Понятие о процессах и свойствах личности и их соотношение

Ковалев А.Г. Соотношение психических процессов, состояний и свойств личности

Розділ І. ВСТУП ДО ЗАГАЛЬНОЇ ПСИХОЛОГІЇ

ЗАГАЛЬНА ПСИХОЛОГІЯ ЯК НАВЧАЛЬНА ДИСЦИПЛІНА

Ковалев А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1968. – С.22-42

Определяя психический процесс как деятельность, С. Л. Рубинштейн находит, что психические процессы являются строительным материалом, из которого складываются психические свойства человека. Отсюда понятно, что формирование психической деятельности и свойств совершается заодно и представляет собой единый процесс.

Под свойством личности С. Л. Рубинштейн понимает способность отвечать при определенных условиях на генерализованные воздействия определенной психической деятельностью[1]. Таким образом, свойство возникает из процессов и проявляется в процессах. Среди психических явлений С. Л. Рубинштейн выделяет и состояния, которые он рассматривает как эффект психической деятельности и как фон, на котором она возникает. <...>

Прежде всего остановимся на определениях психических процессов и свойств и попытаемся выяснить характер взаимодействия этих явлений.

Исходными в психической жизни человека являются процессы (ощущения и восприятия, память, мышление и воображение, эмоции и волевые процессы), обеспечивающие отражение действительности, формирование знаний и умений, жизненного опыта и осуществление деятельности. Вместе с тем они выступают в качестве первичных регуляторов поведения и обеспечивают активное отношение личности к действительности.

И. М. Сеченов рассматривает психический процесс как движение психического явления, имеющего определенное начало, течение и конец.

Психический процесс отличается большой динамичностью. Он возникает под влиянием тех или иных внешних воздействий или импульсов, развивается и угасает. Итак, под психическими процессами нужно понимать динамическую деятельность отражения действительности и отношения к ней. Психические процессы обычно подразделяют на познавательные, эмоциональные и волевые. Эта классификация имеет относительный характер, так как то, что обычно рассматривается как интеллектуальный процесс, выступает в реальности и как процесс воли, и наоборот. В качестве примера можно привести процесс решения теоретической или практической задачи. Процесс решения задачи столь же мыслительный, сколько и волевой. Вышеприведенная классификация не отличается и строгостью. <...>

Под свойствами личности следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Если психический процесс всегда актуален (деятельный), то свойство выступает и как потенциальная сила, и как актуальная способность. Уже из данного определения психического свойства видно, что оно по своему происхождению вторично, производно от процесса, а вместе с тем вне процесса не может и проявиться. Свойство само по себе непосредственно не отражает воздействий, оно является эффектом отражательной деятельности, оно представляет собой выражение неразрывно связанных процессов.

В психологии еще нет четкой классификации свойств личности. Обычно выделяют такие свойства, как направленность личности, темперамент, способности и, наконец, характер. Однако перечисленное не является свойствами, а системами свойств. Если быть последовательным, то следует классифицировать свойства, исходя из классификации психических процессов, на основе которых они образуются. Тогда нужно говорить о свойствах интеллектуальной деятельности, эмоциональной и волевой. Что же касается темперамента, способностей, характера, направленности личности, то они являются сложными образованиями, системами свойств. Свойства человека имеют различное происхождение. Одни из них составляют природу человека и выражают его родовые особенности, они формировались в филогенезе, в процессе исторического развития человека. Это, во-первых, органические потребности, во-вторых, свойства темперамента, выражающие тип высшей нервной деятельности как врожденного образования. Говоря о природных свойствах, мы не исключаем возможности их развития и совершенствования. Все другие психические свойства - их большинство - результат онтогенетического развития личности человека.

Природные - это исходные свойства, которые первоначально определяют импульсы к деятельности, а также тонус и динамику протекания психических процессов. Как известно, И. П. Павлов отмечал, что процесс образования системы условных рефлексов зависит от природного фонда высшей нервной деятельности, от врожденных индивидуальных особенностей живого организма. Приобретенные свойства образуются на базе врожденных в процессе отражения действительности и активного на нее воздействия.

В качестве примера можно остановиться на потребности в пище. Это первая жизненная потребность, без удовлетворения которой невозможна жизнь. Однако только процесс потребления опредмечивает эту потребность и только процесс потребления ведет к ее развитию. Развитие потребности приводит к тому, что индивид начинает предъявлять новые требования к средствам удовлетворения, а процесс их потребления создает новые потребности. <...> Следовательно, указанная потребность взрослого человека выражает единство врожденных и приобретенных требований организма и личности.

Образование свойств на основе процессов - сложное явление. Одни из психологов понимают образование свойств как результат закрепления процесса вследствии его повторения (А. К. Перов), другие рассматривают его образование как следствие генерализации и обобщения процессов (С. Л. Рубинштейн). С. Л. Рубинштейн прямо так и пишет: «Способности - это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. <...> Характер человека - это закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений»[2]. При таком понимании свойство по существу отождествляется с процессом; в одном случае свойство - это закрепившийся процесс, в другом случае - это процесс определенного качества.

Мы предполагаем, что образование свойства из процесса - явление гораздо более сложное, чем обычно это представляют. Дело состоит не только в закреплении и обобщении процесса, но прежде всего в синтезировании разнообразных процессов одной модальности с последующим закреплением и обобщением образовавшейся системы.

А. Н. Леонтьев указывает на наличие стадий в образовании свойств. Так, он пишет: «Развитие всех психических свойств человека проходит ряд последовательных этапов, на которых происходит формирование отдельных звеньев, составляющих обязательное условие для того, чтобы мог сложиться конечный механизм, составляющий основу данного свойства»[3]. В качестве закономерных этапов развития свойств он намечает этап перехода от внешнего к внутреннему действию, период свертывания действия и т. д.

Попытаемся рассмотреть вопрос о взаимодействии процессов и свойств более конкретно и дифференцированно. Прежде всего остановимся на вопросе о соотношении психических процессов и свойств личности в сфере познавательной деятельности человека.

Элементарным и исходным процессом отражательной деятельности человека является, как известно, ощущение. Ощущение обычно рассматривается или как самодовлеющий процесс, или как процесс, не имеющий самостоятельного значения, а выступающий лишь звеном более сложного процесса восприятия. На самом деле ощущение - основной процесс, дающий толчок для возникновения других, более сложных процессов, - составляет их начало. В процессе ощущений образуются специфические сенсорные свойства личности.

Ощущение как процесс прежде всего отличается множественностью и разнообразием. Человек в состоянии бодрствования имеет колоссальное количество ощущений. При этом И. М. Сеченов отмечал, что поток ощущений не является хаотичным. Отдельные ощущения, как теперь известно, определенным образом соотносятся друг с другом, связываются, взаимодействуют. Потоки ощущений, возникающие в каналах различных анализаторных систем, сталкиваются, встречаются, вследствие чего возникают специфические эффекты суммарного действия ощущений. Эти эффекты или образы сигнализируют о внутренних состояниях человека или о внешних событиях и тем самым включаются в другие, более сложные регулирующие системы человеческого поведения.

«Поэтому весьма важно, - пишет Б. Г. Ананьев, - изучить не только временные, но и постоянные взаимосвязи между разными видами ощущений...»[4], а мы бы добавили - и связи между ощущениями и другими процессами психической деятельности человека, приводящие к образованию сложных структур отражения и деятельности личности.

Б. Г. Ананьев на основе экспериментальных данных пришел к выводу, что процесс чувственного отражения в определенных обстоятельствах жизни и деятельности приводит к определенной сенсорной организации человека, которую можно рассматривать как систему свойств человеческой личности, имеющую многогранное значение, а именно для образования навыков и умений, формирования способностей.

Сенсорная организация включает как парциальную чувствительность, свойственную тому или иному анализатору, так и общую чувствительность, свойственную человеку в целом. Парциальная чувствительность высокого порядка, свойственная определенным анализаторным системам, входит в структуру специальных способностей (музыкальных, изобразительных, литературных), являясь в них опорным свойством. Общая чувствительность, по Б. Г. Ананьеву, выражает свойства общего типа высшей нервной деятельности.

Таким образом, в процессе и из процессов ощущений образуются свойства сенсорной организации личности, имеющие многозначное значение. Образовавшиеся свойства имеют тенденцию определять, исключая прочие условия, количественную характеристику (интенсивность, время протекания) ощущений как процессов отражения действительности.

Процесс синтеза определенных ощущений, соотнесенный с мыслительными процессами (понимание, подведение под понятие), дает восприятие, лежащее в основе предметного знания и накопления жизненного опыта. В свою очередь в процессе восприятия, при наличии определенной установки на познание действительности, формируется важнейшее свойство личности - наблюдательность.

Наблюдательность тесно связана с умственными качествами личности. Нельзя рассматривать наблюдательность только как способность детально видеть предмет, явление. Наблюдательность включает и умение проникать в сущность того, что видят, замечать характерное, особенное, умение отражать многообразные связи различных сторон предмета и предмета с другими предметами. Отсюда ясно, что наблюдательность представляет собой закрепленный эффект чувственного и логического познания действительности. В наблюдательности, например, художника, писателя, ученого, изобретателя мы видим выражение не только высокой организации восприятия, но и мощи ума. Мышление не только включается в восприятие, но и начинает формироваться в нем. Формируясь в процессе восприятия, оно вначале принимает форму наглядно-образного мышления. Пройдя эту стадию, мышление поднимается над чувственным отражением, становится понятийным, абстрактным. Мышление, вначале вплетаясь в деятельность ребенка, начинает ее предварять. С развитием речи и овладением понятиями и операциями логического мышления ребенок приобретает самостоятельность в умственной деятельности, что, конечно, не может не отразиться в какой-то степени и на всем его духовном облике.

Систематическая теоретическая, как и практическая, профессиональная деятельность приводит к образованию устойчивых мыслительных свойств личности, или, как их называет Б. М. Теплов, качеств ума человека. Эти свойства характеризуют своеобразие подхода человека к решению практических или теоретических задач, а также индивидуальное своеобразие путей и способов, какими эти задачи решаются. Эти свойства обнаруживаются в закрепившихся способах подхода и решения задач, а также и в некоторых формальных особенностях мыслительного процесса, а именно: глубины или поверхности, подвижности или инертности, оригинальности, творческом или репродуктивном характере мышления.

Следовательно, образовавшиеся устойчивые интеллектуальные свойства сказываются на процессах мышления, опреде­ляют известный качественно своеобразный стереотип мыслительной деятельности, не исключающий ни гибкости мыслительного процесса, ни его творческого характера. Не только в мышлении или интеллектуальной деятельности в широком смысле слова мы должны различать и исследовать отношение процесса и свойства, но такой подход должен иметь место и в исследовании речи как средства мышления. Не имея возможности в деталях рассматривать этот вопрос, мы только коснемся его.

Речь формируется в процессе общения, и вместе с тем она является деятельностью общения. В процессе учения человек овладевает литературным языком, который в определенной практической, профессиональной деятельности приобретает некоторые специфические черты житейской, научной и художественной речи данной личности, с характерным для нее словарным запасом, грамматиче­ским строем, стилем и т. п. Поэтому не без основания говорят о языке Пушкина, Гоголя, Толстого и других великих писате­лей, о языке Тимирязева, Павлова и других великих ученых. У каждого человека обнаруживается свой речевой штамп, штамп устной и письменной речи: житейской (устное или письменное общение) и официальной (лекции или труды). Это не означает, что люди говорят на своем, особом языке. Нет, язык остается общим, но он приобретает свои индивидуальные черты, характерные для определенной социальной группы, в которой живет человек, а также конкретные личностные черты, отражающие историю ее жизни и деятельности и выражающие некоторые природные особенности индивида. Свойства речи выражают не только строй мыслей, но и особенности эмоциональной сферы, типологические особенности личности и в целом ее характер.

Исследованиями нашего сотрудника А. А. Степанова, например, показана прямая зависимость между темпо-ритмическими особенностями личности и типологическими свойствами человека. Возникая в процессе речевого общения, свойства речи, поскольку они сложились и укрепились (многословность, лаконичность, темпо-ритмические особенности), сказываются на мышлении и общении личности.

Остановимся теперь на понятии воли. Воля является практической стороной сознания, а по Сеченову — деятельной стороной разума и морального чувства. Почти во всех учебных пособиях понятие воли относят к разделу психических процессов. Это, конечно, не совсем верно. Необходимо различать волевую деятельность как процесс и волевые качества человека как свойства личности.

Волевая деятельность представляет собой системы процессов отражения и процессов действия. Эта система процессов включает осознание потребностей или предъявляемых требований, процесс соотнесения побуждений с условиями жизни и согласования с нравственными убеждениями, определение цели, решение и, наконец, исполнение.

К волевым свойствам личности можно отнести такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самообладание и мужество. Само собой понятно, что эти свойства образуются в процессе волевого действия. Исходным в развитии воли, по И. М. Сеченову и И. П. Павлову, является произвольное движение. Упражнение в волевом действии, обобщение волевых, процессов, определенное их структурирование и соотнесение со свойствами, интеллектуальными и морально-эмоциональными, приводят к специфической волевой организации личности. Поскольку волевые свойства личности образовались и укрепились, они определяют типическую картину поведения и деятельности человека, а именно характер отношения к задаче и способ ее решения. Таким образом, процессы волевого действия, из которых образовались свойства, сами начинают подчиняться, регулироваться свойствами волевой организации человека.

Следует также различать эмоции и чувства как процессы и свойства личности. В советской психологии одни психологи отождествляют чувства и эмоции — их большинство, другие различают их только по степени сложности: эмоции — простые чувства, чувства — сложные эмоции. Третьи, позицию которых мы разделяем и защищаем, рассматривают эмоции как процессы, а чувства как эмоциональные отношения или свойства личности (В. Н. Мясищев и отчасти П. Я. Якобсон). Это последнее понимание вопроса нам представляется наиболее пра­вильным, с каких бы сторон ни рассматривать его.

И действительно, если мы обратимся к психической жизни ребенка раннего возраста, то каждому станет понятно, что не о каких чувствах у ребенка этого возраста не может быть и речи, в то время как переживания или эмоции отчетливо могут быть обнаружены и зарегистрированы. Только впоследствии, на определенном уровне развития, у ребенка складываются чувства в результате повторности переживаний, обобщения их ,- ассоциаций различных эмоций. Следовательно, эмоции являются исходными процессами, на основе которых складываются чувства.

Эмоции как процессы всегда актуальны, они отражают непосредственные изменения во внешних условиях жизни или внутренней среде организма. Чувства не являются простым усложнением эмоций или суммой их и даже не синтезом их; чувства - это новые качественные образования личности, нечто монолитное, в котором обнаруживается единство эмоционального, интеллектуального и нравственного. Чувства отличаются обобщенностью и характеризуют эмоциональное отношение к действительности. Чувства представляют собой относительно устойчивые образова­ния и могут быть как в действенном, так и в потенциальном состоянии, чего нельзя сказать об эмоциях.

Вместе с тем чувства проявляются в эмоциях. При этом одно и то же чувство может проявляться в самых разнообразных эмоциях. В зависимости от склада чувств людей на одни и те же события они отвечают различными эмоциями и эмоциональными состояниями.

Различение эмоций как процессов и чувств, как свойств личности имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как без него трудно было бы понять и осуществить процесс формирования чувств, суть которого состоит в создании условий, возбуждающих нужные нам эмоции и обес­печивающих их систематизацию, обобщение и закрепление.

Важной стороной проблемы является вопрос о механизмах образования свойств из психических процессов. Безусловно, что решающее значение в этом имеет механизм условного рефлекса, обеспечивающий установление связей и их закрепление. Огромное значение в образовании свойств психики имеет общение процессов - оно совершается на уровне как первой, так и второй сигнальной системы. Слово обобщает как внешние воздействия, так и внутренние раздражения, если они, конечно, отражаются во второй сигнальной системе. Обобщения в первой сигнальной системе, особенно у ребенка, нередко протекают вне его сознания. Генерализация нервного процесса лежит в основе первичного обобщения чувственного опыта. Дальнейшее углубление обобщения протекает на уровне вто­рой сигнальной системы. У взрослого человека обобщение протекает при одновременной деятельности первой и второй сигнальных систем. Исследование механизмов объединения, интеграции нервных процессов, обобщения и свертывания процессов, лежащих в основе образования свойств, чрезвычайно важно. Это исследование позволит объяснить сложные психические явления, что будет способствовать решению задачи эффективной организации практической работы по формированию свойства личности. Сложным является и вопрос о механизме влияния образовавшихся свойств на течение психических процессов.