Требования к результатам освоения дисциплины

Проектируемые результаты освоения дисциплины.

Знать:

· основные понятия и проблемы биосферы и экологии, феномен паразитизма и биоэкологические заболевания;

· классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье человека, методы микробиологической диагностики, применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов;

· функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии с внешней средой в норме и патологии;

· структурные и функциональные основы болезней и патологических процессов, причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов, нарушений функций органов и систем.

Уметь:

· пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

· пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием;

· работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами); проводить микробиологическую и иммунологическую диагностику;

· применять основные антибактериальные, противовирусные и биологические препараты;

· анализировать вопросы общей патологии и современные теоретические концепции и направления в медицине;

· обосновывать принципы патогенетической терапии наиболее распространённых заболеваний;

· обосновать необходимость применения иммунокорригирующей терапии;

· производить расчёты по результатам эксперимента, проводить элементарную статистическую обработку экспериментальных данных.

Владеть:

· базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет;

· интерпретацией результатов лабораторных методов диагностики.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций (ПК–7);

· способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК–11);

· способность и готовность назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями (ПК- 20);

· способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК–31).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТА К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

«Учебно-методическое пособие для самоподготовки и самостоятельной работы студентов лечебного факультета по микробиологии, вирусологии» предназначено для оказания методической помощи как в процессе самостоятельной подготовки к практическому занятию, итоговому занятию и экзамену, так и в процессе работы на самом занятии. В начале пособия имеется план практических занятий по всему курсу. План лекций и практических занятий на семестр вывешивается на стенде на кафедре. Для наиболее эффективного усвоения лекционного материала необходимо готовиться к лекции, для чего необходимо хотя бы один раз прочесть соответствующий предстоящей лекции материал по учебнику. Такое предварительное знакомство с темой облегчит процесс восприятия лекции и её конспектирование. При конспектировании лекции необходимо обратить особое внимание на последние данные медицинской науки и практики, которые не нашли отражение в учебнике.

Для подготовки к практическому занятию необходимо прежде всего прочитать материал по пособию: тема занятия, значение его в общемедицинской подготовке врача, цель самоподготовки (то есть что должен знать студент после самостоятельного изучения темы); исходный уровень знаний – что необходимо вспомнить (или повторить) из ранее пройденного; цель занятия, план изучения темы, навыки, которыми студент должен овладеть после изучения темы. Затем надо выучить материал по учебнику, затем по руководству к лабораторным занятиям, по конспекту лекций, изучить также дополнительный материал, если он имеется в пособии. Для более углублённого изучения предмета рекомендуется дополнительная литература по разделам. В процессе подготовки читайте текст, вдумываясь в смысл, не продвигайтесь дальше, если Вы не поняли прочитанного. Новые термины, латинские названия напишите несколько раз и повторите вслух. Материал, поддающийся классификации, изобразите в виде схемы на бумаге. В конце подготовки проверьте свои знания по контрольным вопросам, которые имеются в пособии по каждой теме. Вопросы предназначены для того, чтобы Вы лучше продумали и поняли выученное, потому что важно не только усвоить сумму отдельных фактов, но и осмыслить эти факты и связь между ними, например, для питательных сред – принцип их действия, для реакций иммунитета – механизм и принцип реакции, для лабораторной диагностики конкретного заболевания – особенности методов, связанных с биологией возбудителя, и реакцией на него организма. Выполните в рабочей тетради обязательные задания.

По темам частной микробиологии на кафедре в коридоре вывешены наглядные пособия – стенды. Учебные стенды есть также и в учебных лабораториях. Лечебно-профилактические и диагностические препараты в виде наборов ампул и флаконов имеются на кафедре и выдаются лаборантами для изучения. Если в процессе подготовки к занятию у Вас возникают вопросы, Вы можете проконсультироваться с преподавателем. Консультации проводятся в течение всего учебного года. Текущий контроль знаний студентов проводится на каждом практическом занятии с помощью тестового письменного и компьютерного методов, а также в ходе устного разбора. Итоговый контроль по разделам курса – рубежный (компьютерный и устное собеседование), контроль практических навыков на последнем занятии и окончательный – на экзамене (тесты на ЭВМ, устный опрос). При подготовке к итоговым занятиям Вы можете проконтролировать свои знания по вопросам к отдельным разделам курса, электронным тренажёрам, а при подготовке к экзаменам – по контрольным вопросам по всему курсу микробиологии, вирусологии, иммунологии, которые помещены в конце пособия. Главное, что определит Ваши успехи при изучении предмета – это последовательность, систематичность в работе. Вы хорошо и легко усвоите все последующие разделы только в том случае, если основательно изучили и, главное, поняли предыдущие разделы.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

 

План практических занятий по микробиологии,
ВИРУСОЛОГИИ

1. Бактериологическая лаборатория. Морфология бактерий. Микроскопический метод исследования.

2. Сложные методы окраски.

3. Структура бактериальной клетки.

4. Морфология микроскопических грибов, спирохет, актиномицетов, микоплазм, риккетсий, хламидий.

5. Итог по разделу «История микробиологии. Морфология микробов».

6. Физиология микробов. Питательные среды. Культивирование бактерий аэробов и анаэробов. Методы выделения чистых культур бактерий.

7. Выделение чистых культур бактерий (продолжение). Методы стерилизации.

8. Выделение чистых культур бактерий (окончание). Изучение ферментативных свойств бактерий. Санитарно-бактериологическое исследование воды и воздуха. Нормальная микрофлора организма человека.

9. Санитарно-бактериологическое исследование воды и воздуха (окончание). Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы. Нормальная микрофлора организма человека.

10. Итог по разделу «Физиология микробов».

11. Химиотерапия и антибиотики. Бактериофагия.

12. Антибиотики (окончание). Генетика микробов, генная инженерия, биотехнология.

13. Инфекция. Экспериментальный метод исследования.

14. Иммунитет. Факторы врождённого иммунитета. Антигены.

15. Антитела. Реакции иммунитета: реакция нейтрализация токсинов антитоксинами, реакция преципитации, реакция агглютинации.

16. Реакция иммунного лизиса (иммунного бактериолиза, иммунного гемолиза). Реакция связывания комплемента. Реакции с мечеными компонентами: иммунофлюоресценция (РИФ), иммуноферментный анализ (ИФА), иммуноблоттинг, радиоиммунный анализ (РИА), иммунная электронная микроскопия (ИЭМ).

17. Медицинские биологические препараты для диагностики, профилактики и терапии инфекционных болезней.

18. Итог по разделу «Инфекция. Иммунологические основы диагностики лечения и профилактики заболеваний».

19. Общая характеристика возбудителей кишечных инфекций. Микробиологическая диагностика брюшного тифа и паратифов.

20. Микробиологическая диагностика брюшного тифа, паратифов, бактериальной дизентерии, эшерихиозов.

21. Микробиологическая диагностика брюшного тифа, паратифов, дизентерии, эшерихиозов. Микробиологическая диагностика пищевых токсикоинфекций сальмонеллёзной этиологии (сальмонеллёзных гастроэнтеритов) и внутрибольничных сальмонеллёзов.

22. Микробиологический диагноз брюшного тифа, паратифов, коли-инфекции (окончание). Микробиологический диагноз холеры. Микробиологический диагноз кампилобактериозов и хеликобактерной инфекции.

23. Микробиологический диагноз холеры (окончание). Итог по разделу «Возбудители кишечных инфекций».

24. Микробиологическая диагностика инфекций, вызываемых гноеродными кокками.

25. Микробиологическая диагностика инфекций, вызываемых гноеродными кокками (продолжение), грамотрицательными палочковидными микроорганизмами и анаэробными микроорганизмами.

26. Микробиологическая диагностика анаэробных инфекций, заболеваний, вызванных грамотрицательными палочковидными микроорганизмами (продолжение), дифтерии.

27. Микробиологическая диагностика анаэробных инфекций, дифтерии (окончание). Микробиологическая диагностика коклюша, гемофильной инфекции, легионеллёза, туберкулёза, лепры, актиномикоза.

28. Итог по разделу «Микробиологическая диагностика инфекций, вызываемых гноеродными кокками, грамотрицательными палочковидными и анаэробными микроорганизмами. Микробиологическая диагностика дифтерии, коклюша, гемофильной инфекции, легионеллёза, туберкулёза, лепры, актиномикоза».

29. Микробиологический диагноз зоонозных инфекций - чумы, туляремии, бруцеллёза, сибирской язвы.

30. Микробиологическая диагностика чумы, туляремии, бруцеллёза, сибирской язвы (окончание). Микробиологическая диагностика спирохетозов.

31. Микробиологическая диагностика микозов, риккетсиозов, хламидиозов и микоплазмозов.

32. Морфология и физиология вирусов. Методы культивирования и обнаружения вирусов. Возбудители гриппа.

33. Возбудители острых респираторных заболеваний (ОРЗ), герпетической инфекции.

34. Возбудители энтеровирусных (полиомелита, Коксаки, ЕСHО), нейровирусных (бешенства, вирусных энцефалитов) инфекций.

35. Возбудители вирусных гепатитов. Возбудители геморрагической лихорадки с почечным синдромом, лихорадки Марбург, лихорадки Эбола.

36. Возбудители ВИЧ-инфекции. Онкогенные вирусы. Возбудители медленных вирусных инфекций. Прионы.

37. Итог по практическим навыкам и умениям.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология : учеб. для студентов мед. вузов / под ред. А.А. Воробьева. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МИА, 2012, 2008, 2006, 2004.

2. Микробиология, вирусология, иммунология : рук. к лаб. занятиям / В.Б. Сбойчаков [и др.] ; под ред. В.Б. Сбойчакова, М.М. Карапаца. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 320 с. : ил.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии : учеб. пособие для студентов мед. вузов / под ред. А.С. Быкова, А.А. Воробьева, В.В. Зверева. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : МИА, 2008. – 271 с. : ил.

2. Вопросы общей вирусологии: учеб.пособие / под ред. О.И. Киселева, И.Н. Жилинской. – СПб., 2007. – 374 с. : ил.

3. Задания для самостоятельной работы по микробиологии : учеб.-метод. пособие для студентов лечеб., педиатр., медико-профилакт., фармацевт., высш. сестр. образования, стоматолог, и биотехнолог, фак. / Е.В. Шаталова, П.В. Калуцкий, В.В. Бельский [и др.]. – Курск : КГМУ, 2004. – 30 с.

4. Коротяев, А.И. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология : учеб. для мед. вузов / А.И. Коротяев, С.А. Бабичев ; под ред. А.И. Коротяева. – 3-е изд., испр. и доп. – СПб. : СпецЛит., 2002. – 580 с. :ил.

5. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учеб. по дисциплине «Микробиология, вирусология и иммунология» для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по специальностям: 060101. 65 «Лечебное дело», 060103. 65 «Педиатрия», 060104.65 «Медико- профилактическое дело» : в 2 т. / под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – Т. 1. – 447 с.

6. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учеб. по дисциплине «Микробиология, вирусология и иммунология» для студентов, обучающихся по специальностям: 060101. 65 «Лечебное дело», 060103. 65 «Педиатрия», 060104. 65 «Медико-профилактическое дело» : в 2 т. / под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – Т. 2. – 477 с. : ил. + 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

7. Микробиология, вирусология и иммунология : учеб. пособие для студентов мед. вузов / под ред. В.Н. Царева. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 540 с. : ил.

8. Общая медицинская вирусология : учеб. пособие для студентов мед. вузов России / под ред. Н.С. Горячкиной, Л.И. Кафарской. – Ростов н/Д. : Феникс; М. : РГМУ, 2007. – 138 с.

9. Поздеев, O.K. Медицинская микробиология : учеб. пособие для студентов мед. вузов / O.K. Поздеев ; под ред. В. И. Покровского. – М. : ГЭОТАР-Мед, 2006, 2004.

10. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии : учеб. пособие для студентов мед. вузов / под ред. В. В.Теца. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Медицина, 2002. – 352 с.

11. Тец, В.В. Микроорганизмы и антибиотики. Заболевания дыхательной системы / В.В. Тец. – СПб. : Эскулап, 2002. – 172 с : ил.

12. Учебно-методическое пособие для самоподготовки и самостоятельной работы студентов лечебного факультета по микробиологии, вирусологии, им­мунологии / П.В. Калуцкий, В.В. Бельский. – Курск : КГМУ, 2009. – 129 с.