Экономические учения древнего мира и средневековья

До середины XVII века экономические знания в основном носили эмпирический характер. Первые элементы теоретического экономического знания обнаружены в трудах греческих философов V-IV веков до н. э. - Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Своеобразие социально-экономической природы греческих городов-государств заключалось в том, что элементы гражданского общества возникли здесь не на основе рыночного хозяйства, а явились «продуктом» натурального хозяйства, соответственно, не укреплялись развитием обмена и приходили в упадок. Философы стремились найти пути восстановления былого единства и могущества родовой аристократии. Социальная позиция ученых древнего мира выразилась в их «симпатиях» к натуральному хозяйству, к рабству и деспотии, как предпочтительной форме государства. Своеобразие экономических воззрений ученых древнего мира заключается в том, что в силу особенностей развития типов государства и способа производства экономические отношения выстраивались в Древней Греции и Востоке на традициях и обычаях, а в Древнем Риме – на нормах права. Важную роль в формировании экономических взглядов ученых Древнего Востока играли природная среда, сложившиеся традиции и обычаи, жесткая кастовая и производственная регламентация форм и методов хозяйственной деятельности, сферы ссудных операций и торговли. В древней Индии религия и власть оказывали существенное воздействие на формы общинного устройства, способствовали развитию бартерного обмена в ущерб товарно-денежного. По словам Й.Шумпетера в Древнем Китае функционировало высокоразвитое общественное управление. Философия управления базировалась на идеях Конфуция. Конфуцианство проповедовало нормы поведения в обществе, основанные на почитании старейшим и подчинении правителям. Особенности азиатского способа производства нашли отражение в памятниках древности: хрониках, летописях, философских трактатах и законах, в которых по выражению А.Маршалла «экономические факторы скрыты под поверхностью» .

В качестве основных экономических проблем, исследуемых учеными древнего мира можно отнести следующие: проблема эквивалентности обмена, функции денег, товар и его свойства, цена, богатство и его источники, собственность, торгово - ростовщические отношения.

Ксенофонт (430-354 гг. до н. э.) в своих трактатах «Домострой», «Охота», «Киропедия» описывает рационально организованное натуральное хозяйство и вводит понятие «экономика», что означает наука о ведении домашнего хозяйства (от греч. «Ойкос» – домашнее хозяйство и «Номос» – правило, закон). По мнению Ксенофонта разделение труда на умственный и физический виды, а людей на свободных и рабов носит естественный характер. Ксенофонт рекомендует поощрять усердие рабов, отмечает гармоничный характер сельскохозяйственного труда и его положительное влияние на физическое состояние, и моральный облик гражданина (воина). Ксенофонт установил зависимость между емкостью рынка и глубиной разделения труда, выделил две функции денег (средство обмена и накопления), полезные свойства товара (потребительная и меновая стоимость). Он выявил преимущества, которые несут деньги как средство обмена, но при этом осуждал стремление граждан к их накоплению, так как накопление денег порождает социальное неравенство.

Платон (428-347 гг. до н. э.) в трактатах «Государство» и «Законы» разработал проекты идеального государства. Он стремился ограничить возможность имущественного расслоения граждан. С одной стороны, Платон понимал необходимость и неизбежность торговли и денег, а с другой - считал, что деньги, накопление богатства способствуют расслоению общества. В его проекте условия торговли (места, уровень цен, частота их изменения и т.д.) должны регламентироваться государством. Важнейшим теоретическим достижением Платона явилось выделение еще одной функции денег – меры стоимости (благодаря деньгам вещи получают возможность сопоставимости и соизмеримости).

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) в трудах «Никомахова этика» и «Политика» рассматривает проблему идеального государства, обосновывает необходимость разделения труда, между людьми в форме социального обособления (философы, воины, рядовые граждане), разрабатывает следующие концепции - «экономика и хрематистика», «справедливая цена». Аристотелю принадлежит первенство в анализе категории цена товара и справедливый обмен. В «Никомаховой этике» Аристотель рассуждает о соотношении торговли, обмена, равенства и справедливости. В концепции «экономика и хрематистика» впервые проводится классификация типов хозяйствования, выделяется естественный( экономика) и неестественный тип хозяйственной деятельности (хрематистика). Предметом экономики является изучение производства необходимых для жизни продуктов, и условий их справедливого обмена. Хрематистика – наука о богатстве, изучает деятельность для накопления денег. Согласно Аристотелю богатство имеет двоякий смысл. С одной стороны, богатство - это процесс накопления денег до бесконечности, а с другой «истинное богатство» - это имущество, необходимое семье для удовлетворения насущных потребностей. Аристотель осознает причинно-следственную связь между развитием разделения труда, обменом и деньгами и считает их результатом особого договора между людьми. Аристотель отмечает, что «монета делает вещи соизмеримыми». Так как деньги служат только знаком богатства и являются «измерителем неоднородной продукции», то они не являются богатством и предметом собственности. В отличие от обычных благ деньги не имеют ограничений в желании обладать ими. Аристотель был первым мыслителем, попытавшимся установить природу равенства благ в обмене. В «Никомаховой этике» он рассматривает проблему эквивалентности обмена на примере рядового акта обмена пяти лож на один дом. Согласно Аристотелю основой обмена может, служит заинтересованность членов общества в том, что подвергается обмену. Измерителем обмена служат деньги, а связывающей основой становится потребность в этом обмене. Обмен, как утверждает Аристотель, должен происходить по «справедливой цене» в соответствии с разумным размером личных потребностей. Парадоксальность обмена Аристотель видит в том, что здесь приравниваются вещи, не имеющие общей качественной определенности, поэтому обмен, становится «равенством неравных вещей». В объяснении парадокса обмена он выдвигает две гипотезы. Согласно первой гипотезе обмениваемые вещи приобретают соизмеримость через их приравнивание к серебру (деньгам). Однако серебро обладает собственной качественной определенностью и как таковое не тождественно другим товарам. Вторая гипотеза заключается в том, что обмен (равенство) становится возможным, поскольку он осуществляется между людьми, стремящимися удовлетворить свои потребности и устанавливающими пропорцию обмена в соответствии с интенсивностью своих желаний. Основные постулаты концепции справедливого обмена Аристотеля:

-обмен происходит при наличии взаимной потребности и общей меры;

-общей мерой при обмене является потребность, которую на практике заменяют деньги, как условная мера и устанавливается не по природе своей, а по уговору между людьми;

-обмен справедлив, если соотношение сторон отражает соотношение их работ;

-совершая между собой обмены, люди участвуют в общей жизни, которая без справедливых обменов невозможна.

Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений(феодализм) зародился в III-VIII вв. в ряде государств Востока и V-XI вв. – в странах Европы. В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке упоминается историк, философ, государственный деятель - Ибн-Хальдун (концепция «социальной физики»), а в Европе - лидер поздней школы канонизма – Фома Аквинский (концепция «справедливой цены»). В качестве основных принципов методологии канонистов послужили: авторитарность доказательств (ссылки на тексты священных писаний, на труды древнегреческих философов Платона и Аристотеля, на основы римского права); морально-этическая характеристика экономической категории; принципы двойственности оценок «справедливой цены»; роль значимости традиционных основ. Основными методами исследования послужили методы логической абстракции. Ранние канонисты применяли эмпирический метод, а поздние – каузальный.

Концепция «социальная физика» Ибн-Хальдуна содержит поучительные идеи и историко-экономические обобщения: возвещенные отношения к труду, порицания скупости и жадности понимание в изменении в сфере экономики, благодаря которым появляются новые виды хозяйственной деятельности.

Основные позиции Ибн-Хальдуна: источником стоимости любого продукта является человеческий труд; стремление власти имущих к безграничному росту богатства усиливает угнетение народа, приводит к упадку экономики и государства, условия в которых живут поколения различаются в зависимости от того как люди добывают средства к существованию; переход цивилизации и избытку материальных благ позволит приумножить национальное богатство, но при этом, ни когда не исчезнет социальное и имущественное неравенство, деление общества на сословия.

В концепции канонистов «справедливая цена» рассматривается как альтернативная категория стоимости (ценности). В основе определения справедливой цены у ранних канонистов лежит затратный метод, согласно которому ценность товара устанавливается с учетом трудовых и материальных затрат в процессе производства. На основе синтеза затратного метода и принципа справедливости Фома Аквинский дополнил сущность «справедливой цены», считая, что она отражает не только издержки производства и транспортировки продукта, но и обеспечивает соответствующее каждому сословию существование.

Таким образом, категория «цена» рассматривается Аквинским как с позиции морально-этических, так и затратных принципов.