Понятие и уровни стратегии

Предприятия нуждаются в бизнес-стратегии по тем же причинам, по каким армии нуждаются в военной стратегии, - чтобы выбрать направление и цель, максимально эффективно воспользоваться ресурсами и скоординировать решения, принятые различными людьми.

На самом общем уровне стратегия – это планирование способов, с помощью которых организация или индивид могут достичь поставленных целей. Если говорить о более точных определениях стратегии, то все начинает зависеть от того, где реализуется стратегия. Если речь идет о войне, то стратегия заключается в том, чтобы одержать победу над врагом; если о политике, то мы имеем ввиду - власть положения и поддержки электората, которая позволяет приобрести эту власть и удержать ее в своих руках; если о бизнесе, то стратегия обеспечивает выживание и процветание фирмы.

Природа стратегии зависит от стабильности и предсказуемости той окружающей среды, в которой она используется. В условиях неспокойной внешней среды последних десятилетий стратегия стала уделять больше внимания общим направлениям деятельности всего предприятия. В результате, осуществляя стратегическое планирование, компании стали делать акцент на миссии, видении, принципах бизнеса и целях деятельности, а не на конкретных действиях. Это смещение акцентов не подразумевает снижения значения стратегии. Конечно, большая изменчивость способствует гибкости, быстрому реагированию и умению использовать представляющиеся возможности. При этих обстоятельствах значение стратегии растет, а не уменьшается.

Существует множество различных понятий стратегии.

 

Стратегия – это модель размещения ресурсов, которая позволяет фирмам продолжать или совершенствовать свою деятельность.

Стратегия – это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основные цели и основные пути их достижения таким образов, что предприятие получает единое направление развития.

Стратегия – это модель действий необходимых для достижения поставленных целей.

 

Все это многообразие определений объединяет одно – стратегия всегда имеет дело с выбором. Этот главный стратегический выбор вращается вокруг двух фундаментальных вопросов:

· Где конкурировать?

· Как конкурировать?

 

Ответы на эти вопросы определяют два основных уровня стратегии фирмы – корпоративную стратегию и бизнес-стратегию.

Как мы уже отмечали, цель стратегии состоит в том, чтобы обеспечить выживание и процветание фирмы. Это означает, что возврат на инвестированный капитал должен превышать стоимость капитала. Что определяет способность фирмы добиться такого уровня доходности? Во-первых, фирма может найти свое место в отрасли, в которой существую благоприятные условия и норма прибыли превышает уровень конкуренции. Во-вторых, фирма может получить преимущество над конкурентами в своей же отрасли и получать доход, превышающий среднеотраслевые показатели.