Оценка инновационной активности
Организация и управление СИТ. Структура ИД и классификация инноваций СИТ
Классификация структур инновационного типа (СИТ)
Классификация и особенности организации и управления деятельностью структур инновационного типа
Общая схема оценки эффективности
В большинстве случаев процесс оценки эффективности проекта осуществляется в два этапа:
- общая оценка проекта в целом и определение целесообразности его дальнейшей разработки;
- конкретная оценка эффективности участия в проекте каждого из участников.
На первом этапе организационно-экономический механизм реализации проекта неизвестен или известен только в самых общих чертах; состав участников проекта также не определен. В этих условиях о "привлекательности" проекта можно судить только по показателям общественной и коммерческой эффективности проекта в целом. Какому из этих показателей отдать приоритет, зависит от общественной значимости (масштаба) проекта, от того, оказывает ли реализация проекта (или отказ от него) существенное или, по крайней мере, заметное влияние на социально-экономические параметры внешней среды. Для локальных проектов оценивается только их коммерческая эффективность (если она оказывается приемлемой, можно переходить ко второму этапу оценки). Для крупномасштабных, народнохозяйственных и глобальных проектов в первую очередь оценивается их общественная эффективность. Если она неудовлетворительна, то проект не рекомендуется к реализации и не может претендовать на государственную поддержку. Если общественная эффективность положительна, то оценивается коммерческая эффективность. Здесь также возможны два случая. Если коммерческий эффект положителен, то проект остается для дальнейшего рассмотрения на втором этапе. Но как поступить, если коммерческая эффективность такого проекта оказалась отрицательной? В "нормальных" условиях такой проект невыгоден для коммерческих инвестиций. Однако поскольку в данном случае речь идет о крупных проектах, их можно "превратить в выгодные" за счет государственной поддержки в разумных пределах и в рациональной форме. В этой связи на данном этапе рекомендуется рассмотреть некоторые меры государственной поддержки, применяемые обычно для подобных проектов. Если хотя бы некоторые из таких мер обеспечивают положительную коммерческую эффективность проекта, то он может быть оставлен для рассмотрения на втором этапе и для более тщательного обоснования размеров и форм государственной поддержки. Если же проект остается коммерчески неэффективным при всех рассмотренных мерах государственной поддержки, то он должен быть отвергнут как нецелесообразный.
К субъектам инновационной деятельности (ИД относятся предприятия и организации государственного и предпринимательского секторов, общественные организации, отдельные научные работники и специалисты, целесообразно по институциональным секторам. Такие предприятия и организации относятся к государственному, предпринимательскому секторам, сфере высшего образования или к частному бесприбыльному (некоммерческому) сектору.
Особенность СИТ, относящихся к государственному сектору, в том, что они в основном финансируются и контролируются государственными органами власти и в основном осуществляют деятельность, связанную с реализацией общественных и административных функций.
СИТ, охватываемые предпринимательским сектором, связаны с производством инновационной продукции в целях продажи, а также предоставлением частных некоммерческих услуг по обслуживанию субъектов предпринимательской деятельности, к которым могут относиться и учреждения образования, находящиеся в государственной собственности.
Сфера высшего образования охватывает университеты и другие вузы, научно-исследовательские институты (НИИ), экспериментальные станции, а также находящиеся под контролем вузов научно-исследовательские центры, предприятии и др. Частные индивидуальные организации, не ставящие целью извлечение прибыли, общественные, благотворительные организации и фонды входят в частный бесприбыльный (некоммерческому) сектор.
По признаку уровня новизны инновации субъекты ИД могут разрабатывать (внедрять) радикальные или ординарные новшества. Они могут специализироваться на отдельной стадии жизненного цикла (ЖЦ) продукции (или нововведения), на отдельной проблеме или комплексно охватывать несколько стадий ЖЦ продукции, N числу которых относятся:
- стратегический маркетинг;
- фундаментальные исследования (ФИ);
- прикладные исследования (ИИ);
- опытно-конструкторские работы (ОКР);
- технологическая подготовка производства (ТИП);
- освоение, производство, тактический маркетинг;
- сервисное обслуживание инновации;
- ремонт продукции, инновации.
Таким образом, к СИТ относятся научно-исследовательские организации по маркетингу, научно-исследовательские организации, проектно-технологические организации, специальные конструкторские бюро, фирмы, предприятия, корпорации, концерны, сервисные и ремонтные организации.
Деятельность маркетинговых организаций связана с сегментацией рынка, разработкой нормативов конкурентоспособности, реализацией концепции маркетинга в подразделениях предприятий, разработкой их стратегии, системы сбыта, рекламы и условий, стимулирующих ускорение реализации продукции.
К СИТ относятся научно-исследовательские организации и исследовательские центры, выполняющие фундаментальные и прикладные исследования, научную и экспериментальную проверку возможности материализации полученных результатов, разработку новшеств, их апробацию и распространение, внедрению их у себя, или продажу сторонним организациям.
Проектно-конструкторские организации и специализированные конструкторские бюро (КБ) осуществляют конструкторские разработки и проекты, являющиеся конкретным воплощением результатов научно-исследовательских работ (НИР) в конструкторской документации, проводят эксперименты и испытания новых образцов продукции в целях обеспечения их конкурентности, решают вопросы сертификации.
Проектно-технологические организации разрабатывают и изготовляют технологические системы производства продукции, нормативы по труду, ресурсам, организации производства. Строительно-монтажные организации осуществляют разработку проектно-сметной документации на объекты капитального строительства по новому строительству, расширению, реконструкции или техническому перевооружению и занимается строительством в связи с разработкой нововведений или внедрением инноваций.
СИТ специализируются на материализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и ТИП. Аналогичной деятельностью занимаются предприятия, производящие продукцию и оказывающие услуги. Для выживания в рыночных условиях хозяйствования они повышают качество продукции, снижают ее себестоимость, совершенствуют технологию и организацию производства, или выходят с новым видом продукции на рынок.
Стратегия ИД организаций, ее осуществляющих, зависит от механизма реализации инновационного продукта и целевой области инноваций, в которых специализируется конкретная организация. СИТ может по-разному реализовывать результаты научно-технической деятельности (НТД), которыми могут выступать базисные (радикальные) нововведения, улучшающие и псевдонововведения. Для получения результата СИТ могут самостоятельно проводить фундаментальные и прикладные исследования, а также разработки, либо получать научно-техническую продукцию (НТП) посредством контактов с организациями и лицами, проводящими фундаментальные и прикладные исследования и разработки.
Научно-технические организации, целиком, сосредоточенные на проведении ФИ, концентрируются в основном в сфере науки. Результаты ФИ полностью передаются заказчику НИР, которым выступает чаще всего государство.
СИТ может возникнуть в случае, когда научно-техническая организация реализует стратегии фундаментального дополнения или фундаментального внедрения, создавая совместное предприятие (СП) с производственными предприятиями для коммерциализации новшества. СИТ может стать продуктом объединения (слияния). В этом случае она будет осуществлять фундаментальные и прикладные НИР, а также собственное производство.
Производственная реализация результатов НИОКР научно-техническими организациями в рамках их внутреннего трансферта новым производственным подразделениям в отличие от внешнего позволяет избежать решения проблем сопровождения и контроля за использованием интеллектуальной собственности. Для производственной реализации новшеств научно-технические организации могут создавать производственные мощности, организовывать совместные производства с хозяйственными субъектами, приобретать в собственность действующие предприятия либо интегрироваться в состав групповых производственно-экономических структур (концернов, корпораций).
СИТ могут получать от научно-технических организаций результаты ПИ со стороны, самостоятельно внедряя их в производство. Но возможна интеграция разработчика в СИТ для совместного внедрения либо превращения научно-технической организации в инновационную при ее самостоятельном внедрении результатов НИОКР.
Комплексное решение многих научно-технических и производственных проблем, в том числе находящихся на стыке смежных отраслей, обеспечивается такой разновидностью ИД, как инжиниринг. Имеется в виду предоставление на основе договора комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с исследованиями, проектированием, строительством, вводом в эксплуатацию, разработкой новых технологических процессов на предприятии заказчика, усовершенствованием имеющихся производственных процессов вплоть до внедрения нового изделия в производство.
Инжиниринговые фирмы способствуют скорейшему освоению «интеллектуального капитала» в реальном секторе экономики, осуществляют организацию полного цикла работ: от идеи до производства готовой продукции и ее продвижения на рынке.
Инжиниринговые фирмы соединяют все стадии инновационного процесса (ИП), обеспечивая его комплексность и непрерывность, минимизацию рисков и затрат хозяйственных ресурсов, а также потерь на стыках отдельных стадий ИД.
Инжиниринговые услуги осуществляют крупные промышленные и строительно-подрядные предприятия. Крупные промышленные предприятия предоставляют собственными силами такие инжиниринговые услуги, как передача технического опыта, методов эксплуатации предприятий, организации производства и реализации производимой продукции. Строительно-подрядные предприятия осуществляют проектирование объектов, строительство, поставку технологического оборудования.
Специализированные инжиниринговые фирмы выполняют параллельно несколько заказов в различных отраслях и разных странах. Благодаря внешнему инжинирингу, экспортируются результаты научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ в тех случаях, когда страна не может экспортировать конечную продукцию, сопутствующие лицензии и ноу-хау, что обеспечивает стране дополнительные валютные поступления. Таким образом, инжиниринг способствует международному разделению интеллектуального труда и внешнеэкономическому обмену инновациями. Классификация инжиниринговых компаний представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Классификация инжиниринговых компаний
Инжиниринг включает в себя проектно-консультационную, подрядную и управленческую деятельность.
Проектно-консультационная деятельность связана с выполнением заказов на технико-экономические исследования и обоснование развития новых производств, сооружения и реконструкции промышленных объектов. Инжиниринговые компании осуществляют разработку проектов, технических условий международных и внутренних торгов, проводят экспертизу и испытания образцов, консультируют заказчиков при выборе поставщиков, контролируют выполнение подрядчиками контрактных обязательств и участвуют в принятии готовых объектов.
Инжиниринговые фирмы могут осуществлять функции генеральных поставщиков и генеральных подрядчиков при поставках комплектного оборудования и при сооружении объектов, в том числе при их строительстве «под ключ».
Управленческая деятельность инжиниринговых фирм связана с предоставлением ими услуг по организации производственной структуры и административного управления, планированию производства, маркетинговым исследованиям рынков, организации статистического учета и отчетности.
Различаются следующие виды инженерно-технических услуг, каждая из которых может быть предметом самостоятельной деятельности:
- консультативный инжиниринг (проектирование объектов, разработка планов строительства и реконструкции и контроль за проведением работ);
- технологический инжиниринг (предоставление заказчику технологий, разработка проектов по энерго- и водоснабжению, транспорту и др.);
- строительный (общий) инжиниринг (поставка оборудования, техники, выполнение строительно-монтажных работ).
Различные виды инжиниринговой деятельности предопределили появление следующих групп инжиниринговых компаний: инженерно-консультационных, инженерно-строительных, консультационных по вопросам организации и управления и инженерно-исследовательских.
Сервисные организации осуществляют поддержание качества продукции от изготовителя до ее потребителя, обеспечивая простоту, надежность и экономичность ее испытаний, упаковки, транспортирования, монтажа, гарантийного обслуживания. Ремонтные организации призваны осуществлять техническое обслуживание и ремонт продукции, так как послегарантийное техническое обслуживание и ремонт главные условия реализации потенциальных возможностей продукции.
СИТ могут специализироваться по отраслям знаний (естественные, технические, гуманитарные и общественные науки) и по отраслям народного хозяйства, в которых они функционируют (наука и образование, информатика, промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство, производственная и социальная инфраструктура).
Субъекты ИД работают с продуктовыми, ресурсными, процессными или документальными инновациями, которые находят как внутреннее, так и внешнее применение (продажа, обмен). Различаются виды эффекта, на которые преимущественно ориентируются СИТ: коммерческий (экономический), научно-технический (открытия, изобретения и др.), экологический, социальный или интегральный.
Разнообразны организационно-правовые формы СИТ в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации:
- индивидуальное предпринимательство для физических лиц;
- хозяйственные товарищества и общества;
- производственные кооперативы;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия;
- некоммерческие организации (ассоциации, союзы и т. п.). СИТ являются национальными, если они и их филиалы размещены в одной стране; транснациональными, если их филиалы размещены в нескольких странах, и межнациональные, когда в их состав входят организации других стран.
По периоду действия субъекты ИД могут быть временными или постоянными, а по юридическому статусу — юридически самостоятельными или юридически несамостоятельными.
В зависимости от размера различаются малые, средние и крупные СИТ.
К крупным СИТ относятся корпорации, представляющие собой добровольное объединение независимых промышленных предприятий (ПП), научных, проектных, конструкторских и других организаций с целью повышения эффективности любого вида деятельности на основе коллективного предпринимательства.
В свою очередь, корпорации могут входить в более сложные организационные структуры — ФПГ, холдинговые компании, транснациональные корпорации (ТНК) и консорциумы.
Стратегический альянс (СА) — другая организационная форма, объединяющая СИТ. Ее отличительная особенность — межфирменная кооперация корпораций на проведение комплекса сложных работ по всему инновационному циклу, включая коммерциализацию полученных результатов. Участники соглашения разделяют финансовый риск между собой при разработке и освоении радикальной новой продукции, технологий, изобретений. Коммерческий эффект достигается благодаря высокой маневренности в кооперации, сокращению инновационного цикла создания новшеств, высокой степени автоматизации ТПП новых видов продукции, быстрого распространения инноваций.
Мотивом к созданию СИТ выступает возможность получения учредительского дохода. Первоначально капитал СИТ формируется за счет собственных средств учредителей (изобретателей, рационализаторов, разработчиков, ученых, менеджеров) и внешних заемных средств. На этапе выпуска новшеств на рынок предприятие может выпустить на фондовом рынке свои акции для получения дополнительных денежных ресурсов для расширения деятельности. Эмиссия акций приносит учредителям предприятия учредительский доход. В результате эмиссии акций малое рисковое предприятие может превратиться в наукоемкую корпорацию.
Особой, функционирующей в рамках крупных предприятий, формой ИД является интрапредпринимательство, представленное структурными единицами, самостоятельно реализующими инновационные проекты в условиях, приближенных к тем, которые существуют в малом инновационном бизнесе.
Малые СИТ функционируют в условиях повышенного риска, связанного с узкой номенклатурой производимой ими продукции и выполняемых услуг, отсутствием необходимой ресурсной обеспеченности и высокими затратами на специализированное оборудование, оплату высококвалифицированного труда специалистов и др. Сдерживают рост количества СИТ и слабая инфраструктура инновационной предпринимательской деятельности. Сдерживающие факторы заставляют малые предприятия специализироваться в основном на стадии НИОКР. Однако эти работы менее дорогие, по сравнению с освоением или распространением новшеств, производством новой продукции. Для охвата больших стадий ЖЦ продукции малые предприятия должны расширяться, превращаясь в крупные комплексные фирмы, или интегрироваться в крупные организации.
Таким образом, СИТ, специализирующиеся в области реализации научно-технических новшеств в производстве, связаны с выполнением консультаций, проектированием, поставкой и монтажом оборудования, пусконаладочными работами и др. Коммерческий характер их деятельности вытекает из того факта, что занятые в этом виде деятельности предприятия и организации производят продукцию не для собственных нужд, а для удовлетворения растущего спроса на инновационный труд со стороны третьих организаций. Это предопределяет как товарную природу их результатов, так и реализацию продукции через сферу обмена на рынке инноваций, и вызывает необходимость исследования содержания и особенностей функционирования этого института инновационной сферы.
Классификация субъектов инновационной деятельнсти приведена на рисунке 2.2.
Структура ИД СИТ
При рассмотрении структуры СИТ будем использовать концепцию системного подхода, учитывающую три критерия: соответствие структуре ИП, реализуемого в Российской Федерации и определяющего внешнюю инновационную среду; соответствие структуре ЖЦ инновации (ЖЦИ), отражающей все трансформации инновации — от возникновения идеи до потребления новой продукции; соответствие внутренней среде СИТ, действующей в инновационной среде.
Рисунок 2.2 - Классификация субъектов инновационной деятельности
Инновационный процесс заключается в операциях преобразования инновации от идеи до массового выпуска инновационного продукта и его потребления. Предметом ИП является не только инновация, но и сопровождающие ее на всех этапах преобразования инвестиции. Инвесторы принимают прямое участие в формировании инноваций и управлении ими. Таким образом, предметами ИП являются неразрывно связанные между собой инновации и инвестиции.
Субъектами ИП являются:
- государственные органы, обеспечивающие федеральные и региональные цели, запускающие и регулирующие ИП, ответственные за формирование действенных механизмов продвижения инноваций и государственно-рыночную ориентацию этих механизмов;
- новаторы, создающие идеи, прототипы, технологии; инвесторы, финансирующие рисковый ИП, заинтересованные в его положительном результате и участвующие в процессе;
- предприниматели, открывающие свое дело и берущиеся за совершенно новое производство;
- потребители, приобретающие инновационную продукцию, использующие ее в своей деятельности и повышающие свой потенциал и конкурентоспособность. Они осуществляют три основные функции: новаторскую, коммерческую (инвестиционную) и предпринимательскую (инноваторскую).
Процесс создания ИП можно разделить на пять основных фаз:
- новаторскую (создание идей — открытия, изобретения, предложения);
- инновационно-коммерческую (доведение идей на основе государственной и коммерческой поддержки до производства — отбор идей, создание новых конструкторских прототипов и технологий производства);
- инновационно-предпринимательскую (предпринимательская ответственность за открытие нового дела; подготовка и осуществление нового производства; отбор инновационных проектов, мелкосерийное производство, массовое производство, сегментное производство, имитационное производство);
- инновационно-потребительскую (потребление продукции);
- инновационно-сервисную (сервисная поддержка продукции у потребителя).
Выделяют пять укрупненных стадий ЖЦИ:
1. Исследования — создание идей, их аккумуляция, конкурсный отбор и формирование предложений для коммерческого использования и продвижения.
2. Создания опытных образцов — отбор предлагаемых идей-предложений, превращение идей в действующие прототипы и добавление к прототипам технологии производства, предложение инновационных проектов инвесторам.
3. Производства — отбор инновационных проектов, выпуск новой продукции.
4. Распространения — государственное, корпоративное и рыночное распространение инноваций.
5. Рутинизации инновации.
На рисунке 2.3 представлена принципиальная схема прохождения ЖЦИ.
На стадии исследования академическими и отраслевыми НИИ и КБ, вузами, научно-производственными объединениями (НПО), предприятиями, отдельными специалистами и коллективами делаются открытия, изобретения, оформляются патенты, выдвигаются предложения. Новые идеи должны находиться под постоянным вниманием лиц, заинтересованных в их продвижении, которое должно организовать прежде всего государство.
На стадии создания опытных образцов идеи превращаются в действующие конструкторские прототипы (создается в рамках ОКР конструкторская документация, изготавливаются опытные образцы, проводятся испытания и эксперименты). Далее к прототипам добавляются разработки (НИР) технологии производства. Оба этапа выполняются на конкурсной и коммерческой основе.
Рисунок 2.3 - Принципиальная схема прохождения ЖЦИ
На стадии производства выделяют прежде всего два этапа. Первый этап — выпуск новой продукции в малых тиражах, так называемое единичное производство. Второй этап — выпуск новой продукции в мелкосерийных тиражах. К двум этапам добавляются производство дифференцированных видов продукции и технологий и организация выпуска имитаций инновационного продукта.
На стадии распространения инновации продукцию мелкосерийного производства приобретают передовые предприятия-потребители, желающие сохранять сильные конкурентные преимущества. Дифференцированные технологии военного и двойного назначения на особом сегментном рынке приобретают те, кому нужна продукция определенного свойства и назначения. Имитации приобретают потребители с ограниченными финансовыми возможностями или не имеющие доступа к зарубежной продукции. Кроме рыночного распространения продукции следует указать еще два: распространение государством и распространение внутри СИТ. Также следует отметить способы передачи инноваций, например: передача нового оборудования потребителям через лизинг; передача новой передовой технологии через франчайзинг.
На стадии рутинизации в процессе потребления инноваций организации и индивидуальные потребители приобретая новинки, втягиваются в ИП. Процесс разделяется на следующие этапы:
- внедрение (когда преодолевается сопротивление новому в организации и принимают решение переходить к использованию
инновации);
- опытное освоение нового;
- закрепление нового в технологии, принятой в организации;
- закрепление элементов нового в культуре и полное растворение признаков новизны в жизни и поведении сотрудников, в результате чего их компетенция приобретает новое качество, и так до следующей новинки. На этой стадии решающую роль играет сервисная поддержка новой продукции.
Виды и роли субъектов в ИП в его предпринимательской части: в начале ИП стоят авторы идей, далее идут организации, осуществляющие преобразование, распространение и рутинизацию инноваций. Такие организации в ИП выполняют четыре роли, отражающие их различное поведение в создании продукции И конкуренции на рынках:
- виолентную роль (от англ. violent — сильный, интенсивный, яростный), характерную для крупных предприятий — виолентов, разрабатывающих инновационный продукт, выходя на серийный рынок со своей новой продукцией, опережая конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба. В России к ним можно отнести крупные комплексы оборонной и гражданской промышленности;
- патентную роль (от англ. patient — терпеливый, настойчивый, комбинирующий, допускающий варианты), заключающуюся в приспособлении к узким сегментам широкого рынка, отвечающим потребностям специфических потребителей за счет дифференциации продукции и технологий и последующего сегментирования рынка. Это крупные и средние предприятия — патиенты, разрабатывающие инновационный продукт с уникальными характеристиками;
- эксплерентную роль (от англ. to explore — исследовать, изучать, выяснять, разведывать), означающую, что в качестве главной функции ставится исследование рынка и, как следствие, выход на рынок с новой продукцией, захват части рынка на ее первых этапах становления. Такие предприятия называются эксплерентами. Их назначение — отбирать многообещающие при реализации перспективные инновационные проекты, действующие конструкторские прототипы продукции и технологий (или что-нибудь одно из них) и открывать рисковое дело, т. е. организовывать производство нового инновационного продукта, чтобы первыми выйти на рынок и благодаря начальному монопольному положению на нем получить свою прибыль. Это, как правило, вновь возникающие предприятия малого инновационного бизнеса, а также предприятия среднего уровня, специализирующиеся на доведении перспективных идей до продукции;
- коммутантную роль (от англ. commutation — замена, коммутация, связь, переключение), состоящую в приспособлении к условиям спроса местного рынка, заполнения ниш, по тем или иным причинам не занятым виолентами и патиентами, в освоении новых видов продукции и услуг после появления новых техники и технологий, имитируя новинки и тем самым продвигая их до самых широких слоев потребителей. Это предприятия-коммутанты. Такую роль чаще всего играют многочисленные малые предприятия, но исполнять эту роль могут различные предприятия, включая средние и даже крупные.
С учетом рассмотренного следует уточнить содержание этапов создания и распространения.
1-й этап — создание новшества. Здесь возможны два пути. Первый — создание нового вида продукции в порядке текущего и планируемого прогресса и развития организации. Крупное предприятие (в дальнейшем — виолент), используя свои большие ресурсы, базу НИОКР, создает новую модель продукции. Таким образом проявляется так называемая виолентная (силовая) инновационная стратегия развития.
Второй путь — пионерный, когда небольшое опытно-исследовательское предприятие (эксплерент) создает радикальное прорывное новшество, что можно считать началом эксплерентной стратегии.
2-й этап — мелкосерийное тиражирование. В основном это удел эксплерента, так как, во-первых, его новшество уникально и требуется более тщательная проверка рынка, а, во-вторых, самое большее, что может сделать эксплерент — это перейти к серийному тиражированию.
3-й этап — серийное тиражирование. Его проводит в основном предприятие-виолент. Это относится и к собственным разработкам, и к разработкам эксплерентов, которые не в силах вывести продукцию на массовое тиражирование. Эксплеренты, как правило, на этом этапе поглощаются виолентами.
4-й этап — дифференциация. К продвижению новинки подключаются многие, в том числе крупные и средние предприятия, но конкурировать по данному виду продукции прямо с виолентом они не могут, поэтому уходят в нишу, организуя свой сегмент рынка через дифференциацию. Это нишевая, или патиентная, стратегия.
Патиенты тем самым развивают инновацию, продвигают ее до
потребителей.
5-й этап — имитация. Серийному рынку, на который попало новшество, присуще такое явление, как имитация новинки. Воспроизведение многих качеств новинки с потерей несущественных элементов, но по доступной цене рождает спрос еще более широких слоев потребителей. Тем самым новинка все быстрее и шире распространяется в потребительский сектор. Функцию имитации берут на себя многочисленные небольшие предприятия-коммутанты. Они связывают многих потребителей с инновациями.
6-й этап — обслуживание. Новая продукция (технология) создает потребность в массе новых услуг. Сектор услуг является неотъемлемой частью инфраструктуры ИП. Обслуживание новшеств также ложится на многочисленных коммутантов, так как никакому виоленту не справиться с потоком заявок на обслуживание новой продукции.
На рисунке 2.4 показаны роли предприятий в процессе распространения инновации.
Рисунок 2.4 - Роли предприятий в процессе распространения инновации
Обобщенная модель СИТ представлена на рисунке 2.5.
Выделяют 20 систем инфраструктуры, поддерживающих ИД на государственном и частном уровнях, перечень и содержание которых представлены в таблице 2.1.
Стадию исследования должны поддерживать система проведения экспертиз и система защиты интеллектуальной собственности. Стадию создания опытных образцов дополнительно должны поддерживать системы испытаний и управления качеством, материально-технического обеспечения (МТО) конструкторской, технологической и производственной поддержки. Стадию производства также должны сопровождать указанные системы инфраструктуры. Стадию распространения обязательно должна поддерживать система маркетингового обеспечения, так как на этой стадии инновации проходят через рынок и попадают к потребителю. Наконец, стадия рутинизации поддерживается специальной системой сопровождения сервиса (рисунок 2.6).
Рисунок 2.5 - Обобщенная модель структуры инновационного типа
Распределение систем инфраструктуры по блокам и элементам СИТ приведено на рисунке 2.7.
Таблица 2.1 - Системы инфраструктуры, поддерживающие ИД
Государственные системы | 1. Система поддержки ИД на федеральном уровне. Организация федеральных фондов поддержки ИД (производственные инновации, малое предпринимательство, бизнес-инкубаторы и т. п.). Законодательная поддержка. Экономическая поддержка. Создание государственных учреждений содействования. Помощь инвесторам в организации бизнеса, основой которого являются высокие технологии (создание пути от денег к продукции). Продвижение конкретных продукции и технологий на рынок (создание пути от продукции к деньгам) |
2. Система поддержки ИД на академическом и отраслевых уровнях . Оценка инновационного потенциала научных и учебных учреждений. Отраслевые программы создания новых продукции и технологий. Отраслевые инновационные организации содействия в оборонной отрасли, судостроении, машиностроении, химической отрасли | |
3. Система поддержки ИД на региональном уровне. Мониторинг инноваций и прогнозирование инновационного развития (ИР). Портфель полностью законченных и пригодных для производства научно-технических разработок. Региональные инновационные программы. Региональный фонд поддержки инновационных программ. Региональные организации содействия | |
Системы инвестиционной экономической и правовой поддержки | 4. Система инвестиционной (финансовой поддержки) ИД. Создание инвестиционного климата на федеральном, отраслевом, региональном и корпоративном уровнях. Создание и поддержка страховой деятельности в области инновационного инвестирования. Система венчурных фондов. Подготовка инновационных проектов для инвестирования |
5. Система экономической поддержки | |
6. Система правовой поддержки | |
Системы научно-технической поддержки | 7. Система научно-технической и финансово-экономической экспертизы инновационных проектов. Создание системы экспертных отношений. Формирование групп и ассоциаций экспертов. Разработка процедур экспертизы. Проведение экспертизы в несколько туров. Отбор инновационных проектов для возможного инвестирования |
8. Система оценки интеллектуальной собственности и охраны авторских прав. Создание сети консультационных фирм по интеллектуальной собственности: по оформлению, оценке, охране, судебному сопровождению. Построение модели процесса управления интеллектуальными активами предприятия | |
9. Система испытаний и сертификации продукции на всех этапах ее создания и обеспечения качества. Система испытаний и организация испытательных центров. Система сертификации и организация сертификационных центров. Системы управления качеством и организация их оценки и внедрения | |
10. Информационно-аналитическая система поддержки ИД. Создание информационных баз по интеллектуальному и инновационному потенциалу предприятий, отраслей, регионов, страны. Создание сети информационных предприятий, обслуживающих инновационные организации. Проведение аналитических работ по состоянию инновационного потенциала предприятий и регионов. Организация обмена информацией между СИТ, регионами, инвесторами | |
11. Система подготовки и переподготовки кадров для ИД. Мобилизация вузов, институтов повышения квалификации, кадровых организаций по подготовке и переподготовке специалистов в области инновационного менеджмента. Подготовка методических и учебных материалов | |
Системы функциональной поддержки | 13. Конструкторская, технологическая и производственная поддержка ИД. Поддержка СИТ на всех этапах коммерческой и предпринимательской деятельности. Конструкторская поддержка СИТ, решившей использовать какую-либо идею для создания конструкторского прототипа. Технологическая поддержка СИТ, решившей использовать какую-либо идею и конструкторский прототип. Производственная поддержка (предоставление производственных площадей, оборудования, специалистов и рабочих) СИТ, решившего использовать какую-либо идею, конструкторский прототип и технологию |
14. Система маркетинговой, издательской и рекламно-выставочной поддержки предприятий. Проведение маркетинговых работ на всех стадиях ЖЦИ. Проектирование ценовой политики. Разработка рекламной стратегии и организация рекламной кампании. Организация сбыта. Издательская поддержка СИТ. Предоставление выставочных площадей и организация выставок | |
15. Система поддержки сервисно-инновационных служб. Мониторинг сервисных предприятий. Анализ их развития и разработка рекомендаций для повышения ИА. Организация системной поддержки сервисно-инновационных служб | |
16. Система организационной поддержки ИД. Организация деловых процессов (разработка технологий) в ИД. Развитие организационных форм ИД (организационных структур). Развитие корпоративной организационной культуры. Организация консультационной деятельности в области проведения инжиниринговых и реинжиниринговых работ для СИТ | |
17. Система управленческой поддержки ИД. Развитие систем управления СИТ в части формирования общего, функционального и проектного управления. Создание технологий в области целевого и стратегического планирования, организации, стимулирования, контроля, координации и регулирования | |
18. Система координации и регулирования комплекса инновационных служб и СИТ, привлеченных к реализации крупных программ. Отработка процедур координации большого круга участников по выполнению комплексных федеральных, отраслевых, региональных и корпоративных инновационных программ | |
19. Система мотивации участников ИП. Разработка систем мотивации участников ИП на всех уровнях: федеральном, отраслевом, региональном, корпоративном, фирменном | |
20. Система методологического обеспечения развития ИП на всех уровнях и всех форм. Разработка и обеспечение участников ИП методическими разработками в области организации и управления инновациями |
Рисунок 2.6 - Системы инфраструктуры, поддерживающие ИД на государственном и частном уровнях
Рисунок 2.7 - Распределение систем инфраструктуры по блокам и элементам СИТ
Значение инновационной активности состоит в том, что с ее помощью оценивается характер ИД. Инновационная деятельность прежде всего характеризуется содержанием, составом конкретных действий, совершаемых по определенной технологии, процедуре. Действия новатора, создающего новшество, являются частью общего ИП, отражающего ЖЦИ.
Общего потому, что кроме новатора необходима деятельность других субъектов ИП, совершающих действия на других стадиях ЖЦИ. Таким образом, существует определенное место данной ИД в структуре ИП. Его необходимо знать для организации как данной деятельности , так и всего ИП. Поэтому для описания ИА нужно и, пользовать такой ее признак, как место в структуре ИП.
Активность деятельности СИТ должна показать связь между намеченным содержанием деятельности и ее результатами. Эта связь объясняется поведением организации при реализации планируемых действий. С одной стороны, руководство организации намечает осуществить определенные действия по улучшению конкурентных позиций. С другой стороны, после совершения этих действий организация может иметь либо положительный (в разной степени), либо отрицательный (в разной степени) результат. Это объясняется их активностью. Именно различия в ИА объясняют разные инновационные результаты при одинаковых исходных условиях.
Характеристиками ИД СИТ, отражающими категорию «ИА», являются следующие:
- ИД должна носить стратегический характер, причем как в долгосрочной перспективе, так и в реальном масштабе времени. Стратегическая сторона обеспечит качественный подход к ИД;
- ИД должна носить тактический характер, т. е. она должна быть определена по последовательности действий и по их своевременности, что обеспечит требуемую по ситуации динамичность ИД, определенные темпы проведения необходимых действий и изменений, иначе такая ИД может быть просто ненужной и иметь негативные последствия.
На рисунках2.8 и2.9 отражена схема такого подхода.
В стратегическом плане ИА определяют следующими пятью частными показателями:
- качеством ИС конкуренции;
- уровнем мобильности инновационного потенциала;
- уровнем привлеченных инвестиций;
- уровнем методов, культуры, используемых при проведении изменений;
- обоснованностью реализуемого уровня ИА.
В тактическом плане ИА выражается двумя частными показателями:
- соответствием реакции организации характеру конкурентной стратегической ситуации;
- скоростью проведения стратегических инновационных изменений.
При этом основной задачей любой организации остается обеспечение и(или) сохранение конкурентоспособности организации и ее конкурентного статуса(КСП) в общей инфраструктуре.
В стратегической зоне хозяйствования КСП является результатом взаимодействия трех факторов:
- относительного уровня капиталовложений организации в ту или иную зону хозяйствования обеспечивающих КСП на основе эффекта масштабов выпуска отдельных видов продукции, а также эффекта масштабов деятельности организации в целом;
- конкурентной стратегии, которая позволяет разграничить позиции организации и ее соперников;
- мобилизационных возможностей организации. Эти возможности состоят в том, что стратегией обеспечивается эффективная поддержка на уровнях поиска и привлечения ресурсов, планирования и выполнения планов, а также поддержка в виде хорошо налаженной работы после того, как стратегия принята.
Рисунок 2.8 – Инновационная активность инновационной деятельности
Рисунок 2.9 – Показатели инновационной активности
Рассчитывается КСП по следующей формуле:
КСП=УК*СН*НВ (2.1)
где
УК — уровень капиталовложений;
СН — стратегический норматив;
НВ — норматив возможностей.
Обобщая представления, можно сказать:
- под УК понимается оптимальный объем инвестиций в стратегические проекты, в том числе инновационные, на рассматриваемый период времени;
- под СН понимается качество разработанной и обоснованной стратегии;
- под НВ понимается мобилизованный потенциал организации на эту стратегию.