ТЕМА 6. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

РЕЗЮМЕ

Итак, внутренняя среда фирмы включает множество особенностей, но для целей стратегического анализа главный вопрос заключается в том, что может сделать сама фирма. А это означает анализ ресурсов и того, каким образом они объединяются для создания организационных способностей. И более всего нас интересует идентификация тех потенциальных ресурсов и способностей, которые обеспечат ей устойчивое конкурентное преимущество. Систематическая оценка ресурсов и способностей формирует основание для пересмотра стратегии.

На рисунке изображен упрощенный подход к анализу ресурсов.

 
 

Схема анализа ресурсов и способностей

Рисунок 5.5. - Схема анализа ресурсов и способностей

 

Несмотря на прогресс, достигнутый в течение последних десятилетий в понимании ресурсов и способностей, в этой сфере остается еще много нерешенных вопросов. Мало известно о микроструктуре организационных способностей, как они возникают и развиваются. Могут ли фирмы развить совершенно новые способности или же высшее руководство предприятия будет вынуждено признать, что отличительные способности являются результатом научения, основанного на опыте, накопленном за долгое время посредством процессов, которые с трудом поддаются пониманию? Если это так, то стратегия должна быть направлена на использование, сохранение и развитие существующего в фирме объединенного пула ресурсов и способностей, а не на его изменение. Предстоит еще много узнать в этой области.

 

Литература

a) Основная литература

1. Р. М. Грант, "Современный стратегический анализ". 5-е изд. Серия: Классика МВА, Издательство: Лидер, 2011 г. ISBN: 978-5-4237-0219-9

2. Хорин А. Н., Керимов В.Э., "Стратегический анализ". Серия: Высшее экономическое образование. Издательство: Эксмо, 2009 г. ISBN: 978-5-699-29942-3

3. Илышев А. М., Илышева Н.Н., Селевич Т.С., "Стратегический конкурентный анализ в транзитивной экономике России". Издательство: Финансы и статистика; ИНФРА-М , 2010 г. ISBN: 978-5-279-03427-7

4. Томпсон-мл Артур.А., Стрикленд III А. Дж., "Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации" - М.: "Вильямс", 2007. ISBN: 5-8459-0407-2

b) Дополнительная литература

5. Хэмел Г., Прахалад К., Томас Г., О'Нил Д. Стратегическая гибкость [Текст] / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2005. – 384 с.: ил. – (Серия "Теория менеджмента"). – ISBN 5-94723-555-2

6. Зуб А. Т. "Стратегический менеджмент. Учебник" – М.: издательство Велби; Проспект, 2007. ISBN: 978-5-482-01469-1

7. Фатхутдинов Р.А., "Стратегический менеджмент. Учебник" - М.: "Дело", 2008. ISBN: 978-5-7749-0493-8

8. Джонсон Дж., Шоулз К., "Корпоративная стратегия: теория и практика". М.: "Вильямс", 2007. ISBN: 978-5-8459-1159-9