Общая характеристика
Антимонопольное регулирование
ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года. Много основных понятий.
Конкуренция – соперничество хоз субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке (монопольно) воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Свобода для одних = ограничения для других.
Тем самым конкуренция – необходимый элемент рынка, основанный на свободе предпринимательства. Конкуренция – антипод монополизма в экономике. Монополизм вполне естественно рождается в условиях рынка и стремиться подавить конкуренцию => вне политики на ограничение монополизма рынок скукожится.
Товар понимается в ФЗ оч широко: и как услугу. Понятие «товарного рынка», кот охватывает не только территорию РФ (хотя закон естественно действует только на ней), учитывает товары иностранного производства.
Термин «группа лиц». Термин есть, понятия нет. А еще есть перечень тех субъектов (ситуаций), кот дают группу лиц в ст 9 ФЗ. В зарубежном же законодательстве присутствует критерий или какое-то понятие типа «совокупности хоз субъектов, действующих на едином рынке в едином эконом интересе». Такие критерии являются оценочными, но позволяют сие доказать в суде при всякой жизненной ситуации.
Группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:
Ø имеет в силу участия либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале
Ø ФЛ и ЮЛ, если ФЛ осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества;
Ø общества, в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа;
Ø одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо на основании учредительных документов этих хозяйственных обществ (товариществ) или заключенных с этими хозяйственными обществами (товариществами) договоров вправе давать этим хозяйственным обществам (товариществам) обязательные для исполнения указания;
Ø лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы;
Ø физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;
Установленные запреты на действия хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц.
«координация деятельности хоз субъектов» - согласование действий субъектов третьим лицом, не входящим в круг хоз субъектов, вне связи с ними. Такая координация – особый вид антирыночного поведения, ибо тоже может приводить к монополизации. Исключение – законодательство о СРО, кот обеспечивают для членов выход на рынок.
Согласованные действия хоз субъектов – к ним не относятся действия по соглашению, выраженные в письменной форме, или в устной, но с доказательствами. А при отсутствии документа – тоже антирыночная форма.
Доминирующее положение хоз субъекта – исключительное положение субъекта или группы лиц на рынке определенного товара, дающее им возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения данного товара или затруднять доступ на рынок др хоз субъектам, когда доля этого субъекта на рынке составляет 50% и более. Но субъект может доказать, что сие не создает доминирующего положения: например, с учетом импортного товара. В исключительных случаях можно доказывать доминирующее положение и при доле менее 50%, но всяко не менее 35%, если иное не предусмотрено ФЗ.
Положение субъектов естественных монополий априори доминирующее => доказывать не нужно. К ним применяется спец законодательство, направленное не на конкуренцию (она на соотв рынке невозможна), а на защиту прав потребителей.
Особые правила определения положения кредитных организаций и пр.
Хозяйствующий субъект – люб лицо, действующее в экономике: ИП, коммерческие ЮЛ, некоммерческие ЮЛ при осуществлении эконом деятельности, координирующие органы и пр.
Аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Аффилированные лица общества обязаны в письменной форме уведомить общество о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций. В случае, если в результате непредставления по вине аффилированного лица указанной информации или несвоевременного ее представления обществу причинен имущественный ущерб, аффилированное лицо несет перед обществом ответственность в размере причиненного ущерба.
Особые требования к фин организациям.
2 подхода к антимонопольному регулированию в мировой практике:
1. американская. Принцип запрещения монополии. Любые акты, огранивающие конкуренцию, запрещаются. Но некоторые акты в качестве исключения могут оцениваться на основе их разумного воздействия на конкурентную среду.
2. европейская. Принцип регулирования и контроля. Монополистическая деятельность принципиально допускается, если не нарушает свободы конкуренции. Каждый акт подлежит оценке на воздействие на конкуренцию. Для этого контроля существует система антимонопольных органов.
РФ в основном воспринят европейский опыт.
ФЗ регулирует отношения как на товарных рынках, так и рынке услуг: банковские, фин, кредитные и пр. Ранее существовало 2 закона: о товарном рынке и фин рынке. ФЗ учитывает специфику российской экономики при учете межд стандартов: наряду с ограничением монополизма хоз субъектов, существуют меры по ограничению гос монополизма. Государство имеет право вмешиваться в экономику, но на законном основании.
Иные нормы о защите: ст 9-10 ГК, ФЗ о ОПФ, ФЗ О рынке ценных бумаг (распределение видов деятельности между проф участниками, совмещение видов деятельности не допускается).