Общие факторы успешных стратегий

Основная схема стратегического анализа

Роль анализа в формулировании стратегии

Введение в дисциплину

Функции стратегического менеджмента в организации

Понятие и уровни стратегии

Основная схема стратегического анализа

Введение

План

Тема 1. Понятие стратегии

СОВРЕМЕННЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

 

Направление подготовки – 080200_68 «Менеджмент»

Профиль подготовки – «Производственный менеджмент»,

«Маркетинг»,

«Аналитическая деятельность на предприятии»

Квалификация выпускника – магистр

 

Форма обучения – очная

 

Рязань 2012

Стратегический менеджмент – молодая наука. Он страдает от недостатка внутренней согласованности, последовательности, эмпирически подтвержденных теорий и опирается на отрывочные сведения из области экономики, социологии, психологии и др. дисциплин. В отличие от других управленческих дисциплин с более технической ориентацией – финансов, исследования операций и управления производством – стратегический анализ не обеспечивает в полной мере решения проблем. Он не дает алгоритмов планирования и не позволяет установить, какое инвестиционное предложение дает максимальную чистую приведенную стоимость. Стратегические вопросы, с которыми сталкиваются компании, оказываются слишком сложными для программирования.

Цель стратегического анализа состоит не в том, чтобы дать готовые ответы, а в том, чтобы облегчить понимание вопросов. Большинство аналитических методов – это схемы, которые позволяют идентифицировать, классифицировать и понимать принципиальные факторы, имеющие отношение к стратегическим решениям. Они позволяют разобраться со сложными стратегическими решениями, так как предоставляют схему структурирования собранной информации. Аналитические схемы и методы помогают развить управленческую гибкость. Методы стратегического анализа можно применять во всех ситуациях. Следовательно, он помогает повысить уверенность и эффективность восприятия и реагирования на новые ситуации и обстоятельства, при этом он не ограничивает инноваций, гибкости и умения извлекать выгоду при любых обстоятельствах.

 

Цель дисциплины – ознакомить студентов с основными понятиями, схемами и методами стратегического менеджмента, которые позволят оценивать и развивать конкурентное преимущество организаций.

Дисциплина базируется на знании курсов общего менеджмента, стратегического менеджмента, маркетинга, анализа хозяйственной деятельности.

 

Стратегия связана с достижением победы. Стратегия – это не детальный план или программа инструкций; это объединяющая тема, обеспечивающая согласованность и задающая общее направление действиям и решениям человека или организации. При этом важная роль отводится анализу. Существуют понятия схемы и методы, крайне полезные для формулирования и реализации эффективных стратегий.

Стратегия является важнейшим фактором достижения успеха. Многие истории успеха объединяет один общий главный признак: наличие разумно сформулированной и эффективно реализованной стратегии, способность разглядеть появившиеся возможности и наличие четкого видения направления деятельности и гибкости, необходимых для того, чтобы воспользоваться возможностями.

 

 
 

Рисунок 1.1. - Основная схема стратегического анализа

Четыре принципа, которые являются решающими для планирования успешных стратегий, являются основанием для стратегического анализа. Стратегию можно рассматривать как формирование связей между фирмой и внешней окружающей средой. Фирма обладает тремя совокупностями основных характеристик:

- цели и ценности;

- ресурсы и способности;

- организационная структура и системы.

 

Основная схема: стратегия как связь между фирмой и окружающей средой

 

 
 

Рисунок 1.2 - Связь между фирмой и окружающей средой

Внешняя окружающая среда включает в себя широкий диапазон экономических, социальных, политических и технологических факторов, которые влияют на принятие решений и деятельность фирмы. Однако для большинства стратегических решений ядром внешней среды является отрасль, определяющаяся отношениями с клиентами, конкурентами и поставщиками.

Задача стратегии компании состоит в том, чтобы установить, каким образом фирма воспользуется своими ресурсами в пределах окружающей среды и каким образом достигнет своих долгосрочных целей и как организует себя, чтобы внедрить эту стратегию.

 

Большинство подходов к стратегическому анализу проводят различия между внешней и внутренней окружающей средой. Самым известным и широко используемым является SWOT-анализ, который делит все факторы, влияющие на стратегию фирмы, на четыре категории: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Первые две имеют отношение к внутренней среде, а две вторые к внешней.

Основной вопрос, который здесь встает, заключается в следующем: разумно ли и целесообразно ли разделять внутренние факторы на сильные и слабые стороны, а внешние факторы – на возможности и угрозы? На практике различить их довольно сложно.

Произвольная классификация внешних факторов на возможности и угрозы, а внутренних факторов – на сильные и слабые стороны менее важна, чем тщательная идентификация этих внешних и внутренних факторов с последующей оценкой их использования. Тогда стратегическая оценка станет точным и глубоким анализом этих факторов, а не поверхностной классификацией на сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

 

Для того, чтобы представить стратегию как связь между фирмой и ее внешней окружающей средой, необходимо воспользоваться фундаментальным понятием стратегического соответствия. Чтобы стратегия была успешной, она должна соответствовать особенностям внешней и внутренней среды фирмы – целям и ценностям, ресурсам и способностям, организационной структуре и системам. Неудачи многих фирм были вызваны тем, что они не были совместимы с внутренней или внешней средой.