Факторы, влияющие на поведение потребителя

Важным моментом понимания потребителя является оценка факторов, определяющих поведение потребителя.

1. Факторы культурного порядка (культура, субкультура, общественные классы)

2. Социальные факторы (референтные группы, роли и статусы, семья)

3. Личностные факторы (тип личности, образ жизни, экономическое положение, род занятий и т.д.)

4. Психологические факторы (мотивация, восприятие, усвоение, убеждение, отношение)

 

На рынке потребитель сталкивается с бесчисленным количеством товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою "потребительскую корзину", т.е. набор товаров, который обладает для него определенной полезностью. Это первое правило потребительского поведения.

Потребительская корзина — это совокупность товаров и услуг, выбранных покупателем и обладающая для потребителя определенным качеством. Каждой потребительской корзине соответствует некоторое число , называемое совокупной полезностью.

Записывается потребительская корзина как:

где: — количество товара; — число товаров в экономике.

Потребительская корзина является основой для минимального потребительского бюджета, тогда под ней понимается не только набор товаров и услуг, объективно необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека, но и оценка этого набора в действующих ценах.

Полезность, являющаяся целью потребления, представляет собой свойство экономических благ удовлетворять потребности, приносить удовольствие, удовлетворение от потребления.

В экономической теории различают общую (совокупную) и предельную полезность.

Общая полезность есть совокупное удовлетворение, получаемое в результате потребления данного количества товара или услуг за данное время.

С ростом количества блага, которым располагает потребитель, растет общая полезность, но при этом темп увеличения общей полезности замедляется. Если благо, удовлетворяющее потребность в еде (т.е. пищу), разделить на три части, первую часть условно обозначить 10 ед., то при добавлении второй части полезность увеличится до 18, но не до 20 ед., так как интенсивность удовлетворения потребности уменьшается (ведь 10 ед. уже потреблены и чувство голода уже не такое острое). После третьей части полезность увеличится уже до 24 ед. и т.д. Добавление последующих частей в конечном итоге приведет к достижению определенного пика, после которого общая полезность начнет убывать. Изменение общей полезности отражается в показателе предельной полезности.

Предельная полезность — это дополнительная полезность, получаемая от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени.