Лекция 17. Факторы, влияющие на динамику потребления и сбережения
1. Теория потребления Кейнса.
2. Инвестиции.
3. Фискальная политика.
4. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
Главные положения теории Кейнса (теории потребления):
1. Главный фактор, определяющий величину потребления - доход (Yd);
2. Предельная склонность к потреблению всегда >0 и <1, 0<MPC<1;
3. В краткосрочный период по мере роста теневого дохода средняя склонность к потреблению (APC)- убывает, а средняя склонность к сбережению (APS) - возрастает. Затем APC стабилизируется, т. к. на величину потребления кроме этого фактора влияют и другие.
Величины потребления и сбережения относительно стабильны, если государство не предпринимает специальных действий по их изменению, в том числе через налогообложение.
Инвестиции - долгосрочные вложения капитала в различные отрасли внутри страны и за ее пределами, с целью получения прибыли.
Основные типы инвестиций:
1. Производственные (в основной капитал): производственные здания, сооружения и т. д.
2. Инвестиции в товарно-материальные запасы.
3. Инвестиции в жилищное строительство.
Основной источник инвестиции - сбережение.
Роль инвестиций в экономике:
1. Благодаря им происходит накопление капитала предприятия, создание базы для расширения производственных возможностей страны и экономического роста.
2. Изменение их доли (15-16%) в совокупных расходах вызывает основные макроэкономические сдвиги и рост ВНП.
Превращение сбережений в инвестиции затруднено по следующим причинам:
1. Несовпадение мотивов сбережения и мотивов инвестиций. Мотивы инвестиций:
a) максимизация чистой нормы прибыли;
b) реальная ставка процента, учитываемая при составлении планов инвестиций.
2. Влияние иных факторов, обуславливающих динамику инвестиций:
a) ожидание нормы чистой прибыли;
b) реальная ставка процента;
c) уровень налогообложения;
d) изменение технологии производства;
e) наличный основной капитал;
f) экономические ожидания;
g) динамика совокупного дохода.
Функция инвестиций:
i = e - dR + gY,
где e - автономные (не связанные с величиной д хода) инвестиции определенные внешними экономическими факторами, dR - зависимость от ставки ссудного значения, d - эмпирический коэффициент чувствительности инвестиций к динамике ставки процента, R - реальная ставка процента; gY - связь с величиной дохода (стимулирование инвестиций), g - предельная склонность к инвестированию = Di (изменение инвестиций) /Dy (изменение дохода).
Планируемые расходы - это сумма, которую экономические агенты планируют истратить на товары и услуги. Реальные расходы отличаются от планируемых на величину незапланированных инвестиций в товарно-материальные запасы.
Рис. 31. Реальные и планируемые расходы
Точка А - это точка макроэкономических расходов, в которой величины планируемых и действительных расходов равны, а также S = i.
В точке А, где реальный и планируемый расход (доходы) равны планируемым, достигается равенство планируемых и фактических инвестиций и сбережений, и устанавливается макроэкономическое равновесие.
Это обеспечивает мультипликативный эффект, заключающийся в том, что однократное изменение автономных расходов A = D(C2 + i + G +Xn) порождает многократное изменение ВНП. Здесь i - инвестиции, C2 - автономные расходы, G - государство.
Равновесный уровень выпуска может колебаться в соответствии с изменениями величины любого компонента совокупных расходов.
Приращение любого компонента автономных расходов вызывает большое приращение совокупного дохода Dy благодаря эффекту мультипликатора, в основе которого лежит превращение расходов одного экономического агента в доходы других в каждом следующем цикле кругооборота, т. е. однократное изменение автономных расходов A = D(C2 + i + G +Xn) порождает многократное изменение ВНП.
Мультипликатор автономных расходов - это отношение изменения равновесного ВНП к изменению любого компонента автономных расходов.
mc = DУровн./ DА; mi = DУровн./ Di; mG = DУровн./ DG;
Мультипликатор инвестиций - это числовой коэффициент, который показывает размеры роста ВНП при увеличении объема инвестиций.
Мультипликатор - это фактор экономической нестабильности, усилитель колебания деловой активности, вызванного изменениями в автономных расходах.
Задача бюджетно-налоговой политики - создание системы встроенных стабилизаторов экономики, которая ослабила бы мультипликативный эффект путем относительного снижения предельной склонности к потреблению (MPC).
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это меры производства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение решения главных макроэкономических проблем.
Инструменты фискальной политики - государственные расходы и налоги.
Последствия фискальной политики:
1. Стимулирующий (фискальная экспансия): в краткосрочный период для преодоления циклического спада экономики предполагается увеличение государственных расходов, снижение налогов, или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде снижение налогов может привести к расширению предприятием факторов производства и росту экономического потенциала.
2. Сдерживающий (фискальная рестрикция): для ограничения циклического подъема экономики предполагается снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочном периоде это может снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В долгосрочном периоде растущие налоги могут снизить совокупное предложение, и проявить стагфляцию. Затяжная стагфляция при неэффективности управления государственными расходами ведет к разрушению экономического потенциала, особенно в экономике переходного периода, в том числе и в России.
Меры фискальной политики сопровождаются эффектом мультипликации государственных расходов, налогов и сбалансированности бюджета.
mT = DУровн./ DT; mG = DУровн./ DG, где Т - налоги.
Мультипликатор Т слабее G, но действует быстрее.