Лекция 4. Цены

 

1. Рынки. Структура рынка. Виды рынков. Основные факторы рынка.

2. Цена, ее значение. Рыночный механизм цен.

3. Рыночная конкуренция. Форма конкуренции. Методы конкурентной борьбы.

4. Монополия. Основные признаки монополизма. Основные виды монополии. Естественная и искусственная монополии. Монопольные союзы. Основные модели рынка.

5. Трансакционные издержки. Поток товаров и доход.

 

Структура рынка.

Современная экономика - это постоянное движение массовых потоков товаров, денег, доходов, перемещающихся с целью взаимного обмена. Непрерывность и масштабность обмена зависит от денежных доходов, сформировавшихся в относительно обособленные рынки денег и ценных бумаг.

В целом это единый поток, но каждый вид товаров - это относительно обособленный рынок. Рынок - это совокупность сделок купли-продажи товаров.

Основные виды рынков:

1. Рынки товаров и услуг:

а) товаров потребления (продукция);

б) услуг (быт, транспорт, коммунальные);

в) жилья и зданий произвольного назначения.

2. Рынки фактического производства:

а) недвижимость;

б) орудий труда;

в) сырья и материалов;

г) энергетических ресурсов;

д) полезных ископаемых.

3. Финансовые рынки:

а) капиталов (инвестиций);

б) кредиты;

в) ценных бумаг;

г) валютно-денежные.

4. Рынки интеллектуального продукта:

а) инновации, изобретения, информационные услуги и т. д.

5. Рынки рабочей силы.

6. Региональные рынки:

а) международные;

б) региональные.

Сегментация рынка (разделение рынка на рыночные сегменты) - представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования.

Сегмент рынка - часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенного общего признака.

Сегменты рынка делятся по следующим основным признакам:

1. Географически:

а) по регионам (север, центральные районы, Урал, Сибирь, Дальний Восток);

б) по административному делению: республика, край, область, район, город;

в) по плотности населения: город, сельская местность;

г) по климату (умеренный, континентальный, субтропический, морской).

2. Демографически:

а) группировка населения по возрасту;

б) по полу;

в) по размеру семьи;

г) по уровню дохода;

д) по профессиональному составу;

е) по религиозной принадлежности;

ж) по уровню образования.

3. Психографически:

а) по социальному составу (низкий, средний, высокий, очень высокий достаток);

б) по стилю жизни (богемный, элитарный, молодежный, спортивный);

в) по личным качествам (амбициозный, авторитарный, импульсивный).

4. Поведенческий признак:

а) приоритет товаров носит случайный характер;

б) поиск выгод при покупке;

в) статус постоянного (или случайного) клиента;

г) эмоциональное отношение к продукции (положительное, безразличное, негативное).

 

Основные функции рынка:

1. Посредническая.

2. Ценообразующая.

3. Информирующая.

4. Регулирующая.

5. Стимулирующая.

6. Оздоравливающая.

7. Дифференциация товаропроизводства (расслоение).

 

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие отдельных ее элементов. Элементы (факторы) рыночной системы:

1. Производитель и потребитель.

2. Экономическая обособленность, обусловленная частной или смешанной формой собственности.

3. Цены, складывающиеся в результате взаимодействия спроса, предложений и рыночной конкуренции.

4. Спрос и предложение - важнейшие элементы, обеспечивающие связь между производителем и потребителем материальных благ.

5. Конкуренция обеспечивает максимальные прибыли, и на этой основе расширение масштабов производства.

6. Товарные биржи, основы оптово-рыночной торговли.