Координация при различных взаимосвязях

 

Самоорганизующаяся команда Иерархия:

десять взаимодействий четыре взаимодействия

Рисунок 6.1. – Координация при различных взаимодействиях

 

2. Приспособляемость. Иерархические модульные системы способны развиваться гораздо быстрее, чем унитарные систем. Такая приспособляемость требует некоторой способности к декомпозиции: возможности каждой составляющей подсистемы действовать достаточно независимо по отношению к другим подсистемам. Деятельность одного подразделения не обязательно согласовывать с другим, можно добавить или избавиться от подразделений, не меняя организацию всей компании в целом.

 

Иерархия как контроль: бюрократия

Иерархия представляет собой эффективное решение проблемы координации и контроля в организациях. Административная иерархия, при которой власть локализуется на вершине пирамиды и делегируется сверху вниз, была базовой структурой больших организаций с древнейших времен.

Административные иерархии работаю на бюрократических принципах, которые описал Макс Вебер в конце XIX века:

1) специализация, осуществляемая посредством «систематического разделения труда», с четкой регламентацией и индивидуальной властью, ограниченной сферой рабочих обязанностей;

2) иерархическая структура подчинения, при которой «каждый нижестоящий сотрудник или подразделение подконтрольны или подчиняются вышестоящему»;

3) координация и контроль, осуществляемые посредством правил и стандартных операционных процедур;

4) стандартизация правил и норм занятости;

5) разделение менеджеров и собственников;

6) отделение людей от их рабочих мест, при котором организация определяется рабочими должностями и связанными и ними правами и обязанностями, а не людьми;

7) целесообразность деятельности регулируется законодательно закрепленными полномочиями;

8) формализация составления административных актов, решений и правил.

Бюрократическая форма организации является чрезвычайно формализованной; она устраняет большую часть особенностей, характеризующих человеческие сообщества и человеческое поведение: сотрудничество, инновации, индивидуальность, разнообразие. По этой причине бюрократические организации называют механистическими.

 

Механистические и органические формы

На протяжении почти всего XX века бюрократическая модель являлась доминирующей моделью организационной структуры.

В 1950-х и 1960-х гг. школа человеческих отношений признала, что сотрудничество и координации в организациях базируются в равной степени на социальных отношениях и бюрократии.

Исследователь идентифицировали две организационные формы:

· механистические формы, характеризующиеся бюрократией;

· органические формы, представлявшие менее формализованный тип организации, при котором координация базировалась на взаимном согласии, рабочие обязанности определить не столь узко, а паттерны взаимодействия характеризовались гибкостью и многосторонностью.