Костюк Г.С. РОЛЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО В ОНТОГЕНЕЗЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

РОЗВИТОК ПСИХІКИ В ОНТОГЕНЕЗІ

Костюк Г.С. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1988. – С.106-109

Онтогенез человека определяется историей развития его предков. Эта история влияет на него двумя путями: биологическим и социальным. Природа человеческого индивида биосоциальна. Являясь частью живой природы, он рождается с естественными возможностями человеческого психического развития. Эти возможности реализуются только в общественных условиях жизни, благодаря которым он становится сознательным общественным существом. В связи с этим возникают давно поставленные человеческой мыслью вопросы о роли биологического и социального и о роли внутреннего и внешнего в развитии его психики.

В решении их издавна идут дискуссии между представителями преформистских, нативистических взглядов, согласно которым психические свойства детерминированы «изнутри» самой природой человека, и эпигенетическими, эмпирическими концепциями, настаивающими на том, что они обусловлены «извне», воздействиями окружающей социальной среды. Эти противоположные взгляды нашли свое выражение и в тех теориях развития, которые складывались начиная с 90-х гг. прошлого столетия в детской психологии.

Для большей их части характерна биологическая ориентация в объяснении явлений онтогенеза человеческой психики, тенденция сводить формы психической деятельности и этапы ее становления к созреванию материального субстрата (В. Прейер, Дж. Болдуин, С. Холл, К.Бюлер и др.). «Развитие психики, - утверждал, например, А. Гезелл, типичный представитель этой точки зрения, — есть прежде всего появление последовательности форм поведения, осно­ванной на созревании нервной системы, которая в свою очередь связана со всем строением и историей организма». 3. Фрейд при объяснении психогенеза сводил его к развитию мотивационной сферы личности. Согласно его концепции, возникающие в этом процессе новые мотивы деятельности являются только модификациями ее биологических потребностей, инстинктивных влечений, проявлениями либидо, перемещаемыми на новые объекты. Индивид в своем детстве повторяет развитие человеческого рода, переживая «архаическое наследие человечества от первобытной орды до цивилизации», якобы наследственно зафиксированное в его природе. Это «архаическое наследие человечества включает не только предрасположения, но и идейное содержание», следы того, что испытали наши предки, «следы воспоминаний опыта прежних поколений», активизирующиеся «независимо от прямого общения и влияния воспитания примером».

Точка зрения экзогенной обусловленности психического развития ребенка нашла свое выражение в сенсуалистических концепциях, в которых развитие выступало как процесс накопления опыта, ассоциаций, образующихся под воздействием окружающей среды (Г. Спенсер, И. Тен, Т. Рибо и др.) Современным их вариантом являются бихевиористские взгляды, согласно которым развитие психики ребенка интерпретируется как результат увеличения запаса новых актов поведения, определяемых исключительно общественной сре­дой. Природные предпосылки выступают при этом только в качестве «почвы», на которой образуются указанные акты.

Осознание односторонности описанных взглядов на онтогенез психики породило попытки их согласования. Одну из них предпринял В. Штерн, выдвинувший «принцип конвергенции» эндогенных и экзогенных факторов в психическом развитии. Согласно этому принципу, истина заключается в соединении двух противоположных точек зрения: «Душевное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, но и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития». Однако эта идея не нашла у Штерна своего конкретного раскрытия. За «принципом конвергенции» у тех, кто его принимал, стояли разные объяснения психического развития, а сам автор его, по существу, признавал врожденность основных «диспозиций» личности.

Попытку преодолеть нативистическое понимание психического развития ребенка сделал К. Коффка, видный представитель гештальтпсихологии. Он предложил «различать две формы развития: развитие как рост или созревание и развитие—обучение». Созревание — это такой процесс развития, течение которого «зависит от унаследованных особенностей индивидуума», а обучение — это «изменение работоспособности, возникающее на основе достаточно определенных, индивидуально выработанных действий». Однако К. Коффка, как показал Л. С. Выготский, …не выяснил взаимной связи этих форм развития, роли обучения в образовании новых психических структур. Трактовка последних оказалась у него, как и других гештальтистов, натуралистической, негенетической. В конце концов, утверждает Ж. Пиаже, развитие в концепции Коффки определяется созреванием, т. е. оно преформировано.

В зарубежной психологии сейчас уже нет таких теорий, которые не считались бы с социальными факторами в объяснении психического развития ребенка. А. Гезелл в последних своих работах говорит о том, что этот процесс зависит не только от «матурации», но и от «аккультурации». Неофрейдисты всячески стараются модернизировать ортодоксальную концепцию своего учителя в направлении учета в ней социальной обусловленности онтогенеза психики (Э. Фромм, К. Хорни), хотя эти старания принципиально не изменяют их исходных биологизаторских позиций, характерного для них, как отмечает Ж. Пиаже, сведения явлений психического развития «к одному и тому же причинному принципу, остающемуся неизменным в ходе преобразований».

Наиболее радикальная попытка преодолеть нативизм и эмпиризм в объяснении психического развития принадлежит Ж.Пиаже. В его теории умственного развития ребенка этот процесс рассматривается как социализация естественного от рождения человеческого существа. Созревание открывает возможности психического развития, которые реализуются посредством ассимиляции, т. е. включения объектов в имеющиеся у субъекта структуры, аккомодации, ведущей к изменению этих структур, т. е. их дифференциации в зависимости от объективных ситуаций, и прогрессивного уравновешивания. Свою роль в этом процессе играет физический опыт ребенка (манипуляции его с объектами), социальная передача, усвоение социального опыта. Они являются необходимыми и вместе с тем недостаточными условиями развития. Решающим его фактором выступает активное уравновешивание, заключающееся в компенсации внешних нарушений и приводящее к образованию новых структур. Последние не врождены, а постепенно конструируются ребенком. Обращение к врожденности, пишет Пиаже, не решает проблем психогенеза, а только относит их к биологии. Теория Ж. Пиаже, за которой стоит огромное количество исследований, является наиболее разработанной теорией интеллектуального развития ребенка.

При исследовании онтогенеза человека без обращения к биологии обойтись нельзя. Онтогенетическое развитие человека — целостный процесс, выражающийся в различных формах (морфологической, физиологической, психической, социальной). Созревание организма — это генотипически обусловленное становление его морфологических и физиологических признаков и свойств.

Как естественное существо, человек включен в биологическую, видовую систему, определяющую формы его физического развития, не заканчивающегося с его рождением, а продолжающегося до наступления зрелости организма. Он рождается с наследственно обусловленными органическими потребностями, имеющими свою нейрогуморальную основу, безусловнорефлекторными мозговыми структурами, регулирующими функции его внутренних органов, первоначальные отношения к окружающей среде, и естественными возможностями выработки новых способов регуляции поведения. Последние формируются по мере того, как развивающийся индивид включается в социальную систему человеческих отношений. Естественные возможности его становления как сознательного существа реализуются в общественных условиях его жизни, с помощью средств, созданных обществом.

То, с чем рождается индивид, — это не просто «почва», а определенная структура первичных потребностей, механизмов их удовлетворения и первичных природных свойств человеческого организма. От природы, как писал К. Маркс, человек «наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений...». На их основе у него образуются в ходе жизни новые побуждения к деятельности и способы ее осуществления.

Врожденные безусловнорефлекторные структуры включаются в образование и функционирование кортикальных, условнорефлекторных механизмов регуляции взаимоотношений человеческого индивида с окружающей средой, лежащих в основе вырабатываемых у него психических функций и свойств, но сами они не определяют состава этих механизмов. Так, врожденные мозговые структуры разной филогенетической давности (спинальные, подкорковые и др.) играют необходимую роль в образовании новых движений, целенаправленных действий у ребенка, они обеспечивают отдельные компоненты действия (мышечные синергии, реципрокную иннервацию мускулатуры, ее тонус, цикличность движений и т. д.), но не ведут его мелодии (Н. А. Бернштейн, 1947). Свою роль они играют также в развитии перцептивных действий, речевых актов, мыслительных операций и других психических новообразований, характеризующих развитие личности, но они не определяют содержание и структуры последних. Специфическое качество этих новообразований определяется общественными условиями жизни ребенка. Они строятся по образцам, данным в обществе, решающую роль в их формировании играет усвоение этих образцов развивающимся индивидом. Как пишет А. Н. Леонтьев, это усвоение «реализует у человека... главный принцип онтогенетического развития — воспроизведение в свойствах и способностях индивида исторически сложившихся свойств и способностей человеческого вида...». В силу этого онтогенез психики человека приобретает конкретно-исторический характер.

Различные формы онтогенеза не рядоположны, они не просто «параллельны» друг другу, а генетически и функционально связаны между собой. Высшие формы развития жизнедеятельности человеческого индивида включают низшие в качестве механизмов своей реализации, оказывая тем самым и некоторое влияние на их функционирование и развитие. Созревание нервной системы открывает новые возможности развития, которые реализуются в условиях взаимодействия индивида с окружающим миром, усвоения им ценностей, созданных обществом. Соотношение врожденного и приобретенного в образующихся у индивида психических свойствах изменя­ется при переходе от низших к высшим уровням их развития, от более простых к более сложным свойствам.