Спектр отраслевых структур
Анализ привлекательности отрасли
Основная предпосылка, которая лежит в основе анализа отрасли, заключается в том, что уровень прибыльности не случаен и не определяется исключительно внутриотраслевыми влияниями – он зависит от постоянного воздействия отраслевой структуры.
Отправной точкой анализа будут теория монополии и теория совершенной конкуренции, представляющие два противоположных полюса различных структур отраслевой организации. Единственная фирма, защищенная от нашествия новых фирм барьерами входа на рынок, образует монополию и присваивает в форме прибыли всю стоимость, которую производит. И наоборот, множество фирм, поставляющих на рынок идентичные товары при отсутствии ограничений на вход или выход с рынка, представляют пример совершенной конкуренции: норма прибыли падает до того уровня, чтобы только покрыть стоимость капитала. В реальном мире отрасли занимают какое-то место между этими двумя противоположными полюсами. Большинство отраслей приближаются к олигополиям – небольшой группе компаний, доминирующих на рынке.
Совершенная конкуренция | Олигополия | Дуополия | Монополия | |
Концентрация | Много фирм | Мало фирм | Две фирмы | Одна фирма |
Барьеры на входе и выходе с рынка | Нет барьеров | Существенные барьеры | Высокие барьеры | |
Дифференциация товаров | Однородный товар | Возможности для дифференциации товаров | ||
Доступность информации | Беспрепятственный информационный поток | Ограниченный доступ к информации |
Таблица 3.1. – Спектр отраслевых структур
Исследование основных особенностей структуры и их взаимодействия в любой конкретной отрасли позволяет предсказать, какой именно тип конкурентного поведения может возникнуть, а также итоговый уровень прибыльности.
Модель пяти факторов конкуренции
Мы рассмотрели четыре параметра структуры, влияющие на конкуренцию и прибыльность, но на практике их значительно больше. Широкое распространение получила схема классификации и анализа факторов, определяющих интенсивность конкуренции и уровень прибыльности, разработанная Майклом Портером из Гарвардской школы бизнеса («Модель пяти факторов конкуренции Портера»).
Согласно модели прибыльность отрасли зависит от пяти источников конкурентного давления. Эти пять сил конкуренции включают в себя три источника «горизонтальной конкуренции»: конкуренцию со стороны товаров-заменителей, конкуренцию между потенциальными участниками рынка и конкуренцию между существующими участниками рынка; и два источника «вертикальной» конкуренции: рыночную власть поставщиков и рыночную власть покупателей. Степень влияния каждой из этих конкурентных сил определяется множеством параметров структуры.