Появление на территории Слободской Украины киммерийцев, скифов и сарматов
В первой половине II тыс. до н. э. на территории современной Слободской Украины обитали скотоводческие племена катакомбной культуры, известные по курганным погребениям у сел Малая Камышеваха, Шпаковка и Каменка Изюмского района, у с. Пески-Радьковские Боровского района и др. В середине II тыс. до н. э. катакомбную культуру сменила срубная, наиболее поздние памятники которой (VIII – первой половины VII в. до н. э.) принадлежат племенам киммерийцев. Поселения и курганные погребения срубной культуры раскопаны у г. Волчанска и у сел Шпаковка Изюмского, Васищево Харьковского, Любовка Краснокутского районов. В предскифское время в бассейне Северского Донца, наряду с племенами срубной культуры, появилось население своеобразной бондарихинской культуры, села и могильники которой выявлены около Изюма, у сел Тимченки Змиевского, Верхняя Писаревка Волчанского районов и в целом ряде других мест.
В энеолите и особенно в бронзовом веке происходит выделение племен, у которых основную роль в хозяйстве начинает играть скотоводство или земледелие, что приводит к первому крупному общественному разделению труда. Затем важную роль приобретает бронзолитейное ремесло, развивается обмен между общинами. Рост производительности труда и появление прибавочного продукта создают условия для возникновения частной собственности. Находки богатых погребений показывают, что в руках отдельных патриархальных семей накапливаются богатства, выделяется родоплеменная знать.
Большие изменения в жизни обитателей Слобожанщины произошли с началом железного века (VII—III вв. до н. э.). У скотоводческих племен степей Северного Причерноморья возникает первое государственное объединение – Скифское царство, в пределы которого входила и южная степная часть нынешней Слобожанщины. В то же время с Правобережья на территорию лесостепного Левобережья и далее на восток до Среднего Дона продвигались земледельческие племена.
Сновную массу населения в VII-III вв. до н. э. составляли меланхлены, и лишь, на севере, по рекам Мерла и Коломак, обитали, видимо, будины. Известно много поселений этого времени, в т. ч. более 25 городищ, укрепленных деревянными стенами, земляными валами и рвами. Археологи исследовали селища у сел Островерховка и Черемушная Валковского района, городища у г. Люботина и сел Великая Гомольша Змиевского, Караван и Циркуны Харьковского районов. Племена лесостепной и степной Скифии достигли значительных успехов в земледелии и скотоводстве, их ремесленники использовали железо и сталь. Развивается регулярный обмен не только между ближайшими племенами, но и с отдаленными городами Северного Причерноморья. Одновременно в общинах увеличивается имущественное и социальное неравенство.
Из-за Дона в степи Северного Причерноморья во II в. до н. э. вторглись сарматские племена. Не позднее начала нашей эры они проникли и на лесостепную территорию Слободской Украины. Курганные и бескурганные сарматские погребения обнаружены у сел Раздольное Змиевского, Бунаково Лозовского, Мечебилово Барвенковского, Любовка Краснокутского районов, у г. Балаклея и в других местах. Особенно возрастает количество сарматских памятников в бассейне Северского Донца во II-IV вв. Этнический состав местного населения в это время становится весьма пестрым. Уже во II-III вв. в степях рядом с ираноязычными аланами появляются тюркоязычные болгары. Почти одновременно, во II – на рубеже IV-V вв. здесь жило население Черняховской культуры. Раскопки поселений и могильников черняховской культуры произведены у сел Пересечное Дергачевского, Войтенки Валковского, Павлюковка Краснокутского районов и в других местах.