Ценностный подход

А) Теория базовых и инструментальных ценностей Дж. Рокича

Ценностный подход является одним из наиболее популярных в настоящее время. В его основе лежит представление о том, что ценности составляют ядро культуры и основная задача исследователя — выявить структуру системы ценностей. Среди других ценностных теорий культуры подход Дж. Рокича привлекает тем, что он делит все ценности на так называемые базовые и инструментальные. При этом под базовыми понимаются те ценности, которые составляют основу жизни, это главные устремления, ради которых, собственно, живет и действует человек, а инструментальные ценности имеют значение лишь как определен­ные возможности, средства обеспечения базовых ценностей.

 

Таблица 1. Система западных ценностей по Дж. Рокичу

Базовые ценности Инструментальные ценности
Жизненный комфорт, Безопасность семьи, Зрелая любовь, Социальное признание, Захватывающая (полная событиями) жизнь, Удовольствие, Чувство завершенности, Мудрость, Спасение (в христианском понимании), Мир в мире, Свобода, Самоуважение, Красота в мире, Счастье, Настоящая дружба, Равенство, Внутренняя гармония, Национальная безопасность Стремление к карьере (амбициозность), Великодушие, Логичность, Широта взглядов, Готовность помочь, Влюбленность, Способности (потенциальные возможности), Честность, Готовность подчиняться, Бодрость/веселость, Воображение, Вежливость, Чистоплотность/опрятность, Независимость, Ответственность, Мужество/отвага, Интеллектуальность, Самоконтроль

Источник: RokeachJ. The Nature of Human Values, N. Y.: Free Press, 1973.

 

Для сравнительного менеджера существенно, что набор базовых и инструмен­тальных ценностей меняется от страны к стране. В западной христианской культуре Дж. Рокич выделил по 18 ценностей того и иного рода (см. табл.1). К базовым ценностям он отнес, например, личную безопасность, жизненный комфорт, равен­ство, семью, дружбу, а к инструментальным — стремление к карьере, эффективность, логичность. Понятно, что если поменять местами базисные и инструментальные ценности, то поведение индивида может существенным образом измениться. Ис­следования показали, что для людей восточных культур мир зачастую является не столько базовой, сколько инструментальной ценностью, а, например, независимость или победа собственной религии над другими — это наиважнейшие базовые ценно­сти. Естественно, такое понимание мира не соответствует ожиданиям человека за­падной культуры.

Б) Теория внутреннего содержания личности

Эта теория была предложена американскими исследователями Г. В. Оллпортом, П. Е. Верноном и К. Линдзи. Ее основное положение заключается в том, что раз­личаются между собой по ценностям не культуры как таковые, а индивидуумы, причем особые культурные ценности, исповедуемые этими людьми, и задают глав­ные характеристики их поведения. Было выделено 6 главных типов людей:

• теоретический человек, для которого главными ценностями являются от­крытие истины, знания, рациональность, опыт;

• экономический человек, который ценит больше всего практическое дело, реальные, экономически ощутимые достижения;

• эстетический человек, для которого главными являются красота и гармония, ценности искусства и т. д.;

• социальный человек — он видит главные ценности в бескорыстном служе­нии обществу, принесении пользы другим, всеобщей взаимопомощи, прине­сении себя в жертву общественным целям;

• политический человек, главными ценностями для которого являются сила и влияние, лидерство, наслаждение соревнованием и борьбой;

• религиозный человек, для которого основные ценности определяются религией.

Оценивая этот подход, следует признать, что он показывает одну из сторон индивидуального поведения людей различных наций. К тому же есть точка зре­ния, что численность людей каждого из этих шести типов существенно колеблет­ся от культуры к культуре.