение, внедрению их у себя, или продажу сторонним организациям.

Проектно-конструкторские организации и специализированные конструкторские бюро (КБ) осуществляют конструкторские разра­ботки и проекты, являющиеся конкретным воплощением результа­тов научно-исследовательских работ (НИР) в конструкторской до­кументации, проводят эксперименты и испытания новых образцов продукции в целях обеспечения их конкурентности, решают вопро­сы сертификации.

Проектно-технологические организации разрабатывают и изго­товляют технологические системы производства продукции, норма­тивы по труду, ресурсам, организации производства. Строительно-монтажные организации осуществляют разработку проектно-сметной документации на объекты капитального строительства по но­вому строительству, расширению, реконструкции или техническому перевооружению и занимается строительством в связи с разработ­кой нововведений или внедрением инноваций.

СИТ специализируются на материализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и ТИП. Аналогичной деятельностью занимаются предприятия, про­изводящие продукцию и оказывающие услуги. Для выживания в рыночных условиях хозяйствования они повышают качество про­дукции, снижают ее себестоимость, совершенствуют технологию и организацию производства, или выходят с новым видом продукции на рынок.

Стратегия ИД организаций, ее осуществляющих, зависит от механизма реализации инновационного продукта и целевой обла­сти инноваций, в которых специализируется конкретная органи­зация. СИТ может по-разному реализовывать результаты научно-технической деятельности (НТД), которыми могут выступать ба­зисные (радикальные) нововведения, улучшающие и псевдоново­введения. Для получения результата СИТ могут самостоятельно проводить фундаментальные и прикладные исследования, а также разработки, либо получать научно-техническую продукцию (НТП) посредством контактов с организациями и лицами, проводящими фундаментальные и прикладные исследования и разработки.

Научно-технические организации, целиком, сосредоточенные на проведении ФИ, концентрируются в основном в сфере науки. Ре­зультаты ФИ полностью передаются заказчику НИР, которым вы­ступает чаще всего государство.

СИТ может возникнуть в случае, когда научно-техническая организация реализует стратегии фундаментального дополнения или фундаментального внедрения, создавая совмест­ное предприятие (СП) с производственными предприятиями для коммерциализации новшества. СИТ может стать продуктом объ­единения (слияния). В этом случае она будет осуществлять фунда­ментальные и прикладные НИР, а также собственное производство.

Производственная реализация результатов НИОКР научно-техническими организациями в рамках их внутреннего трансферта новым производственным подразделениям в отличие от внешнего позволяет избежать решения проблем сопровождения и контроля за использованием интеллектуальной собственности. Для производ­ственной реализации новшеств научно-технические организации могут создавать производственные мощности, организовывать со­вместные производства с хозяйственными субъектами, приобретать в собственность действующие предприятия либо интегрировать­ся в состав групповых производственно-экономических структур (концернов, корпораций).

СИТ могут получать от научно-технических организаций ре­зультаты ПИ со стороны, самостоятельно внедряя их в производ­ство. Но возможна интеграция разработчика в СИТ для совместно­го внедрения либо превращения научно-технической организации в инновационную при ее самостоятельном внедрении результатов НИОКР.

Комплексное решение многих научно-технических и производ­ственных проблем, в том числе находящихся на стыке смежных от­раслей, обеспечивается такой разновидностью ИД, как инжиниринг. Имеется в виду предоставление на основе договора комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с иссле­дованиями, проектированием, строительством, вводом в эксплуата­цию, разработкой новых технологических процессов на предпри­ятии заказчика, усовершенствованием имеющихся производствен­ных процессов вплоть до внедрения нового изделия в производство.

Инжиниринговые фирмы способствуют скорейшему освоению «интеллектуального капитала» в реальном секторе экономики, осу­ществляют организацию полного цикла работ: от идеи до произ­водства готовой продукции и ее продвижения на рынке.

Инжиниринговые фирмы соединяют все стадии инновационно­го процесса (ИП), обеспечивая его комплексность и непрерывность, минимизацию рисков и затрат хозяйственных ресурсов, а также по­терь на стыках отдельных стадий ИД.

Инжиниринговые услуги осуществляют крупные промышлен­ные и строительно-подрядные предприятия. Крупные промыш­ленные предприятия предоставляют собственными силами такие инжиниринговые услуги, как передача технического опыта, мето­дов эксплуатации предприятий, организации производства и реали­зации производимой продукции. Строительно-подрядные предпри­ятия осуществляют проектирование объектов, строительство, по­ставку технологического оборудования.

Специализированные инжиниринговые фирмы выполняют па­раллельно несколько заказов в различных отраслях и разных стра­нах. Благодаря внешнему инжинирингу, экспортируются результаты научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ в тех случаях, когда страна не может экспортировать конечную продук­цию, сопутствующие лицензии и ноу-хау, что обеспечивает стране дополнительные валютные поступления. Таким образом, инжини­ринг способствует международному разделению интеллектуального труда и внешнеэкономическому обмену инновациями. Классификация инжиниринговых компаний представлена на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 - Классификация инжиниринговых компаний

Инжиниринг включает в себя проектно-консультационную, под­рядную и управленческую деятельность.

Проектно-консультационная деятельность связана с выполнени­ем заказов на технико-экономические исследования и обоснование развития новых производств, сооружения и реконструкции промыш­ленных объектов. Инжиниринговые компании осуществляют разра­ботку проектов, технических условий международных и внутренних торгов, проводят экспертизу и испытания образцов, консультиру­ют заказчиков при выборе поставщиков, контролируют выполнение подрядчиками контрактных обязательств и участвуют в принятии готовых объектов.

Инжиниринговые фирмы могут осуществлять функции гене­ральных поставщиков и генеральных подрядчиков при поставках комплектного оборудования и при сооружении объектов, в том чи­сле при их строительстве «под ключ».

Управленческая деятельность инжиниринговых фирм связана с предоставлением ими услуг по организации производственной структуры и административного управления, планированию произ­водства, маркетинговым исследованиям рынков, организации стати­стического учета и отчетности.

Различаются следующие виды инженерно-технических услуг, каждая из которых может быть предметом самостоятельной дея­тельности:

- консультативный инжиниринг (проектирование объектов, раз­работка планов строительства и реконструкции и контроль за проведением работ);

- технологический инжиниринг (предоставление заказчику тех­нологий, разработка проектов по энерго- и водоснабжению, транспорту и др.);

- строительный (общий) инжиниринг (поставка оборудования, техники, выполнение строительно-монтажных работ).

Различные виды инжиниринговой деятельности предопреде­лили появление следующих групп инжиниринговых компаний: инженерно-консультационных, инженерно-строительных, консуль­тационных по вопросам организации и управления и инженерно-исследовательских.

Сервисные организации осуществляют поддержание качества продукции от изготовителя до ее потребителя, обеспечивая просто­ту, надежность и экономичность ее испытаний, упаковки, транс­портирования, монтажа, гарантийного обслуживания. Ремонтные организации призваны осуществлять техническое обслуживание и ремонт продукции, так как послегарантийное техническое об­служивание и ремонт главные условия реализации потенциальных возможностей продукции.

СИТ могут специализироваться по отраслям знаний (естествен­ные, технические, гуманитарные и общественные науки) и по от­раслям народного хозяйства, в которых они функционируют (нау­ка и образование, информатика, промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство, производственная и социальная ин­фраструктура).

Субъекты ИД работают с продуктовыми, ресурсными, процесс­ными или документальными инновациями, которые находят как внутреннее, так и внешнее применение (продажа, обмен). Разли­чаются виды эффекта, на которые преимущественно ориентиру­ются СИТ: коммерческий (экономический), научно-технический (открытия, изобретения и др.), экологический, социальный или интегральный.

Разнообразны организационно-правовые формы СИТ в соответ­ствии с Гражданским кодексом Российской Федерации:

- индивидуальное предпринимательство для физических лиц;

- хозяйственные товарищества и общества;

- производственные кооперативы;

- государственные и муниципальные унитарные предприятия;

- некоммерческие организации (ассоциации, союзы и т. п.). СИТ являются национальными, если они и их филиалы раз­мещены в одной стране; транснациональными, если их филиалы размещены в нескольких странах, и межнациональные, когда в их состав входят организации других стран.

По периоду действия субъекты ИД могут быть временными или постоянными, а по юридическому статусу — юридически самостоя­тельными или юридически несамостоятельными.

В зависимости от размера различаются малые, средние и круп­ные СИТ.

К крупным СИТ относятся корпорации, представляющие собой добровольное объединение независимых промышленных предприя­тий (ПП), научных, проектных, конструкторских и других организа­ций с целью повышения эффективности любого вида деятельности на основе коллективного предпринимательства.

В свою очередь, корпорации могут входить в более сложные организационные структуры — ФПГ, холдинговые компании, транс­национальные корпорации (ТНК) и консорциумы.

Стратегический альянс (СА) — другая организационная форма, объединяющая СИТ. Ее отличительная особенность — межфирмен­ная кооперация корпораций на проведение комплекса сложных ра­бот по всему инновационному циклу, включая коммерциализацию полученных результатов. Участники соглашения разделяют финан­совый риск между собой при разработке и освоении радикальной новой продукции, технологий, изобретений. Коммерческий эффект достигается благодаря высокой маневренности в кооперации, сокра­щению инновационного цикла создания новшеств, высокой степени автоматизации ТПП новых видов продукции, быстрого распростра­нения инноваций.

Мотивом к созданию СИТ выступает возможность получения учредительского дохода. Первоначально капитал СИТ формируется за счет собственных средств учредителей (изобретателей, рациона­лизаторов, разработчиков, ученых, менеджеров) и внешних заемных средств. На этапе выпуска новшеств на рынок предприятие может выпустить на фондовом рынке свои акции для получения дополни­тельных денежных ресурсов для расширения деятельности. Эмис­сия акций приносит учредителям предприятия учредительский до­ход. В результате эмиссии акций малое рисковое предприятие может превратиться в наукоемкую корпорацию.

Особой, функционирующей в рамках крупных предприятий, формой ИД является интрапредпринимательство, представленное структурными единицами, самостоятельно реализующими инно­вационные проекты в условиях, приближенных к тем, которые существуют в малом инновационном бизнесе.

Малые СИТ функционируют в условиях повышенного риска, связанного с узкой номенклатурой производимой ими продукции и выполняемых услуг, отсутствием необходимой ресурсной обеспе­ченности и высокими затратами на специализированное оборудо­вание, оплату высококвалифицированного труда специалистов и др. Сдерживают рост количества СИТ и слабая инфраструктура иннова­ционной предпринимательской деятельности. Сдерживающие фак­торы заставляют малые предприятия специализироваться в основ­ном на стадии НИОКР. Однако эти работы менее дорогие, по сравне­нию с освоением или распространением новшеств, производством новой продукции. Для охвата больших стадий ЖЦ продукции ма­лые предприятия должны расширяться, превращаясь в крупные ком­плексные фирмы, или интегрироваться в крупные организации.

Таким образом, СИТ, специализирующиеся в области реализа­ции научно-технических новшеств в производстве, связаны с вы­полнением консультаций, проектированием, поставкой и монтажом оборудования, пусконаладочными работами и др. Коммерческий характер их деятельности вытекает из того факта, что занятые в этом виде деятельности предприятия и организации произво­дят продукцию не для собственных нужд, а для удовлетворения растущего спроса на инновационный труд со стороны третьих организаций. Это предопределяет как товарную природу их резуль­татов, так и реализацию продукции через сферу обмена на рынке инноваций, и вызывает необходимость исследования содержания и особенностей функционирования этого института инновационной сферы.

Классификация субъектов инновационной деятельнсти приведена на рисунке 2.2.

Структура ИД СИТ

При рассмотрении структуры СИТ будем использовать концепцию си­стемного подхода, учитывающую три критерия: соответствие струк­туре ИП, реализуемого в Российской Федерации и определяющего внешнюю инновационную среду; соответствие структуре ЖЦ ин­новации (ЖЦИ), отражающей все трансформации инновации — от возникновения идеи до потребления новой продукции; соответствие внутренней среде СИТ, действующей в инновационной среде.


 

 

 

Рисунок 2.2 - Классификация субъектов инновационной деятельности


Инновацион­ный процесс заключается в операциях преобразования инновации от идеи до массового выпуска инновационного продукта и его по­требления. Предметом ИП является не только инновация, но и со­провождающие ее на всех этапах преобразования инвестиции. Ин­весторы принимают прямое участие в формировании инноваций и управлении ими. Таким образом, предметами ИП являются нераз­рывно связанные между собой инновации и инвестиции.

Субъектами ИП являются:

- государственные органы, обеспечи­вающие федеральные и региональные цели, запускающие и регу­лирующие ИП, ответственные за формирование действенных меха­низмов продвижения инноваций и государственно-рыночную ори­ентацию этих механизмов;

- новаторы, создающие идеи, прототипы, технологии; инвесторы, финансирующие рисковый ИП, заинтере­сованные в его положительном результате и участвующие в про­цессе;

- предприниматели, открывающие свое дело и берущиеся за совершенно новое производство;

- потребители, приобретающие ин­новационную продукцию, использующие ее в своей деятельности и повышающие свой потенциал и конкурентоспособность. Они осу­ществляют три основные функции: новаторскую, коммерческую (инвестиционную) и предпринимательскую (инноваторскую).

Процесс создания ИП можно разделить на пять основ­ных фаз:

- новаторскую (создание идей — открытия, изобретения, предложения);

- инновационно-коммерческую (доведение идей на основе государственной и коммерческой поддержки до производ­ства — отбор идей, создание новых конструкторских прототипов и технологий производства);

- инновационно-предпринимательскую (предпринимательская ответственность за открытие нового де­ла; подготовка и осуществление нового производства; отбор ин­новационных проектов, мелкосерийное производство, массовое производство, сегментное производство, имитационное производ­ство);

- инновационно-потребительскую (потребление продукции);

- инновационно-сервисную (сервисная поддержка продукции у потре­бителя).

Выделяют пять укрупненных стадий ЖЦИ:

1. Исследования — создание идей, их аккумуляция, конкурсный отбор и формирование предложений для коммерческого ис­пользования и продвижения.

2. Создания опытных образцов — отбор предлагаемых идей-предложений, превращение идей в действующие прототипы и добавление к прототипам технологии производства, предло­жение инновационных проектов инвесторам.

3. Производства — отбор инновационных проектов, выпуск новой продукции.

4. Распространения — государственное, корпоративное и рыноч­ное распространение инноваций.

5. Рутинизации инновации.

На рисунке 2.3 представлена принципиальная схема прохожде­ния ЖЦИ.

На стадии исследования академическими и отраслевыми НИИ и КБ, вузами, научно-производственными объ­единениями (НПО), предприятиями, отдельными специалистами и коллективами делаются открытия, изобретения, оформляются па­тенты, выдвигаются предложения. Новые идеи должны находиться под постоянным вниманием лиц, заинтересованных в их продвиже­нии, которое должно организовать прежде всего государство.

На стадии создания опытных образцов идеи превращаются в действующие конструкторские прототипы (создается в рамках ОКР конструкторская документация, изготавливаются опытные образцы, проводятся испытания и эксперименты). Далее к прототи­пам добавляются разработки (НИР) технологии производства. Оба этапа выполняются на конкурсной и коммерческой основе.

 

Рисунок 2.3 - Принципиальная схема прохожде­ния ЖЦИ

На стадии производства выделяют прежде всего два этапа. Пер­вый этап — выпуск новой продукции в малых тиражах, так на­зываемое единичное производство. Второй этап — выпуск новой продукции в мелкосерийных тиражах. К двум этапам добавляются производство дифференцированных видов продукции и технологий и организация выпуска имитаций инновационного продукта.

На стадии распространения инновации продукцию мелкосерийного производства приобретают передовые предприятия-потребители, желающие сохранять силь­ные конкурентные преимущества. Дифференцированные технологии военного и двойного назначения на особом сегментном рынке приобретают те, кому нужна продукция определенного свойства и назначения. Имитации приобретают потребители с ограничен­ными финансовыми возможностями или не имеющие доступа к зарубежной продукции. Кроме рыночного распространения продукции следует указать еще два: распространение государством и распространение внутри СИТ. Также следует отметить спосо­бы передачи инноваций, например: передача нового оборудования потребителям через лизинг; передача новой передовой технологии через франчайзинг.

На стадии рутинизации в процессе потребления инноваций организации и индивидуальные потребители приобретая новинки, втягиваются в ИП. Процесс разделяется на следующие этапы:

- внедрение (когда преодолевается сопротивление новому в организации и принимают решение переходить к использованию
инновации);

- опытное освоение нового;

- закрепление нового в технологии, принятой в организации;

- закрепление элементов нового в культуре и полное раство­рение признаков новизны в жизни и поведении сотрудников, в результате чего их компетенция приобретает новое качество, и так до следующей новинки. На этой стадии решающую роль играет сервисная поддержка новой продукции.

Виды и роли субъектов в ИП в его предпри­нимательской части: в начале ИП стоят авторы идей, далее идут организации, осуществляющие преобразование, распространение и рутинизацию инноваций. Такие организации в ИП выполняют четы­ре роли, отражающие их различное поведение в создании продукции И конкуренции на рынках:

- виолентную роль (от англ. violent — сильный, интенсивный, яростный), характерную для крупных предприятий — виолентов, разрабатывающих инновационный продукт, выходя на серийный рынок со своей новой продукцией, опережая конку­рентов за счет серийности производства и эффекта масштаба. В России к ним можно отнести крупные комплексы оборонной и гражданской промышленности;

- патентную роль (от англ. patient — терпеливый, настойчивый, комбинирующий, допускающий варианты), заключающуюся в приспособлении к узким сегментам широкого рынка, отве­чающим потребностям специфических потребителей за счет дифференциации продукции и технологий и последующего сегментирования рынка. Это крупные и средние предприя­тия — патиенты, разрабатывающие инновационный продукт с уникальными характеристиками;

- эксплерентную роль (от англ. to explore — исследовать, изу­чать, выяснять, разведывать), означающую, что в качестве главной функции ставится исследование рынка и, как след­ствие, выход на рынок с новой продукцией, захват части рын­ка на ее первых этапах становления. Такие предприятия на­зываются эксплерентами. Их назначение — отбирать много­обещающие при реализации перспективные инновационные проекты, действующие конструкторские прототипы продук­ции и технологий (или что-нибудь одно из них) и открывать рисковое дело, т. е. организовывать производство нового ин­новационного продукта, чтобы первыми выйти на рынок и благодаря начальному монопольному положению на нем по­лучить свою прибыль. Это, как правило, вновь возникающие предприятия малого инновационного бизнеса, а также пред­приятия среднего уровня, специализирующиеся на доведении перспективных идей до продукции;

- коммутантную роль (от англ. commutation — замена, комму­тация, связь, переключение), состоящую в приспособлении к условиям спроса местного рынка, заполнения ниш, по тем или иным причинам не занятым виолентами и патиентами, в освоении новых видов продукции и услуг после появле­ния новых техники и технологий, имитируя новинки и тем самым продвигая их до самых широких слоев потребителей. Это предприятия-коммутанты. Такую роль чаще всего игра­ют многочисленные малые предприятия, но исполнять эту роль могут различные предприятия, включая средние и даже крупные.

С учетом рассмотренного следует уточнить содержание этапов создания и распространения.

1-й этап — создание новшества. Здесь возможны два пути. Пер­вый — создание нового вида продукции в порядке текущего и плани­руемого прогресса и развития организации. Крупное предприятие (в дальнейшем — виолент), используя свои большие ресурсы, базу НИОКР, создает новую модель продукции. Таким образом проявля­ется так называемая виолентная (силовая) инновационная стратегия развития.

Второй путь — пионерный, когда небольшое опытно-исследовательское предприятие (эксплерент) создает радикальное прорывное новшество, что можно считать началом эксплерентной стратегии.

2-й этап — мелкосерийное тиражирование. В основном это удел эксплерента, так как, во-первых, его новшество уникально и требуется более тщательная проверка рынка, а, во-вторых, самое большее, что может сделать эксплерент — это перейти к серийному тиражированию.

3-й этап — серийное тиражирование. Его проводит в основном предприятие-виолент. Это относится и к собственным разработкам, и к разработкам эксплерентов, которые не в силах вывести продукцию на массовое тиражирование. Эксплеренты, как правило, на этом этапе поглощаются виолентами.

4-й этап — дифференциация. К продвижению новинки подключаются многие, в том числе крупные и средние предприятия, но конкурировать по данному виду продукции прямо с виолентом они не могут, поэтому уходят в нишу, организуя свой сегмент рынка через дифференциацию. Это нишевая, или патиентная, стратегия.

Патиенты тем самым развивают инновацию, продвигают ее до
потребителей.

5-й этап — имитация. Серийному рынку, на который попало новшество, присуще такое явление, как имитация новинки. Воспроизведение многих качеств новинки с потерей несущественных элементов, но по доступной цене рождает спрос еще более широких слоев потребителей. Тем самым новинка все быстрее и шире распространяется в потребительский сектор. Функцию имитации берут на себя многочисленные небольшие предприятия-коммутанты. Они связывают многих потребителей с инновациями.

6-й этап — обслуживание. Новая продукция (технология) создает потребность в массе новых услуг. Сектор услуг является неотъемлемой частью инфраструктуры ИП. Обслуживание новшеств также ложится на многочисленных коммутантов, так как никакому виоленту не справиться с потоком заявок на обслуживание новой продукции.

 

На рисунке 2.4 показаны роли предприятий в процессе распространения инновации.

Рисунок 2.4 - Роли предприятий в процессе распространения инновации

Обобщенная модель СИТ представлена на рисунке 2.5.

Выделяют 20 систем инфраструктуры, поддерживающих ИД на государственном и частном уровнях, перечень и содержание которых представлены в таблице 2.1.

Стадию исследования должны поддерживать система прове­дения экспертиз и система защиты интеллектуальной собствен­ности. Стадию создания опытных образцов дополнительно долж­ны поддерживать системы испытаний и управления качеством, материально-технического обеспечения (МТО) конструкторской, технологической и производственной поддержки. Стадию произ­водства также должны сопровождать указанные системы инфра­структуры. Стадию распространения обязательно должна поддер­живать система маркетингового обеспечения, так как на этой стадии инновации проходят через рынок и попадают к потребителю. На­конец, стадия рутинизации поддерживается специальной системой сопровождения сервиса (рисунок 2.6).

 

Рисунок 2.5 - Обобщенная модель структуры инновационного типа

Распределение систем инфраструктуры по блокам и элементам СИТ приведено на рисунке 2.7.

 


Таблица 2.1 - Системы инфраструктуры, поддерживающие ИД

Государственные системы 1. Система поддержки ИД на федеральном уровне. Организация федеральных фондов поддержки ИД (производственные инновации, малое предприниматель­ство, бизнес-инкубаторы и т. п.). Законодательная поддерж­ка. Экономическая поддержка. Создание государственных учреждений содействования. Помощь инвесторам в органи­зации бизнеса, основой которого являются высокие техно­логии (создание пути от денег к продукции). Продвижение конкретных продукции и технологий на рынок (создание пути от продукции к деньгам)
2. Система поддержки ИД на академическом и отрасле­вых уровнях . Оценка инновационного потенциала на­учных и учебных учреждений. Отраслевые программы со­здания новых продукции и технологий. Отраслевые инно­вационные организации содействия в оборонной отрасли, судостроении, машиностроении, химической отрасли
3. Система поддержки ИД на региональном уровне. Мониторинг инноваций и прогнозирование инновационно­го развития (ИР). Портфель полностью законченных и при­годных для производства научно-технических разработок. Региональные инновационные программы. Региональный фонд поддержки инновационных программ. Региональные организации содействия
Системы инвестиционной экономической и правовой поддержки 4. Система инвестиционной (финансовой поддержки) ИД. Создание инвестиционного климата на федеральном, отраслевом, региональном и корпоративном уровнях. Со­здание и поддержка страховой деятельности в области ин­новационного инвестирования. Система венчурных фондов. Подготовка инновационных проектов для инвестирования
5. Система экономической поддержки
6. Система правовой поддержки
Системы научно-технической поддержки 7. Система научно-технической и финансово-экономичес­кой экспертизы инновационных проектов. Создание системы экспертных отношений. Формирование групп и ас­социаций экспертов. Разработка процедур экспертизы. Про­ведение экспертизы в несколько туров. Отбор инновацион­ных проектов для возможного инвестирования
8. Система оценки интеллектуальной собственности и охраны авторских прав. Создание сети консульта­ционных фирм по интеллектуальной собственности: по оформлению, оценке, охране, судебному сопровождению. Построение модели процесса управления интеллектуальны­ми активами предприятия
9. Система испытаний и сертификации продукции на всех этапах ее создания и обеспечения качества. Система испытаний и организация испытательных центров. Система сертификации и организация сертификационных центров. Системы управления качеством и организация их оценки и внедрения
10. Информационно-аналитическая система поддержки ИД. Создание информационных баз по интеллекту­альному и инновационному потенциалу предприятий, от­раслей, регионов, страны. Создание сети информацион­ных предприятий, обслуживающих инновационные орга­низации. Проведение аналитических работ по состоянию инновационного потенциала предприятий и регионов. Ор­ганизация обмена информацией между СИТ, регионами, ин­весторами
11. Система подготовки и переподготовки кадров для ИД. Мобилизация вузов, институтов повышения квали­фикации, кадровых организаций по подготовке и перепод­готовке специалистов в области инновационного менедж­мента. Подготовка методических и учебных материалов
Системы функци­ональной поддерж­ки 13. Конструкторская, технологическая и производствен­ная поддержка ИД. Поддержка СИТ на всех эта­пах коммерческой и предпринимательской деятельности. Конструкторская поддержка СИТ, решившей использовать какую-либо идею для создания конструкторского прототи­па. Технологическая поддержка СИТ, решившей использо­вать какую-либо идею и конструкторский прототип. Произ­водственная поддержка (предоставление производственных площадей, оборудования, специалистов и рабочих) СИТ, ре­шившего использовать какую-либо идею, конструкторский прототип и технологию
14. Система маркетинговой, издательской и рекламно-выставочной поддержки предприятий. Проведение маркетинговых работ на всех стадиях ЖЦИ. Проектирова­ние ценовой политики. Разработка рекламной стратегии и организация рекламной кампании. Организация сбыта. Из­дательская поддержка СИТ. Предоставление выставочных площадей и организация выставок
15. Система поддержки сервисно-инновационных служб. Мониторинг сервисных предприятий. Анализ их раз­вития и разработка рекомендаций для повышения ИА. Ор­ганизация системной поддержки сервисно-инновационных служб
16. Система организационной поддержки ИД. Орга­низация деловых процессов (разработка технологий) в ИД. Развитие организационных форм ИД (организационных структур). Развитие корпоративной организационной куль­туры. Организация консультационной деятельности в обла­сти проведения инжиниринговых и реинжиниринговых ра­бот для СИТ
17. Система управленческой поддержки ИД. Разви­тие систем управления СИТ в части формирования общего, функционального и проектного управления. Создание тех­нологий в области целевого и стратегического планирова­ния, организации, стимулирования, контроля, координации и регулирования
18. Система координации и регулирования комплекса ин­новационных служб и СИТ, привлеченных к реализации крупных программ. Отработка процедур координации большого круга участников по выполнению комплексных федеральных, отраслевых, региональных и корпоративных инновационных программ
19. Система мотивации участников ИП. Разработка систем мотивации участников ИП на всех уровнях: феде­ральном, отраслевом, региональном, корпоративном, фир­менном
20. Система методологического обеспечения развития ИП на всех уровнях и всех форм. Разработка и обеспече­ние участников ИП методическими разработками в области организации и управления инновациями

 

 

Рисунок 2.6 - Системы инфраструктуры, поддерживающие ИД на государственном и частном уровнях

Рисунок 2.7 - Распределение систем инфраструктуры по блокам и элементам СИТ

Значение инновационной активности состоит в том, что с ее помощью оценивается характер ИД. Инновационная деятельность прежде всего характеризуется содержанием, составом конкретных действий, соверша­емых по определенной технологии, процедуре. Действия новатора, создающего новшество, являются частью общего ИП, отражающего ЖЦИ.

Общего потому, что кроме новатора необходима деятельность других субъектов ИП, совершающих действия на других стадиях ЖЦИ. Таким образом, существует определенное место данной ИД в структуре ИП. Его необходимо знать для организации как данной деятельности , так и всего ИП. Поэтому для описания ИА нужно и, пользовать такой ее признак, как место в структуре ИП.

Активность деятельности СИТ должна показать связь между на­меченным содержанием деятельности и ее результатами. Эта связь объясняется поведением организации при реализации планируемых действий. С одной стороны, руководство организации намечает осу­ществить определенные действия по улучшению конкурентных по­зиций. С другой стороны, после совершения этих действий органи­зация может иметь либо положительный (в разной степени), либо отрицательный (в разной степени) результат. Это объясняется их активностью. Именно различия в ИА объясняют разные инноваци­онные результаты при одинаковых исходных условиях.

Характеристиками ИД СИТ, отражающими категорию «ИА», являются следующие:

- ИД должна носить стратегический характер, причем как в дол­госрочной перспективе, так и в реальном масштабе времени. Стратегическая сторона обеспечит качественный подход к ИД;

- ИД должна носить тактический характер, т. е. она должна быть определена по последовательности действий и по их своевременности, что обеспечит требуемую по ситуации дина­мичность ИД, определенные темпы проведения необходимых действий и изменений, иначе такая ИД может быть просто ненужной и иметь негативные последствия.

На рисунках2.8 и2.9 отражена схема такого подхода.

В стратегическом плане ИА определяют следующими пятью частными показателями:

- качеством ИС конкуренции;

- уровнем мобильности инновационного потенциала;

- уровнем привлеченных инвестиций;

- уровнем методов, культуры, используемых при проведении изменений;

- обоснованностью реализуемого уровня ИА.

В тактическом плане ИА выражается двумя частными показателями:

- соответствием реакции организации характеру конкурентной стратегической ситуации;

- скоростью проведения стратегических инновационных изменений.

При этом основной задачей любой организации остается обеспечение и(или) сохранение конкурентоспособности организации и ее конкурентного статуса(КСП) в общей инфраструктуре.

В стратегической зоне хозяйствования КСП является результатом взаимодействия трех факторов:

- относительного уровня капиталовложений организации в ту или иную зону хозяйствования обеспечивающих КСП на основе эффекта масштабов выпуска отдельных видов продукции, а также эффекта масштабов деятельности организации в целом;

- конкурентной стратегии, которая позволяет разграничить позиции организации и ее соперников;

- мобилизационных возможностей организации. Эти возможности состоят в том, что стратегией обеспечивается эффективная поддержка на уровнях поиска и привлечения ресурсов, планирования и выполнения планов, а также поддержка в виде хорошо налаженной работы после того, как стратегия принята.

 

 

Рисунок 2.8 – Инновационная активность инновационной деятельности

Рисунок 2.9 – Показатели инновационной активности

Рассчитывается КСП по следующей формуле:

КСП=УК*СН*НВ (2.1)

где

УК — уровень капиталовложений;

СН — стратегический норма­тив;

НВ — норматив возможностей.

Обобщая представления, можно сказать:

- под УК понимается оптимальный объем инвестиций в стратегические проекты, в том числе инновационные, на рассматриваемый период времени;

- под СН понимается качество разработанной и обоснованной стратегии;

- под НВ понимается мобилизованный потенциал организации на эту стратегию.