ХИМИОТЕРАПИЯ И АНТИБИОТИКИ. БАКТЕРИОФАГИЯ
ЗАНЯТИЕ 11
Химиотерапия и антибиотики. Генетика микробов.
Темы практических занятий раздела «Химиотерапия и антибиотики. Генетика микробов».
1. Химиотерапия и антибиотики. Бактериофагия.
2. Антибиотики (окончание). Генетика микробов, генная инженерия, биотехнология.
Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций в результате изучения раздела
«Химиотерапия и антибиотики. Генетика микробов».
№ | Код компетенции | Содержание компетенции (или её части) | В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: | ||
Знать | Уметь | Владеть | |||
1. | ПК–11 | Способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных болезней | основные понятия и проблемы биосферы и экологии, феномен паразитизма и биоэкологические заболевания; функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии с внешней средой в норме и патологии | работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами); проводить микробиологическую и иммунологическую диагностику | алгоритмом проведения профилактических мероприятий по предупреждению инфекционных болезней |
2. | ПК–20 | Способность и готовность осуществлять алгоритм выбора медикаментозной терапии больным с инфекционными заболеваниями | структурные и функциональные основы болезней и патологических процессов, причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов, нарушений функций органов и систем | применять основные антибактериальные, противовирусные и биологические препараты; анализировать вопросы общей патологии и современные теоретические концепции и направления в медицине | принципы патогенетической терапии больных инфекционными заболеваниями |
3. | ПК–31 | Способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования | методы сбора, хранения и обработки научно-медицинской информации | производить расчёты по результатам эксперимента, проводить элементарную статистическую обработку экспериментальных данных, анализировать отчёты | базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет |
Несмотря на большие успехи химиотерапии, особенно в последние десятилетия, лечение инфекционных заболеваний остается сложной и важной проблемой. При лечении больного врачу необходимо из большого арсенала имеющихся антибактериальных препаратов выбрать наиболее эффективные и оказывающие наименьший отрицательный эффект на организм больного. Поэтому необходимо знать механизм и спектр действия препаратов, а также побочное влияние их на организм. Кроме того, следует учитывать, что микроорганизмы могут приобретать устойчивость к химиотерапевтическим препаратам и антибиотикам. Поэтому необходимо определить чувствительность к препаратам возбудителя, выделенного у данного больного, для выбора наиболее активного.
Наряду с химиотерапевтическими препаратами и антибиотиками, для лечения и профилактики инфекционных заболеваний применяются бактериофаги. Специфичность бактериофагов и их способность лизировать микроорганизмы используется для диагностических целей и в эпидемиологической практике.
Цель самоподготовки
После самостоятельного изучения темы студент должен знать:
- источники получения химиотерапевтических препаратов и антибиотиков, а также механизмы антимикробного и побочного действия;
- условия формирования лекарственной устойчивости микроорганизмов и методы её определения;
- природу и свойства бактериофагов, методы их получения, титрования; использование в медицинской практике.