Меркантилисты ввели понятие

ТЕСТЫ

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

ИСТОЧНИКИ

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №2

1. Особенности ранних меркантилистских доктрин. Концепция богатства и основ рыночных отношений.

2. Поздний меркантилизм в воззрениях Т.Мена, Дж. Локка, Р.Кантильона, Дж.Ло, И.Б.Кольбера, А.Монкретьена.

3. Количественная теория денег Жана Бодэна. Роль денег в экономике в воззрениях Дж.Ло, Д.Юма, Кантильона. Теория ползучей инфляции.

4. Экономические идеи меркантилизма в России. А.Л. Ордын-Нащокин, Ю. Крижанич, И.Посошков.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бартенев, С. А. История экономических учений в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие /С. А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2000. – глава

2. История экономических учений : учеб. пособие для вузов / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА-М, 2009. – глава 2.

3. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе. /М. Блауг.-пер. с анг., 4-е изд.-М.: Дело Лтд, 1994.- С.9-21.

4. Ядгаров, Я. С. История экономических учений: учебник для вузов / Я. С. Ядгаров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. глава 4.

1. Ибн-Хальдун. Книга назиданий. Сборник начал и сообщений // История Африки в древних и средневековых источниках. М.:Политиздат, 1990.- С.369-375.

2. Ротердамский Э. Философские произведения/ Э. Ротердамский.- М.: Политиздат, 1987.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Раскройте суть концепции национального богатства и способов его приумножения в воззрениях ранних и поздних меркантилистов.

2. Сравните трактовки денег и их функций в периоды раннего и позднего меркантилизм, номиналистической и количественной теории денег в трудах Т.Мана, Дж.Лоу, Д.Юма, Катильона.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Заполните таблицу 1.10.

2. Составьте резюме, дайте характеристику меркантилизму, выявите исторические особенности меркантилизма Англии, Франции, России.

3. Составьте глоссарий по теме №2.: меркантилизм, протекционизм, кольбертизм, «социальная физика», политическая экономия (в трактовке А. Монкретьена), торговый и денежный баланс.

4. Составьте тесты по дидактическим единицам (количественная теория денег, революция цен, порча монеты, чистый продукт, основные черты раннего и позднего меркантилизма).

5. Напишите реферат на тему: 1.Особенности развития меркантилизма в России. 2.Система ценностей средневекового человека.3.Модель «идеального гражданина» Аристотеля. 4.Идеальное общество Платона. 5.Номиналистическая и количественная теория денег. 6.Теория ползучей инфляции. 7.Рациональные элементы теории меркантилизма.

 

(выберите варианты ответа)

11. В соответствии с меркантилистской концепцией источником денежного богатства является:

а) рост заграничных инвестиций;

б) превышение импорта над экспортом;

в) превышение экспорта над импортом;

г) равенство импорта и экспорта.

а) национальное богатство;

б) общее благо;

в) благо индивида;

г) благо

13. Основной экономической задачей ранние меркантилисты считали обеспечение:

а) активного торгового баланса;

б) активного денежного баланса;

в) эквивалентного обмена во внешней торговле;

г) эквивалентного обмена во внутренней торговле.

14. Основной задачей экономики поздние меркантилисты считали обеспечение:

а) активного торгового баланса;

б) пассивного денежного баланса;

в) эквивалентного обмена во внешней торговле;

г) эквивалентного обмена во внутренней торговле.

15. Особенностью метода меркантилистов является:

а) макроэкономический подход к анализу экономических явлений;

б) прагматическая направленность выводов, связанных с решением проблемы обогащения нации;

в) отказ от анализа абстрактных понятий;

г) нормативный характер выводов.

16. Основные принципы раннего меркантилизма(выберите несколько вариантов ответа):

а) установление максимально высоких цен на экспорт товара;

б) всемерное ограничение импорта иностранного товара;

в) вывоз денег допускается в целях выгодных торговых сделок и посредничества для сохранения активного торгового баланса;

г) запрет вывоза из страны золота и серебра как всемерного богатства.

17. Основные принципы позднего меркантилизма:

а) допускаются относительно низкие цены на экспорт, в том числе ,при перепродаже товаров других стран за границей;

б) допускается импорт товаров (кроме предметов роскоши), при условии дополнительного сальдо при внешний торговле;

в) импорт не должен допускаться в отношении товаров, которыми страна сама себя обеспечивает в достаточном количестве и приемлемым способом;

г) запрет вывоза сырьевых ресурсов.

18. Основным источником обогащения меркантилисты считали:

а) сельское хозяйство;

б) промышленное производство;

в) внешнюю торговлю;

г) внутреннюю торговлю.

19. Концепция денежного баланса раннего меркантилизма основывается на:

а) номиналистическую теорию денег;

б) количественную теорию денег;

в) теорию денег Фишера;

г) классическую теорию денег.

20. Методом проведения политики протекционизма в эпоху меркантилизма является (выберите два варианта ответа):

а) установление налоговых льгот и субсидий на экспорт;

б) введение высоких пошлин на импорт;

в) прямое ограничение на импорт предметов роскоши;

г) все ответы неверны.

21. Представителем меркантилизма в Англии является:

а) А.Монкретьен;

б) Томас Ман;

в) Фома Аквинский;

г) А.Тюрго.

22. Приоритетным методом экономического анализа позднего меркантилизма является:

а) эмпирический;

б) каузальный;

в) функциональный;

г) математический.

23. Автором термина «политическая экономия» является меркантилист:

а) Дж. Ло;

б) Ф. Аквинский;

в) А. Монкретьен;

г) Н. Барбон;

д) Дж. Стюарт,

е) Т. Манн.

 

Вопросы с ответами да/нет

Ответьте утвердительно или отрицательно

1.Установление максимально высоких цен на экспорт товара соответствует принципам раннего меркантилизма.

Да Нет

2. Всемерное ограничение импорта иностранного товара соответствует принципам позднего меркантилизма.

Да Нет

3. Запрет вывоза из страны золота и серебра как всемерного богатства соответствует принципам раннего меркантилизма

Да Нет

4. Протекционизм это политика направленная на поддержку феодалов.

Да Нет

5. Меркантилисты - сторонники сильной государственной власти

Да Нет

6. Согласно доктрине позднего меркантилизма относительно низкие цены на экспорт допустимы.

Да Нет

7. Согласно доктрине раннего меркантилизма - импорт товаров (кроме предметов роскоши) допускается при условии дополнительного сальдо при внешний торговле.

Да Нет

8. По мнению меркантилистов, импорт должен допускаться в отношении товаров, которыми страна сама себя обеспечивает в достаточном количестве и приемлемым способом.

Да Нет

9. Вывоз денег допускается в целях выгодных торговых сделок и посредничества для сохранения активного денежного баланса.

Да Нет

10.Доктрина меркантилизма – первая теория международной торговли. Да Нет

 

Теперь вы должны:

1. Знать предмет и методы изучения меркантилистов, сущность меркантилистской концепции о богатстве, торговом и денежном балансе, международной торговле, отличительные черты раннего и позднего меркантилизма.

2. Уметь обосновать предпосылки формирования концепции меркантилизма, историческое значение доктрины меркантилизма.

3. Выявить особенности меркантилизма Англии, Франции, России.

4. Освоить следующие дидактические единицы: торговый баланс; денежный баланс; источник богатства; чистый продукт; земельная рента; протекционизм.

 

 

РАЗДЕЛ 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ

НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Второй раздел курса охватывает периоды эволюции школ и направлений экономической мысли, методологической революции, придерживавшихся теоретико-методологических принципов laissez faire абсолютной свободы экономической деятельности. Именно в эту эпоху сформировались принципы «невидимой руки» экономического человека, естественного порядка вещей, полного невмешательства государства в экономику, экономического эгоизма А. Смита (XVIII в.), закон рынков Ж. Б. Сэя (XIX в.), которые заложили основу теоритической школы классической политической экономии.

Одновременно формировались альтернативные классической школе направления: экономический романтизм, утопический социализм, социально-историческое направление (немецкая историческая школа), марксисткое направление. В процессе маржиналистской революции формировались новые школы - австрийская, лозанская и неоклассическое направление, которые заложили основу микроэкономического анализа и позитивной экономики. В качестве предмета изучения классики предпочитали сферу производства и условия свободной конкуренции, а метода исследования – каузальный, исторический, позитивный. Предметом исследования маржиналистов стала сфера потребления, поведенческие аспекты, проблемы достижения равновесия, рационального поведения, формирования «экономического империализма». Доминирующими методами исследования стали индивидуально – субъективистский, каузальный (К.Менгер, Австрийская школа), математический (Л.Вальрас, Лозанская школа), и функциональный (А. Маршалл, неоклассическое направление).