ЛЕКЦИЯ ДЕВЯТАЯ. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.
Мировая система и процессы глобализации.
К концепции модернизации примыкает и другая известная постмарксистская концепция – «теория мировой системы» американского социолога Иммануила Уоллерстайна, изложенная в 1970-е гг. Эта теория стала современной версией теории империализма. Ее основные положения состоят в следующем[24].
1) История человечества прошла три стадии:
- "минисистем" – относительно небольших, экономически самодостаточных единиц с четким внутренним разделением труда и единой культурой (от зарождения человечества до эпохи аграрных обществ);
- "мировых империй" – объединивших множество ранних "минисистем" - "мировых систем" ("мировой экономики") – с XVI в., когда государство как регулирующая и координирующая сила уступает место рынку.
2) Возникшая капиталистическая система обнаруживает колоссальный потенциал к расширению. Внутренняя динамика и способность обеспечивать изобилие товаров делают ее привлекательной для масс людей.
3) На этой стадии происходит иерархизациямирового сообщества: в нем выделяются три уровня государств: периферийные, полупериферийныеи центральные. Зарождаясь в центральных государствах Западной Европы, капитализм достигает полупериферии и периферии (Азии, Латинской Америки, Африки). Страны периферии поставляют сырье и дешевую рабочую силу.
В конечном счете с крушением командно-административной системы в бывших странах социализма весь мир постепенно начинает объединяться в единую экономическую систему.
Глобализация – исторический процесс превращения мира в единую экономическую систему, обладающую общими характеристиками. Глобальная экономика – это единая система хозяйства, объединение рынков капитала, валют и товаров. В процессе глобализации границы между государствами постепенно исчезают. Капитал направляется туда, где есть наибольшая отдача от инвестиций.
Глобализация сопровождается следующими социальными процессами .
(1) Распространение электронных средств массовой информации и их влияния, грозящее уничтожить национальную культуру.
(2) Исчезновение различий между «высокой» и «низкой» культурами, связанное с распространением т.н. «массовой культуры».
(3) Стили одежды и поведения становятся всеобщими.
(4) Английский язык становится главным в международном общении.
Вопросы:
1. Понятие, уровни и функции социального контроля.
2. Девиантное поведение.
3. Основные подходы к пониманию природы криминальной личности.