Организационные способности

Ресурсы сами по себе не будут производительными. Самый блистательный хирург бесполезен без инструментов, медсестер, инфраструктуры и т.п.

Чтобы поставленная задача была решена, все ресурсы должны работать согласованно. Мы будем использовать термин «организационная способность» для обозначения способности фирмы осуществлять специфическую производительную деятельности.

Будем учитывать, что термины «способность» и «компетентность», используемые в литературе, взаимозаменяемы. Прежде всего, нас будут интересовать способности, которые могут сформировать основу для конкурентного преимущества.

Ключевые компетенции характеризуются следующим:

· вносят непропорционально большой вклад в окончательную потребительскую ценность или эффективность создания этой ценности;

· обеспечивают основу для проникновения на новые рынки.

Ученые критикуют компании за то, что они отдают предпочтение управлению продуктами, а не компетентностью.

Классификация способностей: функции и деятельность цепочки ценностей

Для идентификации способностей фирмы обычно применяются два подхода:

1. Функциональный анализ идентифицирует организационные способности относительно каждой принципиальной функциональной области деятельности организации.

Функциональная классификация организационных способностей

Функциональная область Способность
Корпоративные функции управления Финансовый контроль Стратегическое управление различными направлениями бизнеса Стратегическая инновация Координация различных подразделений Управление поглощениями Международный менеджмент
Управление информацией Всесторонняя интегрированная сеть, связанная с системой принятия решений руководством
НИОКР Исследования Инновационная разработка нового товара Ускоренный цикл разработки нового товара
Операции Эффективность в производственном масштабе Повышение эффективности операций Гибкость и скорость реагирования
Разработка товара Способность к проектированию
Маркетинг Управление брендом Улучшение репутации за счет качества Восприимчивость к рыночным трендам
Продажи и дистрибуция Эффективное стимулирование и осуществление продаж Эффективность и скорость обработки заказов Скорость дистрибуции Качество и эффективность обслуживания клиентов

Таблица 5.2. - Функциональная классификация организационных способностей

2. Анализ цепочки ценности выстраивает действия фирмы в последовательную цепь. В цепочке ценности Портер выделяет основную деятельность (связанную с трансформацией вводимых ресурсов и взаимодействием с покупателями) и вспомогательную деятельность. Цепочка ценности Портера идентифицирует несколько видов деятельности, определяемых в широком смысле, которые можно разложить на составляющие элементы, чтобы более детально изучить виды деятельности предприятия (и способности, относящиеся к каждому из них). Например, маркетинг может включать: анализ рыночной конъюнктуры, пробный маркетинг, рекламу, стимулирование сбыта и т.д.

«Цепочка ценностей» Портера

Вспомогательные виды деятельности

Инфраструктура фирмы  
Управление человеческими ресурсами
Развитие технологий
Материально-техническое обеспечение
       
Входная логистика (запасы, материалы)     Операции (произ-водство) Выходная логистика (хранение, распределе-ние) Маркетинг и сбыт Обслуживание клиентов (сервис, поддержка  

Основные виды деятельности

Рисунок 5.2. – «Цепочка ценностей» Портера

Структура способности

Хотя концепция организации, обладающей способностью (или компетентностью) для выполнения определенных действий достаточно проста, понять структуру и характеристики этой способности намного сложнее. Можно выдвигать любые гипотезы относительно успехов или неудач различных фирм, но следует признать, что на самом деле неизвестно как создаются организационные способности, как они реализуются и почему некоторые компании, опираясь на свои способности, достигают более высоких результатов, чем все остальные.

Рассмотрим для начала структуру способностей.

 

1. Способность как рутина

Организационная способность требует, чтобы опыт различных людей был объединен с основным оборудованием, технологией и другими ресурсами. Но как именно происходит эта интеграция? Фактически все виды производственной деятельности подразумевают, что команды людей совершают четко скоординированные действия без особых указаний или устных распоряжений. Ричард Нельсон и Сидней Уинтер использовали понятие «организационная рутина», описывающее регулярные и предсказуемые модели, представляющие собой определенную последовательность скоординированных действий людей. Подобный порядок лежит в основе большинства организационных способностей (оформление заказов, получение готовой продукции...).

Заведенный порядок для организации – как навыки для человека, которые выполняются полуавтоматически, без сознательной координации. Точно также на уровне фирмы организационные рутинные процессы основаны на подразумеваемом знании и взаимопонимании членов одной команды (их как правило, даже сложно описать словами).

Если навыки не использовать регулярно, они постепенно утрачиваются. И организациям трудно сохранить скоординированную реакцию на непредвиденные обстоятельства, которые возникают редко. Следовательно, необходимо найти компромисс между эффективностью и гибкостью. Ограниченный репертуар рутинных процедур можно выполнять чрезвычайно эффективно и практически идеально скоординировано.

Рутинизация – это существенный шаг в превращении указаний и методов деятельности в организационные способности.

 

2. Иерархия способностей

Основные функции или виды деятельности цепочки ценности можно разделить на более специализированные способности, присущие небольшой группе ресурсов. То, что мы наблюдаем, и есть иерархия способностей, когда общие, определяемые в широком смысле способности формируются за счет интеграции более специализированных способностей.

Функциональные способности включают в себя много специализированных способностей, касающихся выполнения отдельных задач. На более высоком уровне интеграции находятся способности, требующие наличия межфункциональной интеграции. Так, способность к разработке новых товаров потребует интеграции НИОКР, маркетинга, производства, финансов и стратегического планирования.

Способности более высокого уровня включают в себя интегрированные способности более низкого уровня, но подобная интеграция непроста и ее сложно реализовать, так как для этого необходимо интегрировать индивидуальные знания специалистов в области отдельных функций.

Разработка нового вида продукции требует интеграции широкого спектра разнообразных специализированных знаний и навыков. Наиболее частым решением в такой ситуации является создание межфункциональных команд по разработке товара. Хотя на первый взгляд организация таких команд кажется довольно простым делом, исследование разработок новых видов продукции говорит о том, что главная проблема заключается в способности команды получить доступ к обширному запасу специальных знаний, интегрировать его и в дальнейшем внедрить в новый товар. Главным достижением японских промышленных корпораций стало создание структур координации, необходимых для интеграции всего широкого спектра знаний и сокращения продолжительности производственного цикла на разработку нового изделия.