Структура электронного правительства

Каждый гражданин страны независимо от национальной принадлежности и места проживания имеет равные права на активное участие в жизни информационного общества.

Хартия «О Глобальном информационном обществе», принятая саммитом «Большой восьмерки» на Окинаве, 2000 г.

Портал электронного правительства может предоставлять гражданам доступ к календарю местных событий, пресс-релизам, онлайновым службам новостей, имеющимся вакансиям, онлайновым справочникам, с помощью которых можно определить, к какому именно государственному чиновнику надо обращаться по конкретному вопросу и как с ним связаться. Благодаря этому достигается справедливый и ориентированный на нужды граждан подход к предоставлению государственных услуг.

Структура информационной системы государственных органов управления должна сочетать в себе технологии:

- интранет – для эффективной совместной работы государственных служащих;

- Интернет – общедоступные сервера, предоставляющие доступ к государственным услугам;

- контакт-центры – совмещенные с Сетью телефонные call-центры, позволяющие интегрировать услуги для тех, кто не имеет постоянного доступа в Интернет;

- почтовую службу – для рассылки материалов в письменной форме (извещения, страховые полисы и т. п.).

Используя модель правительственного портала, государственные организации могут предоставлять любой категории граждан комплексные, персонализированные услуги и информацию в соответствии с их интересами.

Сервер государственных служб должен обеспечивать выполнение четырёх главных функций:

1) регистрация. Служит начальным механизмом, обеспечивающим безопасный доступ к системе. Здесь осуществляется сбор и проводится проверка правильности информации о пользователе. Зарегистрировавшись, пользователь подписывается на доступные для него услуги;

2) «подтверждение личности» пользователя. Строится на базовых средствах безопасности и расширяет их на сферу практического использования системы. Это предполагает проведение аутентификации пользователя и обеспечение различных уровней безопасности, зависящее от важности производимой операции. Для этого используются различные технологии, начиная от простого идентификационного номера (ПИН-код), электронных цифровых сертификатов, и заканчивая более сложными технологиями (идентификации по голосу, сканировании сетчатки глаза и т.п.);

3) предоставление доступа к услугам. После того, как был пройден этап аутентификации, данные об интересующей пользователя операции направляются в одну из служб электронного правительства для обработки. Затем пользователь получает ответ на свой запрос;

4) обеспечение «обратной связи». Позволяет гражданину получить информацию о ходе рассмотрения его обращения, выяснить, какому чиновнику поручено заниматься решением данного вопроса и, при необходимости, обращаться к данному чиновнику напрямую через механизмы электронной почты, телеконференций или записаться на приём. Важная задача, решаемая в рамках реализации «обратной связи» – оперативное информирование граждан об обстоятельствах, имеющих первостепенное значение в их повседневной жизни, а также получение жалоб на нарушение прав граждан.

На основе технологий электронного правительства у государственного сектора появляется возможность для более качественного и оперативного выполнения своих обязанностей в следующих стратегических областях:

- выполнение основных государственных функций. Как отдельные люди, так и частные компании могут непосредственно взаимодействовать с государственными структурами, заполняя различные формы, подавая налоговые декларации и даже голосуя по Интернету;

- управление взаимоотношениями с гражданами. Многие государственные службы, используя ИТ (например, CRM-системы), могут оказывать комплексные услуги и лучше «понимать» потребности граждан;

- управление знаниями. Экспертные системы на основе искусственного интеллекта и интернет-технологий позволяют повысить качество административной работы и сократить сроки её выполнения, автоматизировать обработку накапливаемой информации;

- управления государственными ресурсами. Годовой бюджет является ключевым инструментом выполнения практически всех стратегических задач государства. Весь бюджетный цикл – включая планирование, утверждение, реализацию, учёт денежных расходов и поступлений, а также закрытие счетов на конец года – должен поддерживаться единой интегрированной системой управления.

 

 


Рис. 36. Структура электронного правительства

Пример: Структуру сайта Администрации по закупкам Правительства Провинции Виктория (Австралия) можно считать достаточно детально проработанной и удобной для использования. На сайте имеются разделы, предоставляющие пользователям информацию по направлениям:

- Selling to Government – продажи (поставки) правительству;

- Tender Opportunities – условия, выполнение которых обеспечивает возможность участия в тендерах;

- About VGPB – о Совете по закупкам правительства штата Виктория;

- Policies and Guidelines – основные принципы и нормы;

- Site Map – Карта (содержание) сайта;

- Resources for Government Buyers – информационные ресурсы для покупателей – государственных организаций;

- Contracts Publishing System – система публикации информации о заключенных контрактах;

- Electronic Commerce – электронная коммерция;

- Electronic tender box – электронный ящик для подачи тендерных предложений.

Если автоматизация работы государственных служб получит соответствующее развитие, то, в перспективе, принятие важных законов можно будет осуществлять путем всеобщего тайного волеизъявления на федеральном правительственном портале. Там же каждый гражданин, неудовлетворённый каким-либо законом, сможет зарегистрировать свое мнение, и, при накоплении определённого числа отрицательных откликов, такой закон будет автоматически включён в повестку дня законодателей.

Информационное взаимодействие в секторе B2G может стать эффективным оружием в борьбе с коррупцией.

Без большого преувеличения можно сказать, что в случае успешного претворения в жизнь концепции электронного правительства изменится и сама природа власти.

Однако следует отметить, что в области электронной коммерции сектора B2G существуют трудно решаемые проблемы. Например, конфиденциальная информация, собираемая частными компаниями по заданию правительства, должна быть соответствующим образом защищена от незаконного её использования: частная компания, обеспечивающая выполнение функций платёжной системы во взаимоотношениях государства с гражданами и хозяйствующими субъектами, должна быть лишена возможности незаконного использования информации о платежах.

Эти трудности, впрочем, не являются специфическими для государственного сектора. Но в случае оказания посреднических услуг в процессе взаимодействия между государственными организациями и гражданами этот вопрос становится политическим и этическим. Доступ компаний посредников к частной информации граждан, зависимость государства от частных компаний, некоторые из которых вполне могут перейти в собственность иностранных инвесторов – все эти вопросы требуют своего решения.

 

3.1.4 Предоставление налоговой отчётности через Интернет

Невозможно переоценить важность системы сбора налогов для развития государства в целом. В настоящее время налоговым органам приходится оперировать огромными объёмами информации о налогоплательщиках, и без использования соответствующих ИТ создать эффективную систему управления этим процессом невозможно.

Все предприятия и организации регулярно предоставляют различную налоговую и финансовую отчётность в налоговые органы, пенсионный и другие фонды, казначейство и т.д. Эти данные, сформированные, как правило, имеющимися на предприятиях системами автоматизации бухгалтерского учёта, передаются в соответствующие контрольные органы на бумаге и проходят там ручную проверку и обратное преобразование в электронный вид, выполняемое силами сотрудников этих органов.

Современные компьютерные технологии позволяют организовать обмен информацией между налогоплательщиками и налоговыми органами по телекоммуникационным сетям. Это даёт предприятиям возможность сдавать текущую налоговую отчётность через Интернет. Существуют программные комплексы, специально ориентированные на передачу через Интернет налоговой отчётности.

Развитие современных интернет-технологий и технологий криптографической защиты информации, передаваемой по каналам связи, позволяет успешно решать задачу организации защищённого документооборота между предприятиями и государственными органами через Интернет.

Пример: Можно оценить объём документооборота, приходящегося на бухгалтерскую и статистическую отчётность. Для примера, рассмотрим Российскую Федерацию, на территории которой зарегистрировано около 2,7 млн. юридических лиц. Каждое из них в зависимости от рода деятельности сдаёт 1000—2000 листов бумаги по предприятию в год и ещё не менее 16 страниц на каждого сотрудника (отчёты в пенсионный фонд, фонд занятости, фонд медицинского страхования и т.д.). В совокупности по всей территории России это составляет около 7 млрд. листов формата А4, передаваемых в контрольные органы. Чтобы произвести такое количество бумаги, необходимо около 600 тыс. деревьев.

Система электронной налоговой отчётности позволяет уменьшить объём бумажного документооборота, сократить очереди в контрольных органах, автоматизировать проведение проверок, облегчить работу бухгалтеров, принципиально изменить характер предоставления отчётности и сбора налогов. Отчётность может предоставляться не поквартально, а автоматически в реальном масштабе времени, точно также может проходить уплата налогов, что влечёт за собой революционные изменения в налогообложении.

Пример: Создание портала налоговой службы США позволило сократить время, необходимое для обработки поступающей от налогоплательщиков информации, с 8 месяцев до 20–30 минут. В России в настоящий момент над аналогичным проектом работает Министерство по налогам и сборам. Планируется, что будущий портал даст возможность всем налогоплательщикам (как физическим, так и юридическим лицам) заполнять налоговые декларации в онлайне и объединит в общее информационное пространство все существующие сейчас 89 региональных управлений.

На практике предоставление налоговой отчётности через Интернет выглядит следующим образом. Допустим, налогоплательщику (физическому лицу) нужно отправить в государственное учреждение заполненную форму об уплате подоходного налога. Для этого он с помощью соответствующего интернет-приложения вводит данные в электронные формы. Информация снабжается ЭЦП налогоплательщика и передаётся на сервер государственных служб, который проверяет подлинность этой информации и направляет её в соответствующую систему Министерства по налогам и сборам.

Иначе обстоит дело с налоговой отчётностью юридических лиц. Поскольку структура отчётности гораздо сложнее и объём больше, требуется специальное ПО, возможно, интегрированное с бухгалтерской системой предприятия.

Например, для того чтобы получить возможность передавать данные по электронной почте в рамках проекта компании «Такском», предприятие должно предварительно установить на своем компьютере программный комплекс «Спринтер».

Далее, отчётные данные, созданные при помощи систем отчётности и заверенные ЭЦП, бухгалтер отправляет провайдеру системы «Спринтер». Тот протоколирует их в специальном журнале и передаёт дальше, в районное управление Министерства по налогам и сборам (МНС). Затем информационные службы налоговой инспекции проверяют правильность полученных отчётов и, если выявляют ошибки, рассылают отправителям отчётов соответствующие сообщения.

Рис. 37. Технология работы комплекса «Спринтер»

Описанная схема опирается на несколько бóльшее распространение на предприятиях средств электронной почты, нежели распространение средств непосредственного выхода в Интернет. Следует заметить также, что для обеспечения технологии передачи данных по электронной почте требуется меньшая мощность каналов связи.

Альтернативным вариантом обмену данными по электронной почте является сдача налоговой отчётности непосредственно в Интернете в режиме реального времени. В качестве примера можно привести проект екатеринбургской компании «СКБ Контур» (http://gni2000.skbkontur.ru) под названием «Передача данных в ГНИ через Интернет». В данной системе формы отчётности хранятся на сервере, установленном в региональном или местном управлении МНС, а информация, которую предприятия передают в налоговые органы, – в базах данных сервера. К этим базам данных для приёма отчётов в форме файлов система реализует веб-интерфейс, контроль правильности подготовленных отчётов и фиксация приёма отчётов ведутся в реальном времени.

Основой технологии «СКБ Контур» является подход, не требующий установки на компьютерах предприятий специального клиентского ПО для работы в системе: необходимое ПО находится на сервере, доступном через обычный браузер.

Одно из достоинств предоставления налоговой отчётности через Интернет состоит в том, что в серверную часть системы выносятся данные, которые могут изменяться (формы отчётности, форматы данных, справочники, программы проверки). Таким образом, решается проблема обновления системы и поддержки для всех клиентских версий программы одинаковой степени актуальности. Даже добавление новых форм отчётности не влечёт за собой необходимости перенастраивать систему: при очередном обращении к серверу клиент просто увидит ещё один пункт меню или получит изменённую форму для ввода отчётных данных.

Кроме того, на сервере в режиме реального времени проводится и проверка передаваемых данных в соответствии с последними требованиями, и фиксация приёма подготовленных отчётов, что снимает большое количество организационных проблем, неизбежно возникающих при использовании технологии электронной почты.

Системы подачи бухгалтерской отчётности через Интернет предусматривают работу с файлами входных данных определённого установленного формата. Задача фирм, производящих бухгалтерское ПО, заключается в том, чтобы их программы могли готовить данные в установленном формате. В результате пользователи не будут как-либо ограничиваться типом используемой у них системы бухгалтерского учёта.

Пример: Министерство налогов Дании ежемесячно обрабатывают 100 тыс. корпоративных отчётов. В министерстве используется ПО SAP Industrial Solution for the Public Sector Contract Accounting, позволяющее автоматизировать более 90% всех операций по обработке деклараций и отчётов по доходам.

Технология передачи налоговой отчётности по Интернету (клиент-серверная технология) более проста и эффективна. Она превосходит вариант передачи налоговой отчётности каналами электронной почты по гибкости и оперативности, легче может быть адаптирована к любым изменениям в законодательстве, существенно менее требовательна и к клиенту, и к службам налоговой инспекции.

Основные достоинства клиент-серверного подхода заключаются в следующем:

- нет необходимости установки и периодического обновления какого-либо ПО на предприятиях;

- существует возможность проверки поступающих от предприятий отчётов в режиме реального времени;

- существует возможность работы с полными серверными справочниками и классификаторами, объёмы которых делают невозможным распространение их по предприятиям.

Так как система электронной налоговой отчётности работает с данными единого установленного формата, не привязываясь к способам представления информации какой-либо из программ автоматизации бухучёта, то, будучи установленной на сервере контрольного ведомства, местного или регионального органа государственной власти, система облегчает как процесс предоставления отчётности предприятиям, так и процесс приёмки отчётов налоговыми органами. Взаимодействуя с единой программой, расположенной на сервере налогового ведомства, через веб-интерфейс, сотрудники бухгалтерий предприятий получают возможность предоставлять отчётность, не проводя время в очередях.

При введении системы электронной отчётности в эксплуатацию достигается следующий эффект:

- отсутствие необходимости в посещении налогоплательщиками контрольных органов;

- облегчение и автоматизация работы инспекторов;

- улучшение качества передаваемых отчётов;

- автоматизированное проведение налоговых проверок;

- исключение работы инспекторов по переносу информации с бумажных или магнитных носителей в БД государственных органов.