Вертикальная планировка городских территорий.

Размещение учреждений коммунально-бытового обслуживания.

Планировка детских садиков.

Вокруг участка должно быть ограждение высотой 2 м. Детские игровые площадки располагаются отдельно для каждой группы, площадь для детей до 3 лет не менее 150 кв.м., от 3 до 7 лет не менее 180 кв.м.. Форма площадки должна позволять воспитателю наблюдать за всеми детьми. На каждой площадке устраивают навес, совмещенный с ветрозащитной стенкой и скамейками для чтения. К площадкам дорожки шириной 1-1,5 м, по кратчайшим расстояниям и без проходных площадок. Площадки должны быть с песочницами и с устройствами для изучения пдд. Вокруг всех площадок сооружают дорожку для катания на велосипедах, санках, лыжах. Кроме игровых сооружают физкультурную площадку 250 кв.м., на ней либо плескательный бассейн 25-30 кв.м. и глубиной 0,25-0,5 м. Если детей более 250 – открытый бассейн глубиной 0,8 м (перед ним ванночка для мытья ног глубиной 0,25 м). Ручейки для пускания корабликов (возможны). На территории располагают хозяйственный двор, со стороны хоз. подъезда, с подсобными помещениями. На хоз. дворе располагают площадка для мусоросборников с навесом, для сушки белья, и разворотная площадка для транспорта. Неподалеку располагают площадку для животных и птиц. По возможности располагают огородик.

Ориентация окон помещений:

помещение ориентация для зоны севернее 45° с.ш.
оптимальное допустимое
групповая и игровая столовая Ю ЮВ, В
для музыкальных и гимнастических занятий Ю б/о
спальня и веранда В б/о
палаты изоляторов, комнаты для заболевших детей Ю б/о
кухня С кроме Ю и ЮЗ

Растения на участке детского сада – без колючек и ядовитых плодов.

 

Планировка школьных участков.

Радиус обслуживания: 750 м для общеобразовательных,500 м для начальных классов. Размер территории: для начальных 0,2-0,5 га, для неполных средних 1,2-1,7 га, для средних 2-4 га, для школ-интернатов 2-2,5 га. По расчету на одного жителя квартала 0,9-1,2 кв.м. участка при реконструкции и 2,2 кв.м. – при новом. На одного учащегося 11-15 кв.м. при реконструкции и 16-17 при новом строительстве. Требования по расположению, как и в детском саду. Здание школы должно быть правильно ориентировано, т.е. свет должен быть в первую половину дня.

 

помещение климатические районы I, II, III
оптимальное допустимое
Классные комнаты, кабинеты, лаборатории Ю, В, ЮВ не более 25% на ЮЗ, З
Кабинет черчения, рисования СВ, СЗ б/о
Лаборатория биологии Ю В, ЮВ, З, ЮЗ

Вокруг участка ограждение не менее 1 м, вдоль него посадка деревьев и кустарников. Вокруг здания на расстоянии не менее 8 м проезд шириной 3,5 м.

Зонирование территории:

- физкультурно-спортивная: 2 часа в неделю на каждый класс;

- учебно-опытная зона: для занятий по биологии, плодовый сад, теплицы с парниками и площадки для занятий по географии и астрономии; общая площадь 1690 кв.м.;

- зона отдыха: отдельные площадки для групп 1-4 класс, 5-8 класс, для группы продленного дня и площадки отдыха площадью от 1200 до 1950 кв.м.;

- хозяйственная зона: примыкает к выходу из пищеблока к складским и производственным помещениям, площадка для разворота транспорта (не менее 12х12 м), для мусоросборников и сарай.

Ширина дорожек: основные к входу и к спортзоне – 3 м, между зонами 2,25 м, между площадками внутри зоны 1,5 м. На территории площадки и пешеходные потоки должны быть строго разделены; площадки для занятий по астрономии и географии должны быть изолированы.

 

Планировка территорий общественных учреждений.

Подходы должны быть озеленены и распланированы для удобства посетителей. Если учреждение встроено в здание другого назначения, то следует к нему предусмотреть независимые подходы и площадку отдыха у основного входа.

Клубы (ДК): организуют площадку для посетителей по 0,15 кв.м. на посетителя, из них выделяют три зоны: зона отдыха, зона спорта, детская зона. Кроме того автостоянка. Все площадки связываются прогулочными дорожками, перед входом различные стенды и декоративные малые формы.

Кинотеатры: планировка должна обеспечить одновременные, независимый и удобный подход и выход зрителей между сеансами. Для этого используют площадку с замощением 0,2 кв.м. на человека. По границе тротуаров и проезжей частью деревья, цветники.

Предприятия общепита и бытового обслуживания. Пешеходная доступность 500 м. Планировка участка предполагает две зоны: для посетителей включает площадки отдыха, сезонной торговли, летних кафе и отдельно стоящих кафе; хозяйственная зона. Главная цель бытового обслуживания устройство зон для отдыха и распределения пешеходных дорожек.

 

Назначение: привести естественный рельеф к состоянию наиболее благоприятному для общего решения строительства, путем изменения рельефа за счет срезки или подсыпки и смягчения уклонов.

С помощью вертикальной планировки сооружают уличную сеть и обеспечивают отвод поверхностных вод.

Классификация рельефа для целей градостроительства:

  1. Благоприятный:

а. Спокойный (i=0-4 ‰)

б. Ровный (i=4-30 ‰)

  1. Неблагоприятный

а. Пересеченный (i=60-100 ‰)

б. Сильнопересеченный (i=100-200 ‰)

в. Очень сильнопересеченный (i>200 ‰)

г. Горный

Строительство при неблагоприятном рельефе ведется в исключительных случаях, т.к. требует значительных масштабов вертикальной планировки и приводит к высоким затратам. При благоприятном рельефе стоимость вертикальной планировки составляет 2-3% от стоимости всего строительства.

Цель вертикальной планировки – максимальное сохранение естественного рельефа (принцип балансирования земляных масс). При объемах работ свыше 1 500 000 м³ применяется взрывные методы, свыше 1 000 000 м³ - гидромеханизация, при небольших объемах – землеройная техника.

Методы вертикальной планировки

Проект вертикальной планировки может выполняться в 1 стадию при несложных объектах, или в 2 при всех остальных. На 1-й стадии принимают основные решения и определяют объемы земляных работ, на 2-й – конкретные решения и разрабатывают проектную документацию.

  1. Метод проектных профилей

На план местности через 20-200 м наносят сетку. На сетке в обоих направлениях выполняют условные сечения профилей, как существующие, так и проектные.

Соотношение масштабов:

1:10 продольный

Вертикальный 1:50, 1:100

Горизонтальный 1:500, 1:1000

1:2 поперечный

Вертикальный 1:100

Горизонтальный 1:200

Метод трудоемок и не очень точен, используется в основном для линейных объектов.

  1. Метод красных отметок

На геоподоснову в масштабе наносится планировочное решение. Затем наносятся характерные точки (пересечение улиц, углы зданий, перелом рельефа и углы площадок), между ними измеряется расстояние. Вычисляют черные отметки на точках.

Hx=Hб+(Hа-Hв)*l/L

Затем между всеми парами точек определяют существующие уклоны местности и сравнивают с предельными значениями, если уклоны не превышают допустимых – черные отметки принимают за красные, если превышают – выполняют корректировку.

  1. Метод проектных (красных) горизонталей

Находят уклоны по всем сторонам участка i= ∆h/l. Градуирую каждую сторону. Затем прямыми линиями соединяют точки с одноименными отметками.

  1. Графоаналитический метод

Методами математики строится аналитическая модель существующего или проектного рельефа. Высокая стоимость метода и необходимость высококвалифицированных кадров.

Элементы вертикальной планировки

  «+» Простота устройства, дешевизна «-» Дополнительные объемы земли, мероприятия по усилению «+» Экономия места, декоративность «-» Требует специального расчета, система водоотвода