Порядок взятия и доставки материала для исследования на холеру

Дополнительный материал к занятию

Взятие материала для диагностического исследования необходимо производить до начала лечения антибиотиками. Предпочтительнее забор нативного материала, однако при отсутствии такой возможности следует пользоваться средами-консервантами.

1. Пробы нативного материала (испражнения и рвотные массы) собирают в индивидуальное отмытое от дезинфицирующего раствора судно, на дно которого помещают меньший по размерам сосуд, удобный для обеззараживания, кипячения, или листы пергаментной бумаги, целлофана и др. Выделения в объёме 10-20 мл при помощи стерильных металлических картонных или деревянных ложек переносят в стерильную широкогорлую банку, плотно закрывают её стеклянной пробкой или корковой пробкой с пергаментной бумагой. При отсутствии банки образцы можно помещать в стерильные пробирки. В этом случае для переноса материала используют стерильные трубочки. Трубочку захватывают корнцангом, зачерпывают ею выделения, помещают в пробирку, которую затем закрывают непромокаемой пробкой.

2. В ряде случаев (у реконвалесцентов) исследуют желчь, полученную при дуоденальном зондировании.

3. От трупов лиц, умерших от заболевания, похожего на холеру, берут фрагменты верхней, нижней и средней частей тонкого кишечника длиной около 10 см. Фрагменты выделяют между двумя лигатурами, наложенными на оба конца изымаемого участка кишечника. Желчный пузырь извлекают целиком после перевязки протока.

При исследовании реконвалесцентов и здоровых лиц им предварительно дают слабительное (25-30 г сернокислой магнезии), чтобы собрать жидкие испражнения из верхней части кишечника. Пробы помещают в 1% пептонную воду. При массовом исследовании на носительство вибриона можно использовать метод группового посева, когда в один посев объединяют пробы от 5-10 человек. При положительном результате пробу проводят с каждым из обследованных.

Консерванты: 1% щелочная пептонная вода с рН 9,1, пептонная вода с теллуритом калия и др.

Исследованию подвергаются также пищевые продукты, почва, вода, смывы с различных объектов, мухи, бельё, загрязнённое выделениями больного, обитатели рек (рыбы, земноводные, раки и т.д.). Материал помещают в ведро и упаковывают в деревянный ящик. Ящик обвязывают, пломбируют и пересылают с нарочным.

 

Контрольные вопросы

Современная классификация патогенных вибрионов, заболевания, которые они вызывают. Характеристика холерных вибрионов: морфология, культуральные свойства, тинкториальные свойства, ферментативная активность, устойчивость во внешней среде. Антигенная структура, серологические типы, токсинообразование. Биохимические группы по Хайбергу. Неагглютинирующиеся вибрионы (НАГи). Возможные материалы для исследования на холеру. Правила забора и транспортировки материала при подозрении на холеру. Режим работы с материалом от больных и носителей холерных вибрионов. Ход исследования при диагностике холеры (по часам и дням). Ускоренная диагностика холеры. Исследование воды на наличие холерного вибриона. Дифференцировка между «классическим» вибрионом и вибрионом Эль–Тор. Препараты для диагностики, лечения (в том числе солевые растворы) и специфической профилактики холеры. Кампилобактеры: классификация (основные виды), морфология, отношение к окраске по Граму, особенности биологического окисления и культивирования. Источники инфекции. Заболевания, вызываемые кампилобактерами. Особенности забора и пересылки материалов от больных. Схема исследования для диагностики кампилобактериоза. Helicobacter pylori: морфология, культуральные свойства, роль в этиологии гастрита и язвенной болезни. Препараты для лечения. Характеристика парагемолитических вибрионов: виды, морфология, физиология, постоянное место обитания, условия заражения, отношение к высоким концентрациям хлористого натрия. Заболевания, вызываемые парагемолитическими вибрионами.

 

Задания для выполнения в процессе самоподготовки

Напишите по-латыни названия возбудителей холеры, названия галофильных вибрионов, кампилобактеров (основные виды) и хеликобактеров.

 

Работа студента на практическом занятии

1. Окончание исследования на гемокультуру (4-й день, демонстрация). Учтите результаты на среде Олькеницкого. Поставьте реакцию агглютинации на стекле с монорецепторными сальмонеллёзными сыворотками, сформулируйте ответ. Устно перечислите признаки, по которым вы даете ответ. Запишите проделанную работу и результат в журнал.

2. Окончание исследования на коли-инфекцию (3-й день). Повторите устно ход исследования, поставьте реакцию агглютинации на стекле выделенной культуры с типоспецифическими ОВ-коли сыворотками. Учтите результат демонстрационной реакции агглютинации с живой и убитой кипячением культурой. Сформулируйте результат исследования, сделайте записи в журнале.

3. Изучение морфологии и ферментативных свойств холерного вибриона. Промикроскопируйте и зарисуйте окрашенный по Граму мазок из чистой культуры холерного вибриона. Изучите ферментативные свойства холерного вибриона по демонстрационным посевам, запишите в дневник.

4. Начало исследования испражнений на холерный вибрион. Ознакомьтесь с сопроводительной запиской, внесите данные в журнал. Изготовьте мазок из испражнений, окрасьте водным фуксином, промикроскопируйте. Посейте испражнения в пробирку с 1% пептонной водой и на чашку Петри со щелочным агаром. Запишите в журнал проделанную работу.

5. Начало исследования воды на холерный вибрион. Ознакомьтесь с сопроводительной запиской, внесите данные в журнал. Произведите посев воды: к 450 мл исследуемой воды стерильно добавьте 50 мл 10% щелочного раствора пептона; запишите проделанную работу в журнал.

6. Промикроскопируйте и зарисуйте мазок кампилобактера.

7. Разбор схемы микробиологической диагностики разных форм кампилобактериоза и хеликобактерной инфекции.

8. Изучение препаратов для диагностики, специфической профилактики и терапии кишечных инфекций. Просмотрите препараты, прочитайте этикетки, охарактеризуйте препарат: что представляет собой (сыворотка диагностическая или лечебная, диагностикум, аллерген, вакцина), как приготовлен, что содержит (антиген, антитела), для чего применяется; если препарат диагностический – что выявляется с его помощью, если препарат лечебно-профилактический – какое действие оказывает на организм; дозируется ли препарат и в каких единицах.