Происхождение рун
Вопрос о происхождении рун относится, прежде всего, к соответствующим научным дисциплинам. В связи с этим здесь используется метод научного познания. Но об ограниченности этого метода в изучении вопросов, напрямую связанных с магией мы уже говорили (см. раздел 2). Так или иначе, применение научного подхода при рассмотрении вопроса, связанного с происхождением рун в подавляющем большинстве случаев неразрывно связывают с возникновением и эволюцией письменности. Поэтому, за редким исключением, историю появления и эволюции рунических знаков исследователи связывают с письменностью, часто игнорируя магическое применение рун. Мы же, основываясь на магической практике, вправе предположить, что появление и начертание рун и руноподобных знаков на разных предметах, прежде всего, связано с их магическими значениями.
Поэтому при рассмотрении вопроса о происхождении рун нам придется внести в результаты чисто научных исследований свои коррективы. Какие именно? Нам известно два момента.
1. Для рун и руноподобных геометрических знаков магического назначения определяющее значение имеет визуальное их изображение, рисунок.
2. В связи с магическим назначением изображений не имеет смысла заострять внимание на надписях, имеющих ярко выраженную функциональную принадлежность к письменности. А первостепенное внимание следует обращать на предметы, обозначаемые археологами как предметы культа или как украшения. А также как предметы, назначение которых достоверно не установлено.
Именно с этих позиций попробуем рассмотреть имеющиеся данные археологии и смежных дисциплин.
По мнению Антона Платова, который в среде рунических магов не нуждается в отдельном представлении, первый руноподобный объект относится к позднему (нижнему) палеолиту. Речь идет о «Межиречском знаке», изображении на черепе мамонта, найденном на территории Украины (Межирич). Находка датируется 18 – 19 тыс. лет назад (Рис. 14).
Ниже приведено описание, цитируемое по работе И.Г. Пидопличко:
«Большой интерес представляет выполненный красной охрой культовый рисунок на лобной части черепа мамонта. Этот череп во время раскопок найден при входе в жилище. Лежал он лобной частью вниз (что способствовало сохранению рисунка в пределах квадратов 2 и 3. Композиция рисунка и его расположение свидетельствуют о том, что этот разрисованный череп находился при входе в жилище в вертикальном положении, будучи вкопанным в землю максиллярной частью. Рисунок размером 30 х 30 см представляет собой набор сплошных ломаных линий (ширина – 8 – 10 мм), выходящих из одного места и располагающихся кустообразно. Всего таких линий тринадцать, не считая некоторых коротких, не сплошных. Между сплошными линиями
группами расположены округлые пятна диаметром 8 – 12 мм. Пятна плохо сохранились, однако 31 пятно поддается опознанию. В отношении семантики рисунка высказаны различные мнения, однако наиболее вероятным допущением является то, которое определяет этот рисунок как изображение огня. Рисунок расшифровывается как полуреалистическое изображение языков пламени и искр»
Рис. 14. Межиричский знак.
Далее, находки, сделанные в Индии.
Печати из Мохенджо-Даро .
III—II тыс. до н. э.
Стеатит. Размеры:
1) 2,4 x 2,4 х 0,53 см; (Рис. 15 а).
2) 2,65 x 2,7 х 0,83-0,86 см (Рис. 15 б).
Национальный музей, Исламабад. http://artclassic.edu.ru
а) б)
Рис. 15. Печати из Мохенджо-Даро
а) На квадратной печати изображен трехглавый зверь, сочетающий в себе черты трех важных культовых животных — быка, единорога и антилопы. Животное могло символизировать то или иное божество, либо обозначать природную стихию или время года.
б) На квадратной печати изображен бог в виде обнаженного мужчины с тремя лицами, сидящего на троне в позе йога. На руках у него браслеты, на голове — замысловатый головной убор. По сторонам рогов, украшающих головной убор божества, изображены пять символов. Из середины головного убора поднимается ветвь священного фигового дерева с тремя листьями. Руки, увешанные браслетами (семь на левой и шесть на правой) покоятся на коленях. Пятки божества плотно прижаты друг к другу, ступни выступают за края трона.
И еще. Цитируется фрагмент работы «Происхождение и расселение современного человека», П. М. Долуханов, доктор географических наук, заслуженный профессор Ньюкаслского университета (Великобритания), www.inauka.ru :
«Датировки в пределах 120—60 тыс. лет были получены для фрагментов скелета человека современного облика на нескольких памятниках Южной Африки. При раскопках пещеры Бломбос на южном побережье ЮАР в слое, возраст которого превышает 70 тыс. лет, был выявлен набор перфорированных раковин Nassarius kraussianu, а также две пластины из охристого материала, покрытые сложным геометрическим орнаментом. Любопытно, что весьма схожий орнамент встречается на памятниках верхнего палеолита Восточно-Европейской равнины, таких как Тимоновка, Межирич, Елисеевичи-1 и Юдиново» (Рис. 16).
Рис. 16. Находка из пещеры Бломбос, Южная Африка.
Как видим, находки предметов с изображениями руноподобных объектов характеризуются тем, что они чрезвычайно разбросаны как в пространстве, так и во времени.
Но и это еще все. В систематизированном виде археологические находки с изображением руноподобных объектов приводятся в пока еще не законченной работе кандидата исторических наук Валерия Косарева http://kosarev.press.md/ , где, в частности, в разделе «От знака к тексту» имеется его работа «Долгая дорога в рунах» http://kosarev.press.md/Runesmenue.htm .
В работе в систематизированном виде приведены именно научные, т.е. фактические данные о хронологии и географии находок предметов с руноподобными изображениями. Здесь под термином «древнейший», разумеется, ни в коей мере не может подразумеваться раннее средневековье, к которому обыкновенно относят момент появления рун Старшего Футарка. В связи с этим представляется необходимым привести некоторые дополнительные сведения.
Во-первых, по принятой в археологии периодизации (числа справа от названий археологических периодов – это годы до н.э.):
1. Палеолит 2 750 000 – 10 000
1.1. Нижний (ранний) 2 750 000 – 100 000
1.1.1. Олдувай 2 750 000 – 700 000
1.1.2. Др. Ашель 800 000 – 300 000
1.1.3. Ср. Ашель 350 000 – 100 000
1.1.4. Мустье 120 000 – 40 000
1.2. Верхний (поздний) 40 000 – 10 000
2. Мезолит 10 000 – 5 000
3. Неолит 6 000 – 2 000
Во-вторых, приведу также некоторые термины, поскольку автор рассматриваемой научной работы вкладывает несколько иной смысл в категорию «руны»:
«В данном исследовании рассматриваемые знаки (signs) подразделены на дописьменные – праруны (prerunes), знаки архаических письменных систем – руны (runes) и современные письменные знаки, независимо от системы (иероглифическая, силлабическая, фонетическая) – литеры (letters). Между первыми двумя категориями выделяются проторуны (protorunes) – переходные символы, функция которых неясна, но которые, безусловно, предшествовали ранним письменным знакам – рунам»
Как видно из приведенной на следующей странице таблицы, наши далекие предки начали изображать руноподобные знаки еще в раннем палеолите. Практически сразу, как только научились рисовать и обрабатывать разные предметы.
На систематизированных рисунках можно увидеть вполне современные руны Старшего Футарка:
3. Teiwaz.
4. Thurisaz, возможно Wunjo.
7. Gebo.
12. Thurisaz.
16. Fehu, Algiz.
17. Gebo, возможно просматривается Laguz.
21. Kenaz.
22. Gebo.
24. Gebo, Hagalaz.
26. Трудно понять, несколько похоже на Kenaz, Laguz.
27. Eihwaz, возможно Sowulo.
31. Teiwaz, возможно Laguz, Wunjo, Ansuz.
Про руну Isa и говорить не приходится…
А теперь приведем описания соответствующих фрагментов таблицы:
3. Знаки оружия или нанесения удара («стрелки», «копья»). Изображались близ пораженного зверя или на нем. Верхний палеолит, Франция. Крупно изображены аналогичные знаки на фигурке животного из пещеры Истюриц, Франция. Здесь видно, что это вряд ли изображения стрел, дротиков или копий.
4. Клавиформы, по А. Столяру. Палеолит Западной Европы.
7. Слева вверху – косой крест на изваянии головы, нижний палеолит: Гросс Пампау, Германия, 200-300 л. н., эпоха H. erectus. Левее – косой крест и дуга, мустье, время неандертальцев. Ниже по центру – косой крест с каменного «знака лона», верхний палеолит Франции, H. sapiens. Еще ниже – крестовидно-антопоморфная фигурка, составленная из пятен (dots).
12. Авиаформы и клавиформы. Некоторые неидентифицированы. Схожие начертания мы встречаем и в историческое время, в том числе у айнов.
16. «Лапы зверя», видимо, знаки опасности. Ориньяк – солютре, гл. обр. Франции. Внизу справа: знак в форме «трезубца» рядом с живописным изображением охрой головы быка, из пещеры Ляско, Франция; возможно, тот же символ.
17. Неидентифицированные знаки в рамках одного сюжета, верхний палеолит Франции.
21. Нарезки на стилизованной женской фигурке из Мезина, павлов, верхний палеолит.
22. Знаки на бусах из оленьих клыков (Сен Жермен ла Ривьер, Франция, верхний палеолит) очень похожи на систему счета. На некоторых из них крест сочетается с прямыми насечками, на других нанесены насечки без креста, их число варьирует.
24. Гравировки на охре, Африка, 77 тыс. л. н. Здесь различимы некоторые знаки, которые дошли до наших дней в начертаниях букв разных алфавитов.
26. Гравировки из Бильценслебена, Германия, средний ашель, Homo erectus.
27. V- и W-образные гравировки из Бачо Киро, Болгария, мустье, неандертальцы.
31. Мужские (α), женские (β) и общие знаки (α + β) палеолита по А. Леруа-Гурану.
Как видим, отдельные графические изображения пришли в наше время практически в неизменном виде со времен Ашеля. Так или иначе, примерно половина Старшего Футарка имеет возраст, исчисляемый сотнями тысяч лет.
Но, как оказалось, и это еще не все… Но сначала небольшая справка:
Камень – интерес к камню восходит к очень древним временам. Он сопровождал
человека с его первых шагов. Об этом говорят коллекции манупортов на стоянках олдувайской культуры. Манупорты - это просто необработанные камни, принесенные человеком за десятки километров. История человечества начинается с изготовления человеком первых каменных орудий (ок. 3 млн. лет назад). 2,6 млн. лет назад датируется одна из самых древних стоянок Гона в С.-В. Африке. (Матюшин Г.Н. Археологический словарь. - М.: Просвещение: АО "Учеб. лит.", 1996. - 304 с.)
Теперь небольшой фрагмент из работы В. Косарева:
«Ко времени нижнего палеолита, точнее – к олдувайской эпохе, относятся первые символические манупорты, многие из которых можно отнести к разряду lusus naturae – «каприз природы». Древнейшие люди по каким-то определенным критериям выделяли их среди других естественных предметов, попадавшихся им на глаза, и приносили на стоянки. Трудно сказать, как и для чего они их хранили и применяли, но эти сборы и коллекции не были случайными.»
И еще:
«Особый класс символических манупортов, чаще всего никак не дорабатываемых, составляют обломки камней и гальки, на которых различаются изображения, отчетливо напоминающие будущие руны и литеры.»
Рис. 17. Манупорты.
Разумеется, не может быть и речи о том, чтобы делать какие-то утверждения, которые, на мой взгляд, при рассмотрении столь чудовищного интервала времени просто были бы неуместными. Но согласитесь, уж очень все это напоминает… вполне современные наборы рун. Только вот интервал времени составляет, по-видимому, не менее 3 000 000 лет, что, конечно, не может не поразить всякое воображение. Кстати, викканцы, на основании тех же работ В. Косарева тоже выдвинули предположение о невероятной древности Викки (на мой взгляд, вполне обоснованное): http://girin.livejournal.com/16650.html
Не исключено, что выяснятся столь же древние корни некоторых других магических систем. Ну а касательно магии рун можно предположить (разумеется, только предположить), что некие чудовищно древние аналоги современных наборов рун могли существовать еще три миллиона лет назад, когда гоминиды (еще даже не люди в современном понимании) не умели еще ни обрабатывать камни, ни их раскрашивать. Просто собирали и хранили камни, в том числе с определенными рисунками. Нельзя также исключить, что зарождение рунической магии и мантики (да, мантику тоже нельзя исключить) зародилось еще в то немыслимо далекое время.
Однако все это ставит под большое сомнение эгрегориальную теорию магии рун (а возможно, Викки и некоторых других магических систем). Действительно, трудно предположить, чтобы гоминиды выбирали камни с определенными природными узорами на них затем, чтобы затем, на протяжении поколений наполнить силой и информацией изначально «пустые» объекты в сфере духа. Гораздо более правдоподобной выглядит обратное предположение – о том, что гоминиды знали, чувствовали, что за определенными геометрическими изображениями скрываются объекты невероятной силы. Этим можно объяснить поиск, перенос и хранение манупортов, А также (значительно позднее) рисование простеньких геометрических знаков.
Но в этом случае нам придется сделать другое предположение – о том, что рунический эгрегор не имеет ту природу, которая описана в теории эгрегоров в ОТМ. Вернее, не соответствует действительности только лишь гипотеза о происхождении этого эгрегора – вначале энергетически и информационно «пустые» рунические знаки постепенно, тысячелетие за тысячелетием, накапливали в себе силовой и информационный потенциал, который мы наблюдаем в настоящее время. Более правдоподобной выглядит гипотеза о том, что стоящие за рунами чудовищные энергоинформационные объекты… были всегда. По крайней мере, не менее 2,5 – 3 миллионов лет назад.
Приведу еще одну цитату из работы В. Косарева:
«В этом исследовании я пытаюсь показать единое, панойкуменное происхождение протознаков (или прарун), восходящих к эпохе нижнего палеолита. Вид и значение первобытных символов изначально определялись коренными свойствами психики гоминид. Подобно тому, как функциональное назначение орудия определяло схожесть форм; независимо от места изготовления или социобиологических особенностей местной людской популяции, примерно так же формы символических знаков, которые выражали «первобытную концепцию» и даже «перцепцию», основанную на подсознательных ощущениях и связанных с ними сакральных представлениях, в любой географической точке оказывались идентичными или близкими по начертанию.
Создание символических знаков, как многих других артефактов, было в первобытности деянием эвристическим, «правополушарным», продуцируемым подсознанием»
Не менее убедительно В. Косарев показывает географическую всеобщность рунических знаков. Это видно из нижеследующей таблицы.
В этой таблице использованы следующие сокращения:
НВП – нижний и верхний палеолит;
ДКИ – древнекитайские иероглифы;
ДТюР –древнетюркские руны;
ДТиР – древнетибетские руны;
ПТ – петроглифы Тэмии;
ПИ – петроглифы о. Итуруп;
JOM – различные знаки эпохи Дзёмон;
ИЭП – знаки икуниси и других этнографических предметов айнов.
Таким образом, ответить на вопрос о происхождении самих рун, рунического эгрегора и магии рун не представляется возможным. Ибо само время их происхождения теряется в глубине доисторических эпох, восходит к самому «утру» человеческой расы. Точнее даже еще дочеловеческой…
***