Координация при различных взаимосвязях
Самоорганизующаяся команда Иерархия:
десять взаимодействий четыре взаимодействия
Рисунок 6.1. – Координация при различных взаимодействиях
2. Приспособляемость. Иерархические модульные системы способны развиваться гораздо быстрее, чем унитарные систем. Такая приспособляемость требует некоторой способности к декомпозиции: возможности каждой составляющей подсистемы действовать достаточно независимо по отношению к другим подсистемам. Деятельность одного подразделения не обязательно согласовывать с другим, можно добавить или избавиться от подразделений, не меняя организацию всей компании в целом.
Иерархия как контроль: бюрократия
Иерархия представляет собой эффективное решение проблемы координации и контроля в организациях. Административная иерархия, при которой власть локализуется на вершине пирамиды и делегируется сверху вниз, была базовой структурой больших организаций с древнейших времен.
Административные иерархии работаю на бюрократических принципах, которые описал Макс Вебер в конце XIX века:
1) специализация, осуществляемая посредством «систематического разделения труда», с четкой регламентацией и индивидуальной властью, ограниченной сферой рабочих обязанностей;
2) иерархическая структура подчинения, при которой «каждый нижестоящий сотрудник или подразделение подконтрольны или подчиняются вышестоящему»;
3) координация и контроль, осуществляемые посредством правил и стандартных операционных процедур;
4) стандартизация правил и норм занятости;
5) разделение менеджеров и собственников;
6) отделение людей от их рабочих мест, при котором организация определяется рабочими должностями и связанными и ними правами и обязанностями, а не людьми;
7) целесообразность деятельности регулируется законодательно закрепленными полномочиями;
8) формализация составления административных актов, решений и правил.
Бюрократическая форма организации является чрезвычайно формализованной; она устраняет большую часть особенностей, характеризующих человеческие сообщества и человеческое поведение: сотрудничество, инновации, индивидуальность, разнообразие. По этой причине бюрократические организации называют механистическими.
Механистические и органические формы
На протяжении почти всего XX века бюрократическая модель являлась доминирующей моделью организационной структуры.
В 1950-х и 1960-х гг. школа человеческих отношений признала, что сотрудничество и координации в организациях базируются в равной степени на социальных отношениях и бюрократии.
Исследователь идентифицировали две организационные формы:
· механистические формы, характеризующиеся бюрократией;
· органические формы, представлявшие менее формализованный тип организации, при котором координация базировалась на взаимном согласии, рабочие обязанности определить не столь узко, а паттерны взаимодействия характеризовались гибкостью и многосторонностью.