Древние надписи
Изображение рун
Для того, чтобы убедиться в правильности изображения рун, воспользуемся двумя источниками информации. А именно:
1) древними надписями;
2) результатами исторических исследований.
Нужно отметить, что надписей, выполненных Старшими рунами, найдено не так уж много. В основном нас будут интересовать надписи, содержащие все руны Старшего Футарка. Чаще всего речь идет о трех предметах, содержащих такие рунические надписи. Ограничимся приведением фотографий этих трех артефактов.
1. Килверский камень. 350 – 400 лет н.э. (Рис.8).
Рис. 8. Фрагмент Килверского камня с руническим рядом.
2. Камень из Брезы. Примерно VI век н.э. (Рис.9).
Рис. 9. Фрагмент камня из Брезы.
3. Брактеат из Вадстены. Примерно V век н.э. (Рис. 10).
Справка: Брактеат (лат. bractea - жесть, нем. Brakteat, Holfpfennig) – серебряная монета, чеканившаяся на тонком монетном кружке лишь с одной стороны (верхним штемпелем), так что рисунок на ней получался на аверсе выпуклым, а на реверсе - вогнутым. (Нумизматический словарь. 4-е издание. / Зварич В.В. / Львов, 1980) .
Рис. 10. Брактеат из Вадстены.
Относительно последней надписи представляется необходимым привести некоторые дополнительные пояснения.
Дело в том, что для рунических надписей допускалось три вида последовательности написания отдельных символов.
Во-первых, слева направо, т.е., так, как мы пишем и читаем в настоящее время, используя кириллицу или латиницу. Предшествующий символ находится слева, а последующий справа.
Во-вторых, справа налево, т.е. с нашей привычной точки зрения надпись выполнялась «наоборот». Однако при этом, как видно из рис. 10, изображения рун отражались зеркально. Или, другими словами, поворачивались на 180 градусов вокруг своей вертикальной оси. Таким образом, руны и при первом, и при втором способе написания следующие друг за другом руны «смотрели друг на друга» одинаковым образом.
Наконец, третий, комбинированный способ написания – это бустрофедон. Дадим точное определение.
Бустрофедон (греч. bustrophedon, от bús — бык и strépho — поворачиваю), способ письма, при котором первая строка пишется справа налево, вторая — слева направо, третья — снова справа налево и т.д. Бустрофедон пользовались в критском, хеттском, южно-аравийском, этрусском и греческом письме.
Для наглядности приведем пример написания первыми двумя способами известного сакрального слова из трех рун – Ancsuz, Laguz, Uruz.
Слева направо (руны в «обычном» положении):
Справа налево (руны в «зеркальном» отражении):
Собственно, как раз вторым способом рунический ряд изображен на брактеате из Вадстены (Рис. 10). Рунический ряд начинается примерно «на девяти часах» (т.е. соответствует положению часовой стрелки в этот час, если условно представить брактеат в качестве циферблата часов) и читается против хода часовой стрелки. Если круговую надпись «распрямить», то получим именно такую надпись (справа налево). Но при этом изображения рун тоже будут «отзеркалены».
Поскольку встречаются как прямые, так и «зеркальные» способы написания одних и тех же сочетаний рун (сакральные слова), можно предположить, что магическое действие прямых и «зеркальных» рун было одинаковым. Немногочисленные данные практикующих операторов о применении «зеркальных» рун скорее подтверждают сделанное предположение.
Совсем другие результаты можно ожидать при использовании перевернутых рун. Т.е., рун, изображение которых можно получить поворотом плоскости рисунка на 180 градусов. Или, что то же самое – поворотом изображения на 180 градусов вокруг горизонтальной оси, перпендикулярной плоскости рисунка.
Например, Uruz:
– прямое начертание,
– перевернутое начертание.
Однако должен признаться, что сам всегда использовал лишь прямое положение. Т.е. такое, как в предыдущем разделе.
При этом можно предположить, что при использовании отдельных рун «зеркальное» их изображение не должно приводить к отличию магического смысла руны по сравнению с «прямым» изображением. Чего нельзя сказать о последовательном написании двух и более рун. В последнем случае нужно учитывать направление следования рун друг за другом. Однако нас пока интересует написание отдельных рун. Поэтому рассмотрим еще второй источник информации.