Справедливости

  Реакция работника
    На уровне реальной деятельности   На уровне оценки ситуации (психологический уровень)
2 3
Недоплата   Снижение уровня самоотдачи (например, работать менее напряженно, работать меньше, приходить позже или уходить с работы раньше, устраивать себе дополнительные перерывы во время работы и т.п.) а) Работник рассматривает обмены, которые совершаются между ним и организацией, как несправедливые и считает, что получает меньше того, что заслуживает  
    Понижение качества работы   Требование более высокой оплаты или определенных льгот   б) Работник пытается убедить себя, что вклад других работников на самом деле является большим, то есть объяснить себе, что другие люди, с которыми он сравнивает себя, обладают, например, более высокой квалификацией или работают лучше и поэтому заслуживают более высокой оплаты
Переплата   Повышение самоотдачи (более напряженная работа, увеличение продолжительности рабочего дня, сверхурочная работа, работа в неоплаченное время) а) Работник испытывает определенное чувство вины, связанное с тем, что он получает от организации больше, чем заслуживает  
    Повышение качества работы   Меньше требовать от организации за свой труд (например, отказаться от каких-то льгот) б) Работник старается убедить себя в том, что оплата соответствует трудовому вкладу (например, работник может доказать себе, что его работа является более напряженной или ответственной, чем у других, и поэтому заслуживает большей оплаты)

 

Движимый стремлением к установлению справедливых отношений с организацией, работник может производить сравнения разного типа:

сравнение себя с другими работниками внутри организации,

• сравнение себя с другими работниками вне организации,

системно-структурное сравнение.Это сравнение обещанной или ус­тановленной структуры оплаты с реальной. Например, если органи­зация заявляет, что она придерживается системы надбавок к зарпла­те в соответствии с выслугой лет, но при этом структура надбавок не отражает роста прожиточного уровня или инфляции, то расхожде­ние между ожидаемой и существующей структурой оплаты вызовет у работника ощущение несправедливости,

с имеющейся практикой в области оплаты.Например, если практи­ка компании состоит в увеличении оклада при каждом повышении в должности, то прибавка к зарплате будет рассматриваться как справедливая, а ее отсутствие - как нарушение принципа справед­ливости,

с прошлым опытом(«Я раньше получал хорошие надбавки (пре­мии) и ожидаю, что так будет и в будущем»),

с представлением человека о собственной значимости или ценности для организации(образование, связи, опыт, знания, вклад в работу организации и т.п.).

Принцип подкрепления. Поведение или действия человека, вызванные определенной ситуа­цией или событием, как правило, имеют определенные последствия. Если эти последствия являются для него позитивными, то в похожих ситуа­циях человек будет стремиться действовать подобным образом. Если же последствия будут негативными, нежелательными, то человек в буду­щем постарается изменить свое поведение, чтобы избежать таких по­следствий. Например, работники стремятся в точности исполнять требования своего непосредственного руководителя, потому что нару­шение этих требований в прошлом каралось наказанием (выговором, лишением премии, исключением из состава резерва или переносом от­пуска на неудобное время).

Позитивное подкрепление- это стимулы, которые повышают вероят­ность желательного поведения. Так, например, школьник за хорошие отметки в школе получает позитивное подкрепление от своих родителей в той или иной форме (от похвалы до покупки привлекательных для него вещей, например, велосипеда). В условиях трудовых отношений значи­мое для работника позитивное подкрепление может быть использовано для закрепления эффективных рабочих действий и улучшения работы. При этом следует иметь в виду, что подкрепление, представляющее цен­ность для одного работника, может не представлять никакого интереса для другого. К примеру, для одних работников большое значение имеют соображения престижа и значимости работы, тогда как других интере­сует только уровень оплаты («Какая разница, чем заниматься, лишь бы платили хорошо»),

Негативное подкреплениеможет не только тормозить нежелательные дей­ствия или поведение работника, но и стимулировать деятельность, ведущую к успеху. Например, более напряженная работа с целью скорейшего завершения проекта может подкрепляться тем, что дает возможность не выслушивать вы­говоры или замечания придирчивого руководителя, позволяя избежать лише­ния премии или других негативных последствий.

Глава 2. Система материального и нематериального стимулирования трудовой деятельности

Стимулирование труда - это, прежде всего, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Одновременно оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и как работника одновременно. Принято различать материальное и нематериальное стимулирование трудовой деятельности, поэтому целесообразно рассмотреть их отдельно, не смотря на то, что они являются взаимосвязанными элементами системы стимулирования.