Как правило, решения должны приниматься там, где возникает
Требования к решениям и их классификация
Управленческие решения должны отвечать определенным требованиям. Главные из них:
· обоснованность;
· четкость формулировок;
· реальная осуществимость;
· своевременность;
· экономичность (определяемая по размерам затрат на достижение целей);
· эффективность (как степень достижения поставленных целей в сопоставлении с затратами ресурсов).
проблемная ситуация или появляется неиспользованная возможность. Для этого менеджеров соответствующего уровня управления необходимо наделить полномочиями и возложить на них ответственность за состояние дел на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность с ранее принятыми решениями как по вертикали, так и по горизонтали управления .
Классификация (типология) управленческих решений, принимаемых в организациях позволяет выделить классы или виды решений, требующих различного подхода к организации процесса управления и методам работы при их выработке и принятию, а также неодинаковых по затратам времени и др. ресурсов.
Типология – научный метод, основой которого является расчленение систем и объектов, а также их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Она необходима для четкого определения особенностей управленческих решений, принимаемых на различных уровнях организации, и на этой основе формулирования требований к работникам, принимающим решения, а также к той информации, которую они должны получать. Типология также используется в целях сравнительной оценки и изучения существенных признаков, сведений, функций, отношений, уровней организации объектов. Основные понятия , используемые типологией – это тип, классификация, систематика и др. Применительно к управленческим решениям типология используется как инструмент поиска, анализа, оценки и выбора управленческих решений. Их классифицируют по различным признакам. На основе классификации управленческих решений осуществляется оценка их отдельных разновидностей и упорядочивание.
Существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определенным образом классифицировать. Существует три типа управленческих решений по способам обоснования:
Интуитивные – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо принимающее решение занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. С точки зрения статистики шансы на правильный выбор при этом невысоки.
Основанные на суждениях – иногда кажутся интуитивными, поскольку их логика не очевидна. Такое решение – это выбор, обусловленный знаниями о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Достоинства этих решений в быстроте и дешевизне разработки и принятия. К недостаткам можно отнести то, что они не позволяют принять решение в действительно новой ситуации, так как у руководителя отсутствует опыт, на котором он мог бы обосновать логический выбор. Поскольку суждение всегда опирается на опыт, чрезмерная ориентация на него смещает решения в направлениях, знакомых руководителям по их прежним действиям. Из-за такого смещения руководитель может упустить новую альтернативу, которая должна бала бы стать более эффективной, чем знакомые варианты выбора.
Рациональные решения позволяют существенно повысить вероятность правильного выбора. Главное различие между рациональным решением и решением, основанном на суждении, заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Наиболее общие признаки классификации и виды решений, соответствующие им (характерные для управленческой практики):
1. Длительность действия: стратегические и тактические.
2. Содержание: экономические, социальные, организационные, научные (количественного и неколичественного характера).
3. Объект управления: общие, частные, локальные.
4. Глубина воздействия: одноуровневые, многоуровневые.
5. Направление : внутрь организации, за пределы организации.
6. Степень обязательности: обязательные, вероятностные.
7. Степень структурирования проблемы: хорошо структурированные, слабо структурированные, неструктурированные.
8. Методы решения проблемы: типовые , творческие.
9. Лицо принимающее решение: индивидуальные (типовые), групповые (коллективные).
10. Количество целей: одноцелевые, многоцелевые.
11. Условия среды (степень полноты имеющейся информации): определенность, риск, неопределенность.
12. Уровень творческого вклада (по степени уникальности): рутинные, селективные, адаптивные, инновационные.
13. Временной горизонт: перспективные, текущие.
14. Продолжительность действия: долгосрочные (более 5 лет), среднесрочные (1-5 лет), краткосрочные (менее 1 года).
15. Степень обязательности исполнения: директивные, рекомендательные, ориентирующие.
16. Функциональное назначение: организационные, координирующие, регулирующие, активизирующие, контролирующие.
17. Способ принятия: консультативные, совместные, парламентские.
18. Широта охвата: общие, специальные.
19. Предопределенность (по характеру информации): запрограммированные, незапрограммированные.
20. Способ выработки: интуитивные, адаптационные, рациональные.
21. Субъект управления: единоначальника, коллегиального органа и коллективные.
22. Форма принятия: индивидуальные, групповые, организационные и межорганизационные.
23. Юридическое оформление: планы, приказы, распоряжения, инструкции.
24. Способ фиксации: устные, письменные и т.д.
Рассмотрим классификацию управленческих решений на высоко и
слабо структурированные, т.к. она позволяет более эффективно организовать процесс путем разработки разных подходов и действий, обеспечивающих движение к поставленным целям.
Решения в высокой степени структурированные считаются программируемыми. Они являются результатом реализации определенной последовательности действий или шагов (как при решении математического уравнения). При этом число альтернатив ограничено и выбор делается в пределах направлений, заданных организацией, а также с учетом нормативов, стандартов, правил и т.д. В решениях такого типа применяются правила и процедуры, которые точно предписывают, что надо делать, последовательность действий и способы выполнения. Пример: определение числа руководителей при заданной норме управляемости.
Выделение класса программируемых решений позволяет разрабатывать
стандартные процедуры и программировать решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью. В результате можно получить значительный выигрыш во времени и затратах на разработку, а также повысить качество решений.
Слабо структурированные решения являются непрограммируемыми, т.к.
принимаются в ситуациях, отличающихся новизной, внутренней неструктурированностью, неполнотой и недостоверностью информации, многообразием и сложностью влияния различных факторов. Это не позволяет находить решения путем построения адекватных математических моделей, и основную роль в поиске играет человек и его способность разрабатывать соответствующую процедуру, ведущую к решению. ЛПР используют имеющуюся у них информацию и собственное представление о том, как принимать подобные решения, при этом нередко в условиях дефицита времени.
Слабо структурированными являются также решения, связанные с
определением целей и формулировкой стратегии развития организации, с изменением ее структуры, с прогнозами работы на новых рынках и т.п. Количество таких решений увеличивается по мере роста масштабов сложности организации. К такому же результату приводят современные тенденции к глобализации экономики, рост ее открытости, т.к. их прямым следствием становятся рост числа связей между организациями, большая динамичность и изменения как внешней среды, так и внутренней организации каждой фирмы.