Курс основывается на знаниях, полученных при изучении общего менеджмента.

Ключевые компетенции

Преподаватель Строганов Игорь Алексеевич, к.э.н.

Курс Современные мировые концепции менеджмента

Аннотация

Глобальная экономика, ставшая исторической реальностью во второй половине XX столетия и новой моделью развития традиционной мировой экономики, приобретает все больший вес и влияние. Однако вопреки прогнозам глобализация не приводит к стиранию культурных различий, скорее, наоборот, она усиливает национальное и культурное разнообразие в современном мире, являющееся основой разнообразия национальных моделей менеджмента.

Наблюдается культурная и национальная дифференциация общества, проявляющаяся в межцивилизационных, межконфессиональных и межэтнических конфликтах. Cтановится очевидно, что учет культурно-институциональных различий в менеджменте позволяет достичь успеха в глобальной конкуренции, в которую вовлечены фирмы, страны, культуры и цивилизации. Культурно-институциональное разнообразие вполне может способствовать достижению корпоративных целей.

Таким образом, общие тенденции глобализации экономики и развития информационных и коммуникационных технологий, повышение роли факторов культуры в обеспечении конкурентоспособности стран и фирм делают актуальным сравнительный анализ национальных моделей менеджмента.

Содержание курса:

- Сравнительный менеджмент – содержание, цель, соотношение с кросс-культурным и сравнительным и международным менеджментом

- Особенности и различия национальных бизнес-культур и стилей поведения менеджеров

- Управление мотивацией в кросс-культурной среде

- Коммуникации в кросс-культурной среде

- Американский менеджмент

- Европейский менеджмент

- Японский менеджмент

- Другие национальные модели менеджмента в Европе и Азии

 

По завершении курса слушатель должен:

  1. знать основные особенности и различия национальных культур, их виды и классификации
  2. владеть методами межкультурного общения и менеджмента
  3. уметь адаптироваться к работе в межкультурной среде
  4. быть способным проводить кросс-культурные исследования своей рабочей среды

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Лекция 1-2: Сравнительный менеджмент – содержание, цель, соотношение со сравнительным и международным менеджментом. Культура в сравнительном менеджменте.

 

Источник: [1] Предисловие, Глава 1, Глава 2

 

Глобальная экономика, ставшая исторической реальностью во второй половине XX столетия и новой моделью развития традиционной мировой экономики, при­обретает все больший вес и влияние.

Глобальная экономика — это экономика, способная работать как единая система в режиме реального времени в масштабе всей планеты. Глобализация – это про­цесс возрастания значений международных трансакций компании в сравнении с внутренними, а также как тенденцию уменьшения значения государственных границ как барьеров на пути потоков товаров и услуг. Процесс глобализации является объективной закономерностью, не зависящей от воли и действий отдельных людей, правительств и государств. В основе глобализа­ции лежит интернационализация воспроизводственного процесса в масштабе ми­ровой экономики, который с целью оптимизации затрат и получения максимальной прибыли ломает национальные барьеры и становится интернациональным.

Следовательно, глобализация движима в первую очередь экономическими причинами. Вывод продукции за национальные рамки осуществляется с целью приближения производства к источникам сырья и рынкам сбыта товаров, сниже­ния издержек производства и трансакционных расходов, приближения к рынкам продаж, сферы предоставления услуг послереализационного сервиса, для освое­ния новых секторов и сегментов мирового рынка ради расширения бизнеса и по­лучения более высоких результатов хозяйственной деятельности.

Как писал около двадцати лет назад Т. Левит, мы являемся свидетелями процесса конвергенции, все более усиливаю­щейся общности различных частей мира. Возникают глобальные рынки стандар­тизированных потребительских товаров с гомогенизированной структурой пред­почтений и потребителей. Достоянием прошлого становятся многие различные, свойственные той или иной культуре предпочтения, национальные вкусы и стан­дарты, а также бизнес-институты. Однако вопреки прогнозам глобализация не приводит к стиранию культурных различий, скорее, наоборот, она усиливает национальное и культурное разнооб­разие в современном мире, являющееся основой разнообразия национальных мо­делей менеджмента.

Наблюдается культурная и национальная дифференциация общества, прояв­ляющаяся в межцивилизационных, межконфессиональных и межэтнических конфликтах. Плодами глобализации и информационно-коммуникационных тех­нологий пользуются в основном развитые страны, прежде всего США, усиливая свое технологическое, экономическое, политическое, идеологическое и культур­ное влияние на остальной мир. Проявления глобализации в виде «макдональди-зации» общественных отношений наталкиваются на стремление сохранить и от­стоять культурную самобытность.

Вместе с тем становится очевидно, что учет культурно-институциональных различий в менеджменте позволяет достичь успеха в глобальной конкуренции, в которую вовлечены фирмы, страны, культуры и цивилизации. Культурно-ин­ституциональное разнообразие вполне может способствовать достижению кор­поративных целей.

Таким образом, общие тенденции глобализации экономики и развития инфор­мационных и коммуникационных технологий, повышение роли факторов куль­туры в обеспечении конкурентоспособности стран и фирм делают актуальным сравнительный анализ национальных моделей менеджмента.