Понятие торгового (коммерческого \ предпринимательского) права в узком смысле

КРФ не содержит упоминания о торговом законодательстве (ст 71-72) => концепция частного и публичного права в РФ предполагает, что регулирование отношений в области торговли должно быть отнесено к разл отраслям права и законодательства. Концепция коммерческого права нашей кафедры состоит в том, что КомП не имеет формального обособления от ГП => будем повторяться с особенностями. Но и нормы публичного права устанавливают границы и пределы осуществления предпринимательской деятельности. Тем самым самостоятельного характера торгового права нет.

Прагматические последствия в том, что в РФ нет оснований для принятия торгового кодекса, ибо его принятие, как правило, является следствием проявления дуализма частного права (деление частного права на торговое и гражданское), а у нас нет его предпосылок. Основные принципы торгового права (свобода договора, строгость договорного обязательства и пр.), которые на Западе исторически развивались в рамках торгового законодательства, у нас укоренялись в рамках гр законодательства.

Причиной именно такого развития законодательства стало то, что в РФ отсутствовала сословная независимость и автономия купечества. За бугром существовало собственное торговое сословие с самостоятельным регулированием и даже юрисдикцией (коммерческие арбитражи), что и повлекло возникновение особой отрасли. У нас же до сер XIX крепостное право => даже самые богатые крестьяне оставались зависимыми от помещика, но гр оборот требовал укоренения принципов => они формировались в рамках ГП.

В 1992-93 создается рабочая группа для разработки предпринимательского кодекса, но нужды возвращаться к дуализму нет. Да и мировая тенденция аналогична: от торговых кодексов отказываются. На Украине наоборот, приняты 2 кодекса. Но у нас просто объективно происходит коммерциализация ГП.

Классификация торговой деятельности для целей правового регулирования

Общепринятое понимание торговли и товарного рынка должно быть ограничено отношениями по возмездной реализации вещей как материальных ценностей. Торговые отношения - отношения, складывающиеся на товарном рынке. Они возникают из торговых сделок, которые совершаются ради достижения двуединой цели: продажи и покупки товара, т.е. материальные ценности - изделия, имеющие потребительную стоимость и материальную форму. Не включается в товарный рынок оборот ценных бумаг, валюты. Не рассматривает Скворцов как отдельные сферы куплю-продажу ценных бумаг, отчуждение недвижимости и отчуждение продукции технического назначения (электроэнергия, тепло и пр ресурсы), ибо сие не рассматривается как товары. Понятие «товар» - только движимая вещь. А энергия – это вещь особая, требует особого регулирования.

 

Товарный рынок - это операции, которые опосредуют движение товаров от изготовителей к потребителям.

 

5 направлений:

1. Регулирование розничной торговли

2. Оптовая торговля

3. Биржевая торговля товарами

4. Поставка для публичных нужд

5. Внешнеторговая деятельность.

 

Система регулирования определяется системой торговли. Два сегмента: оптовая торговля и розничная торговля выделяются в основном по критерию цели приобретения товара.

Розничная торговля – разновидность предпринимательской деятельности, связанной с торговлей товаров на основе розничных договоров купли-продажи (НК), вид торговой деятельности, кот связан с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (ст 2 ФЗ О торговле), в т.ч. некоммерческими организациями, которые покупают эти товары для собственных нужд.

Оптовая торговля – разновидность торговой деятельности, целью которой является приобретение и отчуждение товаров для их использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным или подобного рода использованием. Форма этих отношений – договор поставки.

Применительно к розничной торговле особое регулирование получила торговля на розничных рынках. Розничный рынок – такой имущественный комплекс, который предназначен для осуществления деятельности по продаже товаров на основе свободно определяемых цен непосредственно при заключении договора. Выделяют:

· универсальные рынки – розничный рынок, на котором менее 80% торговых мест предназначено для продажи товаров одного класса. Номенклатура определяется фед органом исп власти.

· Специализированные рынки - розничный рынок, на котором более 80% торговых мест предназначено для продажи товаров одного класса.

· с\х рынки – специализированный рынок, на котором осуществляется продажа с\х продукции. Перечень такой продукции устанавливается Правительством РФ.

· с\х кооперативные рынки – такой с\х рынок, управление на котором осуществляется управляющие компанией, кот зарегистрирована в форме с\х потребительского кооператива.

 

Субъекты в качестве продавцов на розничных рынках: предприниматели, граждане, которые занимаются садоводством, огородством, животноводством. Договоры, заключаемые последними, по общему правилу не являются предпринимательскими и не могут квалифицированы как договоры розничной купли-продажи => нужно указать спец субъекта.

В России проводится принцип свободного доступа на товарный рынок любым субъектам предпринимательской и иной экономической деятельности, включая иностранных юридических лиц и иностранных граждан. Но по отдельным видам продукции в законодательстве устанавливаются специальные требования к субъектам, занимающимся их производством и реализацией: производство этилового спирта и пр.