Годы. Независимость Украины

 

В декабре 1991 года Украина сделала свой выбор, стала независимым государством. Больше ничего не мешало перейти к решительному рыночному реформированию молодой независимой украинской державы.

Однако граждане Украины вдоволь почувствовали негативные стороны рыночной экономики. Если на локальных рынках и возникало некоторое равновесие, то это было равновесие кризисной экономики, так сказать «кейнсианское» равновесие. Беспрецедентный в мирное время спад производства так и не преодолен: и к 2008 году мы не достигли макроэкономических параметров показателей докризисного 1991 года. Уникальная для Украины социальная дифференциация граждан становится питательной средой, с одной стороны, для возникновения националистических движений правого и левого толка, с другой — для возрождения социалистической идеи, которая, впрочем, никогда и не умирала в нашей стране.

Слабая социальная защищенность граждан — еще одно следствие реформ. Из многовековой патерналистской системы украинские граждане были брошены в необычную среду индивидуализма и эгоизма, в систему, при которой лозунг «Человек, спасай себя сам!» приобретает неожиданно зловещее значение. Лишь некоторые смогли «найти себя» в новых условиях: кто-то в бизнесе, а кто-то — в криминальных структурах. Большинство же граждан почувствовали себя брошенными, осиротелыми и растерялись, оставшись один на один с бесчисленными социальными проблемами.

Эти негативные результаты реформ могут привести к тому, что слабые побеги рыночных отношений сгниют не развившись и в очередной раз приведут к контрреформам.

Несмотря на наличие сложных экономических и социальных проблем, Украина продвигалась к рыночной системе. Проследим основные этапы и средства этого продвижения и обозначим некоторые результаты.

В 1992 г., в Украине был принятый Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, который разрешал наличие разных форм частных, корпоративных и паевых предприятий. Закон создавал достаточные юридические основания для развертывания частнопредпринимательской деятельности, но экономические основы созданы не были.

В 1993 г. были либерализированы цены. Цены на большинство товаров и услуг были «отпущены на рыночную волю». С одной стороны, это смелая мера, которая способствовала быстрой «рыночной выучке» участников производственного процесса, а с другой — очень неосторожная мера. Ведь советская экономика была жестко монополизирована. В результате рыночную ценовую свободу получили монополии, которые по определению могут назначать цены в отличие от фирм, которые функционируют в конкурентной среде и способных лишь приспосабливаться к уже имеющимся ценам. Результат не заставил себя ждать. Цены подскочили в 2000 раз на протяжении года. Зарплата в то же время выросла не более чем в 20 раз. В Украине появился новый враг № 1 — инфляция.

Рост цен проходил на фоне жестких ограничений денежной массы. Государству, предприятиям и населению в буквальном смысле слова ничем было платить за потребляемые товары и услуги. Начался длительный процесс неплатежей. Правительство «по-большевистски» решило проблему «лишних денег»: их просто конфисковали с помощью инфляции. Взносы граждан в Сберегательном банке не были индексированы и пропали, деньги, которые находились на руках, мгновенно обесценились. Народ, ради которого, как говорили, осуществлялась реформа, был просто ограблен.

Борьба с инфляцией велась самым простым средством — ограничением денежной массы в обращении. С одной стороны, это действительно привело к падению темпов инфляции, но с другой — к резкому сокращению инвестиций в реальный сектор. Нельзя же, в самом деле, вкладывать в производство то, чего нет. Хотя теоретически считалось, что победа над инфляцией автоматически приведет к росту инвестиционной активности. Возможно, что когда-либо это и состоится, но и в 2005 г. инвестиции продолжали находиться в неудовлетворительном состоянии.

В 1993 г. был сделан еще один решительный шаг на пути рыночных реформ: проведена массовая приватизация государственной собственности. То, что без приватизации невозможно создать многосубъектную экономику, не вызывает сомнений, поскольку речь идет о рыночной реформе. Но формы осуществления приватизации могут быть разными. В Украине был выбран способ бесплатной ваучерной приватизации. Рыночная экономика создавалась нерыночными методами. Уже при проведении самой операции приватизации в прессе публиковались статьи о том, что народ правильно воспринял идею и практику приватизации и потому она проходит без социальных эксцессов. Но помнится, что большинство граждан отнеслись к приватизации просто безразлично, явно зная, что в рыночной экономике владельцем не может быть народ. В результате состоялось то, что и должно было состояться: государственная собственность очутилась в руках тех, кто имел деньги. В советские времена деньги были либо у директоров предприятий, либо у государственных правительственных чиновников, которые распоряжались государственными финансовыми ресурсами, либо, наконец, у криминальных структур, которые часто блокировались с теми и другими. Собственно, так оно и было задумано.

Приватизацию проводили люди очень образованные, прекрасно представляя ее последствия и которые откровенно признавались в необходимости найти в Украине «эффективного хозяина». Правда, они не учли особенный менталитет новых украинских владельцев средств производства. Немногие из них захотели или могли проявить себя как предприниматели индустриальной цивилизации. Даже если у них и были деньги, практически никто, за исключением единиц, не начал осуществлять производственные инвестиции. В результате состоялся обвал инвестиционной деятельности. Государство уже не могло ничего вкладывать, а частный владелец не хотел этого делать. Экономика стала двигаться по замкнутому кругу: нет инвестиций — нет прибыли — нет накоплений — нет инвестиций.

Бесспорным успехом реформаторов было создание рынка жилья, благодаря приватизации (фактически бесплатной) государственного жилищного фонда. Правда, и здесь не обошлось без социальной несправедливости. Владельцы комфортабельного современного жилья стали владельцами хороших квартир, а у кого были старые «развалины», те их и присвоили. У кого же ничего не было, тот ни с чем и остался. Теперь в Украине жилье не дают, теперь жилье покупают. Те, у кого есть деньги. У кого же денег нет — не покупают. Рынок простой, но жестокий.

Осталась нерешенной самая загадочная проблема украинской экономики — земельная. Земля стала товаром, хотя исторически она никогда не была объектом свободных рыночных отношений. Но внедрение рыночных отношений пока не сделало наше сельское хозяйство эффективным.

Нынешнее смутное время — не первое в истории нашей страны. Идет борьба за власть. Она и не прекращалась с момента помаранчевой революции с 2004 года. И всегда трудности преодолевались, народ оживал, и все шло своим чередом. Как это ни странно звучит, но все экономические задачи — типовые, одинаковые. Как правило, они уже где-то когда-то решались. Наша национальная «особенность» и кризисные явления не являются чем-то особенным.

Большинство экономистов высокого уровня склоняются к тому, что единственным выходом из сложившейся ситуации есть возвращение государства в экономику как активной экономической силы. Правительство должно выполнять значительно более важную роль при переходе к рыночной экономике. Политика невмешательства государства, которая является частью "шоковой терапии", не оправдала себя. Основной упор "шоковой терапии" был сделан на частный сектор, но сегодня внимание должно сместиться на государственный сектор, активную деятельность правительства по перестройке промышленности, созданию рыночных институтов и созданию условий для конкуренции. Многие текущие проблемы нашей экономики возникли прямо или косвенно из-за того, что государство не сыграло надлежащей роли в организации рыночных отношений. Серьезные правительственные мероприятия должны быть использованы для предотвращения процесса криминализации экономики. Пользуясь невмешательством правительства, криминальные элементы заполняют вакуум. Таким образом состоялся переход не к рыночной, а к криминальной экономике. Необходимы государственные мероприятия для преодоления депрессии. Стабилизация украинской экономики, компенсация серьезных потерь не могут состояться сами по себе, для этого государство должно возродить потребительский спрос, увеличив пенсии и зарплаты, а также повернув хотя бы часть сбережений, потерянных в результате инфляции. Государству надлежит обеспечить создание производственного капитала, изъяв для этого инвестиции из непроизводственной сферы. Государство должно признать, что если и существует "секрет" рыночной экономики, то он заключается не в частной собственности, а в конкуренции. И, следовательно, на государственном и местном уровнях роль государства должна способствовать созданию новых конкурирующих предприятий. К сожалению, экономика Украины пока не вышла на путь посткризисного развития.

Рыночные превращения не привели к высокому уровню благосостояния граждан, социальные результаты не удовлетворяют основную массу населения страны. Собственно, претендовать на «товарищескую близость» с ведущими странами мира мы пока и не должны. ВВП на душу населения в Украине пока не превышает 18% от уровня США и приближается до 45% от уровня Португалии, самой бедной страны из всех богатых. Сегодня много наших ученых, публицистов и даже правительственных чиновников выражают мысль о том, что хорошо бы до 2015 г. добиться показателей, характерных для Португалии. Что же, было бы неплохо. Только вряд ли Португалия будет ожидать нас.

Однако нельзя терять надежд на лучшую судьбу. Потенциальные возможности Украины совсем не исчерпаны.