Методы публ организации предпринимательства
Классификации по разл критериям:
1. прямое и косвенное воздействие:
· Адм (прямое). Властные однозначные указания, директивное (прямое) управление. Эти методы необходимы, в первую очередь в кризисных ситуациях или военное время, когда необходимо обеспечить быстрое исполнение властной воли.
· Экон (косвенное). Создается определенная ситуация, кот заинтересовывает субъектов деятельность в нужном направлении: воздействие через потребности исполнителя. Например, устанавливается пошлина. Использование эконом методов не зразу приводит к желаемому результату, но их использование развивает самостоятельность лиц, кот в этих условиях действуют.
Например, ФЗ Об основах гос регулирования внешнеторговой деятельности. Ст 12: «Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования, мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности». Ст 20: нетарифные методы являются исключением.
Методы и средства для достижения публ интересов:
1. гос регистрация в сфере предпринимательства. Регистрация
§ ЮЛ и ИП,
§ сделок,
§ прав на имущество.
2. гос лицензирование в сфере предпринимательства. Задача: как можно больше сократить перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, передача функций контроля к СРО.
3. обеспечение конкуренции на различных рынках. Товарный, банковский, страховой. Обеспечение и защита конкуренции, запреты монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции. Но кроме прямых запретов используются и эконом методы: установление порогов величины активов, сделок и т.п.
4. гос поддержка малого предпринимательства. Создание условий для его деятельности: особые условия гос регистрации (уведомительный порядок по ряду сфер деятельности), особые льготные ставки по кредитам.
5. гос регулирование цен на товары. Ст 424 закладывает для этого возможность.
6. гос регулирование качества товаров, услуг. Обеспечивается по умолчанию условиями договора, но в целях обеспечение безопасности общества и потребителя требуется соблюдение мин уровня качества, что делается через технические регламенты и стандарты (не являются обязательными).
7. организация бух учета и отчетности.
8. налоговое и таможенное регулирование. Задачи пересекаются, но 2 разных вида.
9. приватизация и национализация. Тоже средство гос регулирования. Нет закона о национализации (ГК устанавливает, что она возможна только как возмездная). Государство, используя эти методы, регулирует вопросы социальные.
Различать понятия гос регулирования и гос контроля.
Гос регулирование – это и нормативное, и инд регулирование. Контроль же – иная функция государства – проверка на соответствие нормам права. ФЗ от 26 дек 2008 О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении гос контроля (надзора) и муниципального контроля. Контроль можно классифицировать по разным критериям:
1. сферам (аналогичные сферам регулирования: министерство регулирует, а служба - контролирует),
2. по формам
· Предварительный. Регистрация
· Текущий. Соответствие деятельности лицензии.
· Последующий. Например, платежи в фонды и бюджет.
Большинство предпринимателей действует по правилам. Но если члены общества не выполняют требования государства, то оно вправе прибегать к мерам принуждения (вместо мер убеждения). Это адм или уг нормы. КоАП, гл 14, УК гл 22.